Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История. Около 15 лет назад студент колледжа по имени Уильямc начал продавать передвижные дома (назван- ные впоследствии трейлерами)*
Около 15 лет назад студент колледжа по имени Уильямc начал продавать передвижные дома (назван- ные впоследствии " трейлерами")*. В 1965 году он за- регистрировал свой бизнес. В этом году он продал таких домов на сумму 5, 8 млн. долл. и заработал 61 тыс. долл. до уплаты корпоративного налога. На- кануне 1968 года он примкнул к " франшизному" движению и продавал другим право продавать мо- бильные дома от своего имени. Кроме того, ему при- шла в голову идея заняться налоговыми консульта-
Продолжением истории ААА Enterprises является история более поздней компании ZZZ Best с харизматичным руковод- ством и ограниченными активами. Рыночная стоимость ZZZ Best достигла около 200 млн. долл. в конце 1980-х годов, хотя ее бизнес по производству пылесосов состоял всего лишь из теле- фона и арендуемого офиса, которым управлял подросток по имени Барри Минков. ZZZZ Best обанкротилась, и Минков по- пал в тюрьму. Однако даже сейчас, когда вы читаете эту ис- торию, организовывается другая подобная компания, и новое поколение " инвесторов" будет одурачено. Ни один из тех, кто читал Грэхема, не должен попасть в их число.
484 РАЗУМНЫЙ ИНВЕСТОР
циями, используя трейлеры в качестве мобильных офисов. Он сформировал дочернюю компанию под названием Mr. Tax of America и стал продавать франшизы для использования своей идеи и своего имени. Он увеличил количество корпоративных ак- ций до 2, 710 миллиона и был готов к их размещению. Уильяме также узнал, что один из наиболее крупных инвестиционных банков желает, наряду с другими, принять участие в размещении акций его компании. В марте 1969 года они предложили участникам фон- дового рынка 500 тысяч акций АЛА Enterprises по це- не 13 долл. за штуку. Средства от продажи 300 тысяч акций поступили на личный счет г-на Уильямса, а от продажи 200 тысяч — на счет компании, добавив при этом 2, 4 млн. долл. к ее капиталу. Рыночная стои- мость акций быстро удвоилась до 28, таким образом, капитализация составила 84 млн. долл. по сравне- нию с балансовой стоимостью акций в 4, 2 млн. долл. и максимальной прибылью в размере 690 тыс. долл. Таким образом, акции продавались по цене, которая в 115 (!) раз превышала текущую (самую высокую) удельную прибыль. Безусловно, г-н Уильямс выбрал название ААА Enterprise с той целью, чтобы она была среди первых в телефонных справочниках и Желтых страницах. Естественным результатом стало то, что его компания должна была стоять первой в справоч- нике Standard & Poor's Stock Guide. Как и в случае с Абу Бен Адемом, ее название стояло первым*. Это по-
* В поэме " Абу Бен Адем" британского поэта-романтика Лей- ха Ханта (1784-1859) праведный Муслим видит ангела, кото- рый пишет в золотой книге " имена тех, кто любит Бога". Ко- гда ангел говорит Абу, что его имени нет среди них, тот отве- чает: " Я молю тебя, запиши тогда меня как того, кто любит своих собратьев". Ангел вернулся следующей ночью и показал Абу книгу, в которой теперь имя Бен Адема стояло первым.
Глава 17. Четыре чрезвычайно поучительных примера 485
служило одной из причин для выбора ее акций в каче- стве примера " горячих" выпусков акций в 1969 году.
Комментарий. Это была неплохая сделка для г-на Уильямса. За 300 тысяч акций, размещенных в декабре 1968 года, которые имели балансовую стоимость 180 тыс. долл., он выручил в 20 раз боль- ше — кругленькую сумму в 3, 6 млн. долл. Компании- андеррайтеры и другие торговцы ценными бумагами разделили выручку от продажи остальных 500 тысяч акций.
1. Для клиентов брокерских компаний ситуация оказалась не столь блестящей. Им пришлось за- платить за акции цену, примерно в десять раз превышающую ее балансовую стоимость, — и это после того, как за свои же деньги они подня- ли удельную стоимость капитала в расчете на одну акцию с 59 центов до 1, 35 долл.* До начала 1968 года, лучшего за всю историю компании, максимальное значение ее коэффициента EPS составляло жалкие 7 центов в расчете на одну акцию. У компании, конечно же, имелись амби- циозные планы на будущее, но платить лишь за перспективы...? Инвесторов попросили это сде- лать, и они сделали.
2. Тем не менее цена акций удвоилась практически сразу после их размещения, и любой клиент бро- керских контор мог получить привлекательную прибыль. Здесь перед нами возникают сложные вопросы. Повлиял ли значительный рост курса
Инвесторы, покупая растущее количество обыкновенных ак- ций с превышением их балансовой стоимости, увеличивали стоимость капитала компании ААА в расчете на одну акцию. Но инвесторы совершили огромную ошибку, поскольку большая часть роста стоимости акционерного капитала была обуслов- лена растущим спросом на акции.
486 РАЗУМНЫЙ ИНВЕСТОР
акций сразу же после начала их размещения на рост спроса на них в ходе их дальнейшего разме- щения? Или, говоря иначе, освобождает ли воз- можность роста курса акции компании-андеррай- теры от ответственности за дальнейшую судьбу акций, к выпуску которых они " приложили ру- ку"? На эти вопросы сложно ответить, но они за- служивают внимательного рассмотрения со сто- роны аналитиков как Уолл-стрит, так и государ- ственных регулирующих органов*.
|