Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 1. 1.Св. Апостол, по обычаю своего времени и, в начале послания ставит свое имя и наряду с ним имена своих сотрудников в Солуне
1. Св. Апостол, по обычаю своего времени и, в начале послания ставит свое имя и наряду с ним имена своих сотрудников в Солуне, Силуана (Силу) и Тимофея, свидетельствуя тем Солунянам, что все трое «едиными усты» проповедовали одно спасительное для них Евангелие, но, в то же время, сделанное у них его сотрудниками, сделано было как бы им самим. Далее, Св. Павел обозначает, кому пишет послание – Церкви Солунской – обществу верующих, организованному в Церковь, - с пастырями, свершителями таинств и служителями слова, и пасомыми их (V, 12, 27); к этому прибавляет характерную черту этой церкви – «в Боге Отце и Господе Иисусе Христе», т.е. собранной и основанной не самочинно, но по повелению и содействию Бога и устроенной по Его плану и во славу Имени Его, церкви, чтущей истинного Бога Отца и Господа Иисуса Христа и прибывающей в живом общении с Ними (ср. Иоан. XV, 4; XVII, 21; I Иоан. II, 5; V, 20). Такой-то церкви Апостол и его сотрудники и шлют свой привет и благожелания: «благодать вам и мир». Благодать – форма приветствия греков (см. Деян. XXIII, 26), мир – евреев (Быт. XXIII, 23 Суд. XII, 20 Лук. XII, 5, 6; Иоан. XX, 19; XXI, 26). Оба эти приветствия у греков и евреев относились к жизни земной и к внешнему благополучию. Но Апостол соединяет их и возвышает до означения полноты спасения во Христе Иисусе. «Желая Солунской церкви благодати, он желает ей Божия благоволения к ним и живого Богообщения по вере в Господа (Тит. II, 2; Иоан. I, 17), желая им мира, он желает внутренней гармонии жизни и радостного ощущения чистоты и святости от действия в них благодати. Того и другого желает Апостол «от Бога Отца и Господа Иисуса Христа», как единого источника благодати и мира: Отца – как источника совета о спасении и Господа Иисуса Христа, как совершителя спасения. 2. Св. Павел в радости благодарит Бога за все доброе в Солунянах. Он всегда во всякое время носит в сердце своем чувства благодарности к Богу и не совершенных только, но за всех и немощных по вере и делам своим, но принадлежащих к телу церкви Христовой, омытой кровью Его. Возносит в молитвах своих, воспоминая о них, благодарные чувства к Богу. Он благодарит Бога за Солунян, помышляя о совершенстве их христианского характера и о Божием избрании. 3. Совершенства христианской благодатной жизни выражаются в хранении и соблюдении трех основных христианских добродетелей: веры, надежды и любви, изливаемых Духом Святым в сердца Христиан; без них невозможно никакое христианское расположение и поведение. Апостол припоминает, как эти добродетели проявлялись у Солунских христиан: вера в делах – стойкая, постоянная во всех обстоятельствах жизни, любовь в труде – заботах и жертвах в облегчении участи христиан и во всякой помощи (см. IV, 10); надежда – на Господа Иисуса Христа, как существенного предмета надежды христианской, в терпении среди искушений и гонений (Деян. Xvii, 5, 9). И все эти добродетели Солуняне являли пред Богом и Отцом, Ему их посвящали, при мысли о Нем, как бы в присутствие Его, совершали их; следовательно – со всем старание и усердием, со всею искренностью и чистотой побуждений. Кроме того, Бог много милостей оказал Солунянам в самом избрании их. 4. Благодатное избрание есть осуществление любви Божией к людям, по которой Он приводит в исполнение чрез Иисуса Христа, от вечности ведомый Ему только, план спасения грешных. Начало его в призвании. В котором совершается акт избрания. Последовавшие этому призванию вступают в состояние и честь избранных. Так, - избираются призванные, избранные – оправдываются, сохранившие оправдание – прославляются (Рим. XIII, 29, 30). Видя ясно, что Солуняне введены в этот дивный план Божий спасения людей, Св. Павел, в радости за них, благодарит Бога, Который в избрании их явил необыкновенное величие силы и любви Своей, почему и называет Солунян братией возлюбленной Богом. На чем же основывается убеждение Св. Павла, что Солуняне избраны Богом? – На чудесах при призвании их к вере (ст. 5) и на последующей за призванием их жизни (ст. 6 и 7). 5. Знаю. Как бы так говорит Св. Павел к Солунянам, что вы избранники Божии, потому что нашу проповедь у вас Господь сопровождал Своею силою – знамениями и чудесами, и ниспосланием вам даров Св. Духа, - дара языков, пророчества и других, так обычных в первенствующей церкви Христовой (V, 19, 20). Кроме этих общих даров Св. Духа Солуняне получили от Бога и много других чудесных удостоверений в истине слов Апостола, напр. Во сне, в видениях. Все это Солуняне сами видели и знают, что Бог сделал для них чрез Апостола, а он был только орудием – органом Божиим для них. Потом христианская жизнь Солунян доказывает, что они избранники Божии (ст. 6 и 7). 6 - 7. Что Солуняне – избранники Божии, Апостол Павел видит и в том, что они сделались подражателями Апостола и самого Господа, которые терпели скорби за истину с радостью. И Солуняне приняли проповедь Апостола среди гонений и скорбей, но не скорбели, как естественно было ожидать этого, а радовались, потому что Дух Святой исполнил сердца их радостью спасения, изгнав из него чувства скорби. Так что в усердном принятии Евангелия, непоколебимой верности ему и, как видно из последнего, в совершенном изменении жизни по духу его, Солуняне стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии. В последних трех стихах (8-10) Апостол Павел изображает третью сторону светлого состояния Солунян – их славу между всеми тогдашними христианами по берегам Средиземного моря. 8. Вести не только о том, что Солуняне уверовали во Христа Господа, но и слова проповеди Апостольской – слова Господни, обратившие их к вере, быстро промчались (с греч.: отозвалось как эхо) по всему побережью северной и южной Греции, так что Апостолу и его сотрудникам не было и надобности рассказывать о делах веры Солунян для возбуждения в других подобного соревнования, «ибо о чем надлежало бы им слышать от Апостола и его сотрудников, о том они, предупреждая их, рассказывали сами» (Злат.). 9 - 10. Слух о вере Солунян обнимал всю Апостольскую деятельность у них Св. Павла – именно: какой вход его был к ним, т.е. как и что он проповедовал им среди знамений и чудес и как дивно совершилось изменение душ Солунян, как легко и с какою готовностью они обратились от ложного служения мертвым идолам к служению Богу Живому и Истинному – т.е. к вере в Него и жизни по заповедям Его и надежде на будущую блаженную жизнь, которую дает верующим в Него Сын Божий. Ибо Он, как Богочеловек Иисус, умер и воскрес силою Божьею из мертвых, вознесся на небеса и опять придет на землю, чтобы судить людей: тех, которые не веруют в Него, постигнет гнев Божий – праведное наказание, а верующих в Него Он уже здесь – на земле, избавляет от грядущего гнева (Иоан. III, 14-18; V, 24). 2) Во втором отделе (II, 1-16), исторической части послания, Св. Павел описывает свое пребывание с сотрудниками и свою работу в Солуни, касаясь двух преимущественно пунктов: А) характеристических черт своих жизни и работы среди них (II, 1-12); Б) уверования мужественного пребывания в вере Солунян (II, 13-16). То и другое Св. Павел раскрывает подробно. Но для чего это было нужно, когда сам же он говорит, что Солуняне все это знают? Хотя в послании нет прямых указаний на то, что были в Солуни сомневающиеся в Божественности учения Св. Апостола и в его личности и своими сомнениями колебали веру других, более слабых в вере, но косвенные доказательства или намеки на это есть в послании. Так Св. Павел с клятвою удостоверяет истину своих показаний (ст. 5. 10), что было бы лишнее, если бы у кого-либо не было сомнений относительно их; в других случаях ссылается на свидетельство самих Солунян (Ст. 1, 5, 10, 11). Пункты, которых касались сомнения, указываются Ап. Павлом (ст. 1, 3, 5, 9). На основании их можно построить такую догадку. Видя внезапную, слишком резкую, перемену в жизни обратившихся ко Христу, некоторые недоброжелатели уверовавших, а, может быть, и родные-неверующие, как бы радея о родных своих уверовавших, могли смущать их такими речами: какой-то неизвестный человек, по имени Павел, предложил вам слово об Иисусе, называемом Христом, Которого вы прежде не знали, и убедил вас уверовать в Него и поклоняться Ему как Богу. И вот вы – христиане, бывшие доселе язычниками или иудеями. Хорошо ли это сделали вы? Не мечта ли верование христиан? Не тщетны ли надежды их? Не обманул ли вас Павел? Или сам он не в обольщении ли под каким-либо нечистым влиянием? Сколько у нас евреев? А они не охотно веруют. Да и сам Павел показался только, да и ушел, и заботы ему нет о вас, а вот вы терпите скорби и гонения. Такие речи не могли, конечно, всех смущать, и нельзя сказать, чтобы никого не смутили, особенно из тех, кто уверовал уже по отходе Апостола из Солуни. Колеблющихся в вере могли утвердить более твердые в вере – пастыри, учителя. Но нужно было и более авторитетное утверждение. Св. Павел и делает это в своем послании, ссылаясь и на свою проповедь (1-6), и на свою работу в Солуни (7-12) и на самих Солунян (13-16).
|