Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 2.
1. Верно говорили в Солуни: попусту ходят эти люди (Св. Павел и его спутники), праздные странники, обольщающие или сами обольщенные. Св. Павел говорит на это: мы не такие, вы сами знаете вход наш к вам, как мы вступили в духовное общение с вами, как проповедовали вам Евангелие при знамениях и чудесах, как вы уверовали, как из нас образовалась Св. Церковь. Стало быть, мы «не вотще» (не попусту) были у вас. 2. Вы сами знаете, продолжает Св. Павел, что мы пришли к вам из Филипп, где только что «пострадали», как враги растерзали одежды наши, били до ран палицами, посадили в темницу, забив в колодки ноги наши, «и были поруганы», (ср. Деян XV, 23-37). Если бы дело наше было пустое, то, после страданий наших, мы не стали бы продолжать его. А, между тем, у вас мы «дерзнули» (с греч.: не смущенно, безбоязненно осмелились) – осмелились, при уверенности в помощи Божией, возвещать Евангелие Божие, а не свои мечты, и опять «с многим подвигом» (с греч.: «борением») с неутомимостью и борьбой с умами слушателей, особенно, Евреями (Деян. XVII, 2). 3. Что дело наше не пустое, это доказывается тем, что учение наше не есть какое-либо заблуждение, в котором мы запутались, не есть дело нечистых сил, которые вводят в обман ложными знамениями и чудесами, или какая злохитрая кознь с политическою целью (Деян. XVII, 7), а получено прямо от Бога. Таким образом, Ап. Павел отрицает для своей проповеди три обычных источника человеческих заблуждений: самообольщение, внушение нечистой силы и политические заблуждения, и, вместе, указывает настоящий источник ее в Боге (ст.4), а затем отвергает ложно приписываемые ему недобрые цели и приемы (ст.5 и 6). 4. Бог увидел, что мы годны к принятию Евангелия в чистоте и к передаче его другим при помощи Его благодати без всякой примеси от порчи наших ума и сердца. Поелику нам оказано такое доверие Богом, то мы не можем оказаться неверными Ему: как вверено нам, так и передаем другим, не имеем в виду угождать людям, а заботимся только о том, чтобы угодить Богу, Который знает, что у нас на сердце от Него ничего не скрыто. 5 - 6. Св. Павел теперь переходит к указанию духа, видов и приемов, своей проповеди. Три нарекания возможных или действительных отстраняет от себя Св. Павел: в ласкательстве, в лихоимстве и славолюбии. Ласкательство или лесть есть крайне отталкивающий образ действия: оно бросает тень подозрения на добросовестность деятельности льстеца, дает право подозревать его в нечистых побуждениях, Как в лихоимстве и славолюбии. Поэтому Св. Павел отстраняет это нарекание, говоря: наше слово было чуждо лести и по образу речи и по содержанию ее. Не действовали мы среди вас и из видов корысти, - этого у нас и на сердце не было, свидетель тому Бог, знающий сердца наши. Не были мы также и искателями славы человеческой, не требовали почестей, не тщеславились, и это не у вас только, но повсюду и пред всеми. Отстранивши возможные или действительные нарекания на свою проповедь, Св. Павел далее изображает свою деятельность с положительной стороны в кратких, но сильных выражениях. Б) Черты деятельности Св. Павла. (II, 7-12). 7. Возможно, что в Солуни было нарекание на самый образ деятельности Св. Павла: могли говорить, что Апостол, как посланник Божий, должен бы явиться к ним и действовать с подобающей ему важностью. Но Св. Павел и его спутники явились к ним смиренно, как рабы. Св. Павел и говорит: да, мы имели право явиться к вам с подобающей нам важностью, как Апостолы Христовы, но, по любви к вам, мы явились смиренными, кроткими; мало того, - мы, по любви к вам, так заботливо и нежно обращались с вами, как мать обращается с своими малолетними детьми, укрывая их у своей груди. 8. Любовь Св. Павла к Солунянам была так сильна и бескорыстна, что он желал не только преподать им Христово учение, но и как бы перелить или воплотить в них свою душу, - что у него было хорошего в душе, полностью передать их душам, по одному побуждению, что они любезны стали ему. Из чего видно, что Апостол возлюбил Солунян, как мать любит свое дитя, и готов был и душу свою предать им, как своим возлюбленным? 1) «Заблуждение» - слав.: «прелесть»; с греч.: «обольщение других» (Мф. 27, 64; Еф. IV, 14) и «самообольщение». 2) «Нечистых побуждений» - слав.: «нечистоты». По учению Св. О. – Златоуста, Феодорита и др. здесь нужно разуметь нечистую силу, как источник магии, волшебства, суеверий. 3) «Лукавства» - слав.: «лесть»; с греч.: «хитрость. Коварство; в обширном смысле – заговор, возмущение против установленных порядков. В последнем смысле понимается это слово Св. Отцами. 4) «Бог удостоил» слав.: «искусихомся»; с греч.: «испытывать и по испытании признать годным» (1 Кор. XVI, 3). 5) Слав.: «Тиси»; с греч.: «кроткий, тихий, благосклонный». Употребляется в отношении высших к низшим – царя к подданным, родителей к детям. 6) Слав.: «желающе вас»; с греч.: «сильное желание соединиться с кем, вступить с ним в сердечный союз». 7) Слав.: «подати»; с греч.: «подать, перелить». 9. Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем 1) работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие.
|