Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Деятельность органов прокуратуры в годы Великой Отечественной войны. Роль органов прокуратуры в разоблачении главных военных преступников на Нюрнбергском процессе (1945-1946 гг.).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. в СССР было объявлено военное положение, работа территориальных и военных прокуратур перестроена на военный лад. В соответствии с п.2 Указа в местностях переведенных на военное положение, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности принадлежали военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где нет военных советов – высшему командованию войсковых соединений. За неподчинение распоряжениям и приказам военных властей, а также за преступления совершенные в названых местностях, виновные подлежали уголовной ответственности по законам военного времени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. было утверждено Положение о военных трибуналах в местностях. В соответствии со ст. 7 Указа от 22 июня 1941 г. «О военном положении» в местностях, объявленных на военном положении, на рассмотрение военных трибуналов передавались все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, а именно: - дела о государственных преступлениях; - дела о преступлениях, предусмотренных Законом от 7 августа 1932 г. об охране общественной (социалистической) собственности; - дела о разбое; - дела об умышленных убийствах; - дела о насильственном освобождении из домов заключения и из-под стражи; - дела об уклонении от исполнения всеобщей обязанности, о сопротивлении представителям власти; - дела о незаконной покупке, продаже и хранения оружия, а также о хищении оружия. Интересы военного времени потребовали перестройки системы и структуры органов прокуратуры, в особенности органов прокуратуры прифронтовой полосы. С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливались классные чины с выдачей форменного обмундирования. Этим же Указом введена сравнительная градация классных часов прокуроров и следователей, приравненных к военным званиям. Согласно п. 1 этого Указа для прокурорско-следственных работников были установлены следующие классные чины: Действительный государственный советник юстиции, Государственный советник юстиции 1-го класса, Государственный советник юстиции 2-го класса, Государственный советник 3-го класса, старший советник юстиции, советник юстиции, младший советник юстиции, юрист 1-го класса, 2-го класса, юрист 3-го класса, младший юрист. Классный чин Действительного государственного советника юстиции присваивался Указом Президиума Верховного Совета СССР. В послевоенное время работники прокуратуры СССР, прокуратур РСФСР, УССР, БССР провели огромную по своим масштабам работу по разоблачению немецко-фашистских захватчиков, установлению их злодеяний на оккупированных ими территориях СССР. Высококвалифицированные прокуроры и следователи принимали активное участие в судебном процессе над главными военными преступниками, проходившем в Нюрнберге в период с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г. Главным обвинителем от СССР выступил Р.А. Руденко, занимавший в тот период пост прокурора Украины, а затем пост Генерального прокурора СССР. Международный военный трибунал над главными немецкими военными преступниками был создан на основании Международного соглашения между СССР, США, Великобританией и Францией от 8 августа 1945 г. Члены трибунала были равноправны и по взаимному соглашению между собой выбирали председательствующего. Равноправными являлись и Главные обвинители, которые строили свою работу на принципах полного сотрудничества материалов для процесса и поддержание обвинения на суде требовали подготовленной организации обвинения. Четыре Главных обвинителя были полностью самостоятельны и равноправны. Для координации действий Главных обвинителей на Нюрнбергском судебном процессе был учрежден Комитет обвинителей, состоящий из Главных обвинителей от СССР, США, Великобритании и Франции. Советское правительство еще 2 ноября 1942 г. создало Чрезвычайную государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников. Семь миллионов советских граждан предъявили свои личные счеты военным преступникам. За короткий промежуток времени работниками следственной части было изучено до четырех тысяч немецких документов из архивов штаба верховного главнокомандования, из архива Риббентропа, Розенберга и др. В процессе этой работы советские следователи обнаружили ряд особо ценных документов, в том числе подлинный План Барбаросса, представлявший собой законченную разработку плана военного нападения на Советский Союз. В начале октября 1945 г. обвиняемым было направлено обвинительное заключение, которое было единодушно принято Комитетом обвинителей и 6 октября подписано в Берлине Главными обвинителями от СССР, США, Великобритании и Франции.
|