Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сэмюэл Клеменс(Марк Твен) (1835-1910 гг.), Марк Твен является - основоположником реалистического направления в литературе США девятнадцатого столетия
Новаторской и поистине великолепной страницей в творчестве Твена стали его " Приключения Тома Сойера" (1876). В основе повести не комические трюки профессионального весельчака (хотя есть в ней и шутки, вызывающие смех) и даже не обличение затхлого быта американской провинции (хотя в ряде мест, книги чувствуется подтрунивание над этим бытом), а нечто почти невиданное у Твена раньше (да и вообще в литературе США). Важнейшая особенность " Приключений Тома Сойера" состоит в следующем: юмор становится в атом произведении средствам реалистического раскрытия психологии человека (прежде всего детей), а одновременно и средством поэтизации жизни. Книга о Томе - это рассказ об идиллически счастливой, проникнутой поэзией жизни детей на лоне природы. То недоброе и опасное, что встречается на их пути, несет в себе печать условности, характерной для приключенческой литературы, - поэтому оно не пугает по-настоящему. Почти все бесспорно реалистичное, что есть в произведении, связано с твеновским юмором и дает читателю тепло и радость. автор воспроизводит внутренний мир юных человеческих существ, которые еще не утратили душевной чистоты и поэтической прелести. Однако подлинной творческой зрелости Марк Твен достиг уже после войны Севера и Юга, когда буржуазные устремления стали определять образ мыслей и чувств миллионов американцев. В последние годы жизни в заметках, опубликованных до сих пор лишь частично, писатель довольно ясно охарактеризовал кардинальные перемены, которые произошли в США во второй половине XIX в.
Почти десятилетие ушло у Твена на создание " Приключений Гекльберри Финна" (1885), романа, который, казалось, должен был стать лишь продолжением повести о Томе Сойере. Это произведение многослойное и многокрасочное. Юмор Твена в этом крупном произведения снова трансформируется. Основное звучание книги, в центре которой стоит Гек - раньше малозаметный товарищ Тома, - сатирическое. Именно теперь, с появлением этого романа, критический реализм в американской литературе достиг своего расцвета. То черное, хищническое, бесчеловечное, что есть на свете, предстает в романе как вполне реальная сила, мешающая жить рядовым американцам, приносящая им горе, беды, несчастья. . Но в романе о Геке он выступает не только как противник романтизма в американской литературе, но и как писатель, в творчестве которого реализм и романтические тенденции переплетаются, слиты в одно целое. Значение образа Гека, одного из величайших образов, когда-либо созданных американскими писателями, столь огромно, что Хемингуэй имел полное основание отметить уникальную ценность книги о Гекльберри Финне, сказав, что современная литература США " вышла из одной книги Марка Твена, которая называется " Гекльберри Финн".
Марк Твен с замечательной и предельной ясностью дал понять: образ жизни, основой которого является скопидомство, стяжательство, алчность, лишен будущего, обречен. Необходимы иные дороги, иные цели, иные
" Приключения Тома Сойера" И романтизм Традиционно в американистике это произведение оценивается как одна из вершин критического реализма Х1Х в. Причем, по мнению уче- ных, этот реализм если и питался традициями предшествующих литера- турных эпох, то также только реалистической школы - Возрождения или Просвещения. Само предположение о возможности романтических влия- ний отвергается. А.М. Зверев в главе о Марке Твене в академической " Ис- тории всемирной литературы" утверждает, " что Твену с самых первых его шагов в литературе были совершенно чужды романтические мотивы и об- разы" 1. Наличие романтических мотивов в текстах Твена заставляет иссле- дователей объяснять данный феномен " внутренней противоречивостью позиции писателя" 2 или ограничить роль этих мотивов исключительно це- лями сатирического пародирования романтиков. В другом исследовании А.М. Зверев замечает: " Твен был реалистом, ему безмерно докучали вялые романтические цветы <...>. И в " Томе Сойере" он высмеял все эти ненату- ральные страсти, искусственно нагоняемую меланхолию и плетение бес- смысленных, зато " красивых" словес" 3. Это высказывание верно в том смысле, что Твен действительно прекрасно владел приемами пародии и в самом деле высмеивал неестественность детской воскресной литературы.
Отношение Твена к романтизму было сложным. Он не получил сис- тематического образования и сам себя создавал, формировал свой вкус, пристрастия, симпатии и антипатии в мире литературы.
Твен не- справедливо обвинял больших художников в грехах, в которых были по- винны не они, а паразитирующие на романтизме второстепенные авторы. Однако само творчество Твена свидетельствует о глубоком интересе писателя к значительным и подлинным открытиям романтического искус- ства, об усвоении целого комплекса идей и мотивов этого направления. Тема детства генетически восходит к романтической эпохе, так как именно романтизм с его культом ребенка начал создавать произведения о детях и для детей. Традиционно исследователи творчества Твена говорят о создании им нового типа ребенка, принципиально отличающегося своей естественностью от слащавых, приглаженных детей из произведений эпи- гонов романтизма. Классический романтизм трактовал детство и ребенка иначе. В повести Твена обнаруживается традиция Э.Т.А. Гофмана (" Чужое дитя", " Щелкунчик"), В. Гюго (Гаврош из " Отверженных"). Во многом близки трактовки детства и образов детей у Твена и английского романти- ка У. Блейка (" Песни Невинности и Песни Опыта"). В 1874 г. Твен начинает, а в 1875 г. заканчивает работу над повестью " Приключения Тома Сойера- как книга о детстве. Писателю, на- блюдавшему Америку спустя десятилетие после Гражданской войны, дет- ство представлялось утраченным раем. Не случайно чуть позже Твен при- знавался, что " Том Сойер просто псалом, переложенный прозой". Дейст- вительно, как отмечают большинство исследователей4, в повести противо- поставлены мир детства и мир взрослых. Однако это не столько конфликт поколений, " взрослого" и " детского" как психологических категорий, и даже не столько просветительская антитеза " естественного" и " искусст- венного", сколько противостояние идеала и действительности. Концепция детства у Твена удивительным образом совпадает с романтической кон- цепцией детства у Блейка и манифестирована в повести множеством моти- вов, которые несут в себе память об их романтическом прошлом. Общеизвестно, что романтизм видит в ребенке мудреца, философа, которому открыто сокровенное знание о мире, его сути, о его чудесной природе. Маленькие герои Твена во многом соответствуют этим представ- лениям романтиков. Романтический мотив чу- да, веры в его возможность достаточно полно развит в книге Твена. Автор пишет о " чудесах Природы, стряхивающей с себя сон...", которые " развер- тывались перед глазами глубоко задумавшегося мальчика" (с.181). Описы- вая природу острова, Твен пользуется романтической стилистикой. И книга Твена, и цикл Блейка пронизаны чувством ответственности и любви ко всякой божьей твари, живущей в гармонии с миром детей. Любопытно, что реалист Твен позволяет чудесному сбываться в го- раздо большей степени, чем романтики. Том и Гек верят в то, что клад обя- зательно должен отыскаться, и он отыскивается в доме, который именуют " домом привидений".
Писатель связывает свои надежды на очищение мира, возрождение его творческого потенциала, возвращение к гуманности, терпимости, духовно- сти именно с ребенком. Таким образом, по Твену, именно дитя спасет мир, или, точнее, воспоминание о детстве вернет взрослому человеку утрачен- ные ценности. Эта романтическая утопия, дорогая Твену, своеобразно во- площается уже в " Приключениях Тома Сойера".
Идея " мессианской" роли ребенка, видимо, очень важна для Твена, так как она становится центральной в романе " Приключения Гекльберри Финна" и находит там сюжетное выражение в спасении Геком негра Джи- ма и других линиях. Ребенок сохраняет для Твена значение положительно- го идеала и в тот сложный для жизни писателя период, который обычно называют безотрадно пессимистическим и связывают с созданием трех ва- риантов повести о Сатане: " Таинственный незнакомец", " № 44-й", " Школьная горка". Появление этих текстов обычно считают неожиданной метаморфозой либо объясняют " трудным переломом, происходившим в сознании Твена" 12. Скорее всего, это было не тем и не другим, а совершен- но закономерным углублением тенденций, которые были характерны для творчества Твена периода уже " ганнибальских идиллий". Творчество Тве- на позднего периода исследователи относят уже не к критическому реа- лизму, а, как отмечает А.М. Зверев, к " искусству нового столетия" 13, т.е. к явлениям модернизма. Комплекс идей и мотивов, пронизывающих зрелое творчество Твена, позволяет утверждать, что возникновение неороманти- ческих настроений Твена было вполне закономерным явлением. Все " Та- инственные незнакомцы" Твена характеризуются усилением символизации и метафоризации, обращением к условным формам изображения, сохране- нием за образом ребенка романтического значения положительного иде- ального начала в мире. Не случайно Сатана во всех вариантах повести яв- ляется детям, в том числе и Тому Сойеру, ибо они несут в себе изначально верные представления о ценностях жизни, не затронутые ложными, утвер- дившимися у взрослых косными понятиями Нравственного Чувства, под которыми Твен понимает извращенные буржуазные моральные догмы, уродующие человеческие отношения. Сатана у Твена не имеет ничего об- щего с религиозно-каноническим христианским " врагом человечества". Как утверждает А.М. Зверев, " можно предположить неслучайность сход- ства Сатаны <...> с мифологическими образами тираноборцев, созданными Байроном и Шелли" 14. Образ Сатаны у Твена включает в себя множество романтических аспектов демонизма вплоть до признания демонических сверхвозможностей художника, по-своему понимающего и пересоздающе- го жизнь. Зверев пишет - Искусство романтизма оставалось Твену глубоко чуждым на протяжении всей его литературной деятельности. Тем знаменательнее, что в последнем крупном произведении Твена «Таинственный незнакомец» появилась перекличка с типично романтическим мотивом. Радикализм Твена нарастал - об этом говорят и страницы автобиографии, и записные книжки, и памфлеты. Писатель становился все более резким в своих оценках буржуазной цивилизации, все более пессимистичным - в предвидениях ее близкого будущего. Он искал героя, способного противостоять усиливающемуся духовному и нравственному разложению - хотя бы тем, что такой герой называет вещи своими именами и не признает никаких самообманов, никаких возвышенных иллюзий. Романтическая " Дьяволиада" (Булгакова)указала ему такого героя, и " Таинственный незнакомец" вывел его на сцену.
23. Эволюция идейных взглядов Мориса Метерлинка: от символизма к «Синей птице»
Метерлинк является наиболее глубоким философом символизма. По своему мировоззрению Метерлинк - последовательный идеалист-мистик; он признает иной мир, его таинственную власть, бессилие человеческого разума проникнуть в его тайны. " По мере того как углубляешься в жизнь, замечаешь, что все совершается по какому-то предначертанию, о котором не говорят и не думают, но о котором знают, что оно существует где-то за пределами нашей жизни". Поэзия М. исполнена смутных намеков, неясных предчувствий, тревожных ожиданий. В " странных впечатлениях какой-нибудь встречи или взгляда ", в " решении, зародившемся в бессознательной части человеческого разума", в " тайных законах антипатии или симпатии", в " преимущественном влиянии чего-то невысказанного" раскрывается жизнь другого, самодовлеющего, " более значительного" мира. Идея мистического дуализма окрашивает и представление Метерлинка о человеке.
Метерлинк стремится воплотить в своем творчестве диалектическое представление о неразгаданных, но обнаруживающих свое присутствие универсальных связях, пронизывающих мироздание, законы которого постигаются не рационалистически, а интуитивно. Однако не следует абсолютизировать интуитивизм Метерлинка: он новаторски разрабатывает сложную этическую и эстетическую проблематику, разъясняя свои идейные позиции и принципы творчества в ряде философских работ.
Творческий путь Метерлинка крайне диалектичен, контрастен, противоречив; контрасты объясняются логикой развития философско-художественных взглядов драматурга. После первых крайне пессимистичных драм(Например, «Слепые») драматург создал ряд произведений(Например, «Синяя птица»)в красочных, жизнеутверждающих тонах, которые представляют собой исследование различных аспектов сознания в свете изменившихся философских взглядов автора. Это было связано с тем, что на протяжении всей жизни взгляды и настроения Метерлинка менялись. В «Синей птице» отражено бодрое и светлое мироощущение, вера в счастливое будущее человечества в отличие от ранних пьес, где преобладало упадническое настроение.
24. М. Пруст и техника «потока сознания». («По направлению к Свану»)
Многие литературоведы считают, что творчество Марселя Пруста невозможно отнести к какому-нибудь одному эстетическому течению, школе, так как будучи всесторонне образованным и богатым в литературном отношении человеком, Марсель Пруст вобрал и переработал многие стили и направления, чему способствовала и его критическая деятельность, создав уникальный художественный феномен, который, однако, можно отнести к эпохе модернизма.
«По направлению к Свану» - один из романов обширного литературного труда Пруста – «В поисках утраченного времени», опубликованный на собственные средства автора в 1913 году. Вторым романом стало произведение «Под сенью девушек в цвету» (1918), третий «У Германтов» (1920-21), «Содом и Гоморра» (1921-22), «Пленница» (1923), «Беглянка» (1925), «Обретенное время» (1927).
|