Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чем еще Москва может наказать Анкару и что получить в ответ






В послании Федеральному собранию 3 декабря Владимир Путин пообещал ужесточить санкции против Турции за уничтожение российского бомбардировщика Су-24 24 ноября. Глава государства подчеркнул, что помидорами Анкара не отделается и еще не раз пожалеет о содеянном. Что может предпринять Россия и чем способны ответить оппоненты, разбиралась " Лента.ру".

Полностью закрыть авиаперелеты

Сразу после того, как стало известно, что турецкий F-16 атаковал и сбил российский бомбардировщик Су-24, Владимир Путин предрек серьезные последствия инцидента для российско-турецких отношений. Министр иностранных дел Сергей Лавров сразу порекомендовал россиянам не ездить в Турцию, и это в туриндустрии восприняли как приказ: операторы начали сворачивать турецкое направление. В тот же день запрет на продажу путевок ввел Ростуризм. Позднее запретили и чартерные рейсы в Турцию.

Несомненно, это болезненная мера для Анкары: россияне прочно занимают второе место в турецком туристическом потоке. В прошлом году Турцию, по данным министерства туризма страны, посетили 4, 5 миллиона россиян, оставив на тамошних курортах порядка 3, 5 миллиарда долларов. Но, как отмечает первый зампредседателя комитета Государственной думы (ГД) по экономической политике, глава делегации нижней палаты в Парламентской ассамблее черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС) Михаил Емельянов (" Справедливая Россия"), последствия этих санкций проявятся лишь в следующем году.

" Эти санкции носят отлагательный характер: запрет чартерных перелетов в Турцию в полной мере заработает только в мае, когда начнется высокий сезон. Сейчас чартеров летает крайне мало. На Новый год летали, но это не самое новогоднее направление", - говорит парламентарий.

Значительно быстрее Анкара почувствует на себе приостановку безвизового режима и запрет на работу в России турецким гражданам. Согласно указу Владимира Путина, эти меры вступят в силу с 1 января 2016 года.

По мнению Емельянова, в авиаперевозках гайки закручены еще далеко не полностью. " Могли бы поступить жестче: вообще запретить перелеты в Турцию, особенно в Стамбул", - полагает эсер. Он считает, что пока Россия пошла на чувствительные, но далеко не критические меры. Следовательно, вот оно - первое окно возможностей для ужесточения санкций.

Стоп торговля

С Нового года вводятся ограничения на импорт турецкой плодоовощной продукции. Под правительственный запрет попали курятина, индейка, помидоры и огурцы, цветная капуста и брокколи, апельсины и мандарины, виноград и некоторые другие фрукты и овощи, а также соль. В Турции оценивают ущерб от продэмбарго в 150 миллионов долларов.

Первые сложности у турецкого продовольствия возникли на следующий день после инцидента с российским самолетом: появились сообщения, что Федеральная таможенная служба дала негласное предписание не пропускать товары из Турции. В Калининградской области задержали 162 тонны турецкой курятины в связи с нарушением ветеринарных требований. А Роспотребнадзор уличил в несоответствии нормативам детскую одежду турецкого производства, мебель, моющие и чистящие средства.

На Турцию в России приходится 20 процентов импорта овощей и четверть - цитрусовых. С другой стороны, Турция - один из крупнейших покупателей российского зерна. Глава Минсельхоза Александр Ткачев заявил, что санкции против Турции никак не скажутся на продовольственной ситуации в России. С ним, однако, не согласился замминистра экономического развития Олег Фомичев, предупредивший о вероятности " незначительного" роста цен на овощи и фрукты.

Промтовары гоу хоум

Турция поставляла в Россию не только помидоры. И с промтоварами все куда сложнее. " Пока турецкие фирмы сохранили практически все свои контракты. Россия поступила достаточно мягко, санкции серьезные, но не исчерпывающие. Видимо, было решено дать Турции возможность одуматься, - рассуждает Михаил Емельянов. - Но если противостояние продолжит обостряться, есть серьезные рычаги экономического воздействия: полный запрет полетов, причем в высокий сезон, запрет на импорт промышленной продукции, особый режим допуска турецких компаний на российский рынок". Правда, предостерегает эсер, это возымеет " обратное воздействие на российскую экономику".

" Если полностью запретить импорт турецких товаров, то легкую промышленность, ширпотреб заместить сравнительно легко, а вот автокомпоненты - в этом сегменте Турция очень серьезно работает - непросто, это нам самим ущерб. То же со строительными компаниями. Турецкие подрядчики и субподрядчики вовлечены в строительство аэропортов, стадионов, другой инфраструктуры чемпионата мира 2018 года. Есть и другие важные стройки. Такой запрет - это серьезно, это потеря огромных денег, но мы ставим под угрозу и сами проекты", - объясняет Емельянов.

По данным турецкой Ассоциации экспортеров автопрома, в 2014 году экспорт транспортных средств и автокомпонентов в Россию составил 800 миллионов долларов, из них на автокомпоненты пришлось 440 миллионов долларов. Кроме того, в России работает 14 турецких предприятий по производству изделий для автомобилей: сидений, стекол, карданных валов и других. Запрет на ввоз турецких автокомпонентов может привести к остановке некоторых российских предприятий. Поэтому если эмбарго на промтовары и будет вводиться, то точечно, чтобы эффект бумеранга не поразил уже нашу экономику.

Культура

Противостояние Москвы и Анкары затронуло и общественную сферу. 1 декабря в Москве был закрыт российско-турецкий научный центр Всероссийской библиотеки иностранной литературы имени Рудомино (РТНЦ ВГБИЛ). А Минобрнауки решило вернуть на родину российских студентов, которые обучаются по обмену в Турции. Удары обидные, но для экономики несущественные - по крайней мере, в краткосрочной перспективе. И Россия, безусловно, продолжит эту линию. 4 декабря в Татарстане при Казанском федеральном университете приостановил работу турецкий центр. Вероятно, санкции последуют и далее, но прогнозировать, как далеко можно зайти в гуманитарной сфере, довольно сложно.

Заморозить " Аккую"

Еще один вопрос - что будет с крупнейшим проектом Росатома, строительством первой в Турции АЭС " Аккую", соглашение о которой было подписано в 2010 году. Ее стоимость оценивается в 22 миллиарда долларов, из которых 3 миллиарда Россия уже инвестировала.

" Многие эксперты утверждали, что АЭС нам невыгодна: если посмотреть, то мы строили ее фактически за свои деньги. Там 22 миллиарда долларов инвестиций, когда они окупятся и как турки их будут возвращать, зависит от тарифов на электроэнергию, это долговременный проект. Поэтому если с ним что-то случится - ради бога! " - уверен Емельянов.

Военное сотрудничество

А вот тут потери неизбежны. " Мы должны были поставить туда противотанковые комплексы " Корнет" и еще целый ряд изделий военно-технического назначения. Теперь не будем, - говорит Михаил Емельянов. - Понятно, в условиях такой напряженности мы не можем вооружать своего потенциального противника. С другой стороны, потеря рынков сбыта на столь чувствительном направлении как экспорт вооружений - тоже нехорошо".

Он подчеркивает, что сотрудничество было взаимовыгодным. " Досадно и обидно, что так все произошло. Турция очень сдержанно вела себя и в грузинском, и в украинском конфликтах", - сетует эсер.

Снова признать геноцид армян в 1915 году

Эффективный и болезненный способ вставить Турции дипломатическую шпильку, не потратив на это ни копейки денег. Строго говоря, российская Госдума уже принимала заявление, осуждающее организаторов геноцида армян 1915-1922 года и признающее 24 апреля Днем памяти жертв геноцида. Но это было еще в 1995 году. А сейчас ничто не мешает повторить, тем более что еще не закончился 2015-й - год столетия организованной в бывшей Османской империи резни.

Лидеры " Справедливой России" Сергей Миронов и Николай Левичев уже внесли в Госдуму законопроект об уголовной ответственности за отрицание факта массовых убийств армян турками во время Первой мировой войны. Дабы ни у кого не оставалось сомнений в том, что речь именно об инциденте с Су-24, Миронов предлагает считать геноцид армян и уничтожение Су-24 преступлениями без срока давности. Впрочем, зампред комитета Совета Федерации по международным делам Леонид Тягачев считает, что спекуляции по поводу геноцида армян в Османской империи сейчас неуместны, поэтому судьба законопроекта под вопросом.

Чем нам ответят

Стороны уже приступили к обмену " любезностями" в самой чувствительной сфере - газовой. Сразу две важные новости от 3 декабря: российское правительство все-таки решило заморозить строительство " Турецкого потока", который должен был избавить Россию от украинского транзита. По подсчетам турецких парламентариев, ужесточение санкций может стоить Турции 20 миллиардов долларов в год или 3 процентов ВВП. В ответ Анкара и Баку решили ускорить строительство Трансанатолийского газопровода (TANAP), чтобы запустить его раньше 2018 года. Об этом после переговоров с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым рассказал турецкий премьер-министр Ахмет Давутоглу. Кроме того, Анкара попробует ускорить совместный с Китаем, Казахстаном, Грузией и Азербайджаном проект создания транспортного коридора в Европу в обход российской территории. Так что мальчиком для битья Турция быть не собирается.

Именно этим объясняется осторожность реальных шагов российского руководства на фоне жесткой риторики, считает финансовый омбудсмен Павел Медведев. " Рычагов у нас много, но у Турции не меньше. Мы на этот раз повели себя достаточно осторожно, не рубили с плеча, как в случае контрсанкций против Польши, к примеру. Очень на это надеюсь", - сообщил он " Ленте.ру".

Серьезным ударом для России стало бы ограничение движение российских судов через Босфор и Дарданеллы: это бы помешало снабжению нашей группировки в Сирии. Однако согласно международному законодательству такое едва ли возможно. Павел Медведев считает, что Турция не осмелится на закрытие черноморских проливов для российского судоходства. Да и пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал такой вариант " апокалиптическим". Зато Турция вполне может усложнить процедуру прохождения Босфора российскими судами. " Автомобили с товаром из Турции задерживаются таможенниками в России, - поясняет Медведев. - Они подают идею туркам: конечно, те не могут перекрыть проливы. Но проверять, не везет ли судно из России вместо нефти наркотики, могут вполне". А это, конечно, создаст дополнительные трудности.

Впрочем, Павел Медведев надеется на постепенное затихание конфликта Москвы и Анкары. " Речь (послание Путина Федеральному собранию - прим. " Ленты.ру") была сдержанная. И еще дает надежду, что лимоны продолжат ввозить. Помидорами не отделаются, но лимоны пропустят", - подытожил финансовый омбудсмен.

 

Источник: Regions.Ru/Новости Федерации, Москва

Дата: 04 декабря 2015 16: 26

АЛЕКСАНДР ТАРНАВСКИЙ: СОЗДАВАТЬ ПЛАТНЫЕ ПАРКОВКИ НУЖНО В ТЕХ ПРЕДЕЛАХ, КОТОРЫЕ УСТРАИВАЮТ МОСКВИЧЕЙ

Я полностью согласен с позицией и предложениями представителей ОНФ и одного из руководителей его московского отделения Вячеслава Лысакова. Такую же озабоченность ситуацией со столичными парковками высказывает в последние месяцы и фракция " Справедливой России" в Госдуме, и наши московские депутаты. Я уже не говорю о широкой негативной реакции общественности на расширение системы платных парковок.

Не отрицаю, что платные парковки, существующие во всех мировых столицах, нужны и в Москве. Но создавать их нужно в тех пределах, которые устраивают москвичей - с тем, чтобы система платных парковок не вызывала у них раздражения и не ложилась необоснованной дополнительной нагрузкой на их личные бюджеты.

Понятно, что такие парковки могут в какой-то степени улучшить ситуацию на дорогах. Но здесь нужно учитывать главный вопрос: либо город для людей, либо люди для города. Я считаю, что неоправданно большое количество платных парковок больше соответствует принципу " люди для города". А должно быть наоборот, тем более в условиях кризиса, когда при падении реальных доходов населения любые дополнительные расходы самым болезненным образом сказываются на уровне жизни людей.

Полагаю, что все вопросы, связанные парковками, должны решаться исключительно с согласия москвичей и при их поддержке. Пока же не видно, чтобы москвичи поддерживали те действия столичных властей, которые предпринимаются в этой области в последнее время. Надеюсь, что руководство правительства Москвы обратит на эту проблему более пристальное внимание. Этой теме должно уделяться и повышенное общественное внимание, поскольку она затрагивает подавляющее большинство москвичей. И то, что ее взял под свой контроль Общероссийский народный фронт, делает честь этой организации. Хотел бы пожелать, чтобы ОНФ довел решение этой проблемы до конца, добился такого консенсуса в диалоге с московскими властями, который максимально отвечал бы интересам горожан.

 

Источник: Российская газета (rg.ru), Москва

Дата: 04 декабря 2015 12: 18


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал