Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Смешанная экономика.
Основа – рыночная экономика, государство играет важную роль- сглаживание недостатков рынка и т.д. Не существует единой модели смешанной экономики. Их специфика зависит от исторических особенностей развития конкретной страны, уровня её экономического развития, выбора приоритетов общественного развития. В этом смысле наиболее часто выделяют следующие национальные модели: Американская модель: - построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения, - ориентация масс на достижение личного успеха, - высокий уровень ПТ, - не ставятся препятствия имущественному расслоению, - малообеспеченным группам населения создаётся приемлемый уровень жизни за счёт частичных льгот и пособий. Японская модель: - развитое планирование (индикативное) и координация деятельности правительства и частного сектора, государственные программы, ориентирующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач, - приоритет интересов нации над личными интересами, - отставание уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда, - высокая трудовая дисциплина и ответственность работников (кружки качества и др.), - восприимчивость к инновациям, - система пожизненного найма, - за счёт перечисленных факторов достигается значительное снижение себестоимости продукции, что в сочетании с высоким качеством, обеспечивает высокую конкурентоспособность японских товаров на мировом рынке. Шведская модель: - сильная социальная политика, направленная на сокращение имущественного неравенства, - мощное государственное регулирование, - высокая норма налогообложения позволяет государству сосредотачивать в своих руках значительные финансовые средства и направлять их на решение социальных задач (доля гос. расходов в ВВП около 70%, более половины на социальные нужды), - функция производства ложится на частные предприятия, а функция обеспечения высокого уровня жизни – на государство, - в результате – безработица сведена до минимума, несущественная социальная дифференциация. Главное достижение – сочетание экономического роста, высокого уровня жизни и низкого уровня безработицы. Социальное рыночное хозяйство Германии: - значительный удельный вес государственной собственности, - законодательство направлено на строгое соблюдение договорных обязательств, контроль качества продукции, защиту добросовестной конкуренции, охрану окружающей среды, - велика роль государства в решении социальных проблем (ориентация на средний класс).
Собственность — экономическая основа системы общества, её главный элемент. Отношения собственности формируют все остальные виды экономических отношений. За всю историю развития человеческого общества возникло несколько типов экономических организмов. Они развивались в определенной последовательности — в порядке перехода от простейших хозяйственных структур к все более сложным. Собственность — это система исторически изменяющихся объективных отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена, потребления, характеризующая присвоение средств производства и предметов потребления. К экономическим категориям собственности относят субъекты собственности и объекты собственности. К субъектам собственности относят физические и юридические лица. Ими могут быть частные лица – отдельные граждане, коллективы, государство. Объекты собственности – всё то, по поводу чего складываются отношения собственности: земля, недра, воды, воздушное пространство, здания, оборудование, растительный и животный мир, результаты интеллектуального труда, информация, деньги и т. п. Состав объектов собственности меняется под воздействием НТП, развития производительных сил. Следует различать экономическую и юридическую трактовку собственности. С экономической точки зрения, собственность – отношения между людьми по поводу вещи. Главный вопрос – как реализуется собственность, приносит ли она доход собственнику. Экономическое содержание собственности раскрывается через «пучок прав»: - право владения; - право пользования, то есть личного использования вещи; - право осуществления управления, то есть решения о том, как и кем вещь может быть использована; - право на доход, то есть на блага, проистекающие от предшествующего личного пользования вещью или от разрешения другим лицам пользоваться ею; - право на «капитальную стоимость» вещи, предполагающее право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение вещи; - право на безопасность, то есть иммунитет от экспроприации; - право на переход вещи по наследству или завещанию; - бессрочность; - запрещение вредного использования, то есть обязанность воздерживаться от использования вещи вредным для других образом; - ответственность в виде взыскания, то есть возможность изъятия вещи в уплату долга; - остаточный характер, то есть ожидание «естественного» возврата переданных кому-либо правомочий по истечении срока передачи. С юридической точки зрения собственность – отношение человека к вещи (субъекта собственности к объекту). Основной вопрос – кто является собственником вещи. Различают формальное право собственности и действенное право. Юридическое содержание собственности реализуется через совокупность правомочий её субъектов (триада правомочий собственника): - владение – субъект фактически обладает имуществом; - пользование – возможность извлечения полезных свойств имущества и других благ для достижения целей собственника; - распоряжение – субъект использует объект собственности любым желаемым для него образом, может передать другому субъекту собственности. Т. е. право собственности есть юридическое оформление сложившихся экономических отношений собственности в юридических законах и нормах. Экономические отношения собственности не только характеризуют социальную сторону экономической жизни, но и определяют формы ее организации. Каждой стране характерен свой уклад жизни и соответствующие ему типы и формы собственности. Однако если абстрагироваться от национальных особенностей отдельных стран и попытаться найти наиболее общие черты собственности, то можно выделить два основополагающих типа собственности (рисунок 3):
Рисунок 3 — Типы и формы собственности Частная собственность выражает отношения присвоения средств и результатов производства частными лицами. Частной собственностью является имущество, принадлежащее гражданину как физическому лицу. Создаётся и приумножается за счёт предпринимательской, трудовой деятельности, от ведения собственного хозяйства – трудовая, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги, приобретения имущества по наследству – нетрудовая, и по иным основаниям, допускаемым законом. Общественная собственность означает совместное присвоение средств и результатов производства. Она включает две формы собственности государственную и коллективную. Государственная собственность является достоянием всех граждан данной страны. Управление и распоряжение объектами собственности здесь от имени народа осуществляют органы государственной власти. Республиканская собственность содержится за счёт республиканского бюджета. Объектами её могут быть недра, оборонные объекты, высшие учебные заведения, средства государственного бюджета, железнодорожный транспорт, автодороги… Муниципальная (коммунальная) собственность – это собственность городов и других населённых пунктов. Создаётся для решения социально-экономических задач соответствующих территорий. Содержится за счёт средств местного бюджета. К ней относят предприятия местной промышленности, жилищный фонд, местный транспорт, местные учреждения образования, культуры, здравоохранения и пр. Субъектами коллективной собственности являются коллективы работников. Коллективная собственность может существовать в разных видах в зависимости от источника выкупа. Если таковым была прибыль, образуется неделимая совместная собственность трудового коллектива. Если же предприятие было выкуплено за счёт личных доходов его работников, образуется паевая собственность.
АКЦИОНЕРНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ образуется в результате выпуска акций и их продажи членам-учредителям или всем желающим. Объектом собственности является финансовый капитал от продажи акций и другое имущество, полученное в результате хозяйственной деятельности. АРЕНДНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ возникает в результате аренды трудовым коллективом имущества государственного предприятия на условиях возмездного владения и пользования им в течение определенного срока. Собственником имущества остаётся арендодатель. Арендатор (коллектив) получает временные права собственника. За что и вносит арендную плату. Если арендная собственность возникает в результате аренды имущества частным лицом, то она не может быть отнесена к коллективному типу собственности. КООПЕРАТИВНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ – общее достояние всех членов кооператива, объединивших свои средства и труд для осуществления совместной деятельности. Собственность кооператива складывается из денежных и имущественных взносов его участников, доходов, полученных от реализации продукции. Распределение дохода происходит в соответствии с паем и трудовым вкладом членов кооператива. СОБСТВЕННОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ создаётся за счёт собственных средств, пожертвований граждан или организаций или путём передачи государством своего имущества. Объектами собственности являются здания, сооружения, имущество культурно-просветительского назначения, денежные средства, предприятия, созданные за свой счёт. Субъектами собственности выступают церковь, другие религиозные конфессии, спортивные общества, профсоюзы и другие общественные организации. В соответствии с Конституцией РБ (раздел 1, ст. 13) собственность может быть государственной и частной. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещённой законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Недра, воды, леса …составляют исключительную собственность государства. Земли с/х назначения находятся в собственности государства. Согласно закону о собственности в республике может существовать собственность других государств, их юридических и физических лиц, а также собственность международных организаций. Допускается также объединение имущества, относящегося к разным формам собственности, и образования на этой основе её смешанных форм. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ представляет собой экономические отношения, связанные с созданием и присвоением информации, изобретений, научных открытий, литературных, художественных произведений, других объектов интеллектуальной деятельности. Переход от административно-командной к рыночной экономике, повышение эффективности функционирования народного хозяйства требует создания для этого особых условий. Одним из них является разгосударствление и приватизация. Разгосударствление экономики представляет собой передачу государством функций непосредственного руководства производственной деятельностью самим хозяйствующим субъектам (физическим и юридическим лицам). При этом функция регулирования данной деятельности сохраняется за государством. Разгосударствление экономики осуществляется по двум направлениям: 1. путем ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность предприятий и расширения самостоятельности хозяйствующих субъектов без изменения отношений собственности; 2. путем разгосударствления собственности. Сущность первого направления заключается в передаче органами государственного управления основных управленческих функций хозяйствующим субъектам, в результате чего расширяется их самостоятельность. Это обеспечивается за счет оптимизации государственного заказа, либерализации цен и др. При всей важности этого направления оно недостаточно эффективно, т.к. не меняет основу экономических отношений – отношений собственности. Поэтому радикальным направлением является разгосударствление собственности. Разгосударствление собственности – это процесс разрушения монополии государственной собственности, осуществляемый как путем создания новых предприятий, основанных на негосударственных формах собственности, так и путем реформирования (приватизации) государственных предприятий. В результате разгосударствления государственная собственность не ликвидируется полностью, а лишь уменьшается ее доля в национальной экономике. Это позволяет создать экономическую систему смешанного типа. Приватизация – это процесс передачи права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранее принадлежащее государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах негосударственных форм собственности. Приватизация в РБ преследовала следующие цели: -повысить жизненный уровень населения; -создать равных условий для белорусских предприятий по отношению к предприятиям стран, осуществивших приватизацию; -уменьшить дефицит государственного бюджета, денежные средства из которого шли на содержание гос-х предприятий, в том числе и убыточных; -создать условия для привлечения инвестиций, в том числе иностранных; -повысить заинтересованность и ответственность субъектов хозяйствования за результаты работы. Приватизация может осуществляться в следующих формах: 1. В форме выкупа государственного имущества, сданного в аренду, т. е. государственное имущество арендуется с возможным последующим выкупом. Инициатива приватизации арендуемого имущества может исходить только от коллектива арендаторов. При этом в аренду могут быть переданы здания, сооружения, жилые постройки, оборудование, предприятия, земля, инвентарь. 2. Превращения государственных предприятий в акционерные общества. Это наиболее широко распространенная форма приватизации, особенно для крупных предприятий. Физические и (или) юридические лица приобретают выпущенные предприятием акции на сумму стоимости приватизируемого имущества и получают право собственности на него. Акционированию не подлежит социальная структура, находящаяся на балансе предприятия (поликлиники, физкультурно-оздоровительные учреждения, дома культуры и т.д.). Они остаются на балансе предприятия и являются общественным достоянием. 3. Продажи государственного имущества по конкурсу или на аукционе. Продажа по конкурсу в отличии от аукциона осуществляется по фиксированным ценам, определяемым на основе балансовых данных и применяется в тех случаях, когда от покупателей требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых органом приватизации. Право собственности передается тому покупателю, предложение которого наилучшим образом отвечает заданным требованиям. При продажи гос. соб-и с аукциона цену имущества определяет покупательский спрос и принцип «кто больше». При этом государство устанавливает стартовую цену ниже которой имущество не может быть продано. 4. Безвозмездная передача государственной собственности всем гражданам (чековая приватизация). На принципах безвозмездности так же передаются трудовым коллективам отдельные виды производственных фондов, чаще всего самортизированных на 70% и выше. Безвозмездная передача используется в случаях, если отсутствуют желающие выкупить подлежащее приватизации имущество, или взять его в аренду. Безвозмездная передача обычно оговаривается рядом условий: не сокращать рабочие места, провести реструктуризацию, сохранить профиль предприятия в течение определенного периода и т.д. Долю государственной собственности, передаваемой безвозмездно определяет парламент республики. В соответствии с Законом РБ «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности» объектами приватизации являются: - государственное жилье; -государственные предприятия; -государственные учреждения; -государственные организации; -структурные единицы государственных предприятий и объединений; -государственное имущество, сданное в аренду; -доли (паи, акции) принадлежащие государству и административно-территориальтным единицам в имуществе субъектов хозяйствования. Не подлежат разгосударствлению и приватизации предприятия, организации и виды имущества, отнесенные законом к перечню объектов, которые могут находиться только в собственности государства. Субъектами могут быть: -граждане (в Беларуси – это граждане РБ и Российской Федерации); -негосударственные юридические лица, т. е. юридические лица, у которых доля государственной собственности в уставном фонде составляет менее 50%; -иностранные инвесторы; -лица без гражданства. В качестве субъектов приватизации не могут выступать должностные лица органов государственной власти и управления, которые по своим служебным обязанностям занимаются вопросами приватизации государственного имущества К основным принципам, на которых базируется процесс приватизации, относятся: -сочетание различных способов приватизации; -обеспечение права каждого гражданина на части безвозмездно передаваемой государственной собственности; -контроль за осуществлением приватизации со стороны государства; -обеспечение широкой гласности процесса приватизации (средства массовой информации – газеты, радио, телевидение); -постепенность и поэтапность приватизации; -соблюдение законности в ходе проведения приватизации.
2.3 Сущность и функции рынка. Классификация рынков. Рыночная инфраструктура. Рынок — одно из важнейших достижений человеческой цивилизации. Его зачатки относятся к древности. Рынок возник 6-7 тысяч лет назад, развивался и продолжает развиваться как результат цивилизации, приобретая различные специфические черты в различных экономических системах. Рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические и другие особенности развития народов. Это находит своё отражение в различных странах и в современных условиях, что позволяет говорить о различных моделях рыночной экономики. С развитием товарных отношений трансформировалось и само содержание понятия «рынок». Простейший рынок представлял не что иное, как место осуществления торговых операций. Такой рынок, где продают «из рук в руки» есть самая простая и наглядная форма обмена. Этот тип обмена практиковался уже в Древней Греции и Риме, фараоновском Египте и Вавилонии. В натуральном хозяйстве экономические связи производителей ограничивались процессом непосредственного производства. За пределами этого процесса между производителями не возникало никаких экономических отношений. С течением времени натуральное хозяйство видоизменялось, так как увеличивалось число участников натурального хозяйствования («семья» – «род» – «община»). По мере разрастания субъекта натурального хозяйствования возникала уже система общественного разделения труда. Следовательно, важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Оно, с одной стороны, разъединяет производителей, разобщает их по видам трудовой деятельности, с другой – порождает устойчивые связи между ними. С углублением общественного разделения труда, расширением товарообмена формируются новые рыночные институты: лавки, торговые палаты, ярмарки, биржи, банки. Появляются первые торговые зоны, множится число торговых посредников. Всё больший удельный вес в хозяйственной жизни государств занимает крупная торговля, расширяются внешнеторговые связи. Расширяется и сама сфера рыночных отношений. Рынок всё больше ассоциируется не с местом конкретного ведения торговли, а совокупностью всех совершаемых сделок купли-продажи. Дальнейшее развитие рыночных отношений связано с тем, что производители создают продукцию преимущественно с целью продажи её для приобретения необходимого им продукта, т.е. образуется цепочка производителей, которые в то же время являются потребителями – обмен «замыкается на себя». Такая форма хозяйствования – товарное производство. Возрастает число покупателей и продавцов. Товарное производство принимает регулярный характер, рыночные цены складываются под воздействием спроса и предложения. Всё это свидетельствует о том, что производство ориентируется на потребителя. Другим условием возникновения рынка является специализация труда. Специализация – форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри отрасли, и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. Важной причиной возникновения рынка является ограниченность ресурсов. Редкость ресурсов или ограниченность производственных возможностей влияет на любой фактор производства – идёт ли речь о человеке как работнике или о капитале и земле. Занятость работника в данной отрасли исключает возможность его одновременного использования во всех остальных. Применение факторов производства в какой-либо одной сфере также исключает возможность их производственного использования в другой. Другая причина формирования рынка – это экономическая обособленность производителей и правовая свобода. Экономическая обособленность производителя означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию. Экономическая обособленность исторически возникла на базе частной собственности. Некоторые экономисты выделяют и такие причины существования рынка, как тесная связь с мировой экономикой путём внешней торговли, потребность выхода национальной экономики на мировое экономическое пространство в целях её дальнейшего экономического роста. Чёткое определение рынку дать весьма сложно, так как рынок – понятие многоплановое. Например, если дать определение рынку с социально-экономической стороны, то он представляет совокупность экономических отношений между покупателями и продавцами, в результате взаимодействия которых формируется спрос, предложение и цена товара. С организационно-экономической стороны рынок – это хозяйственная деятельность, определённым образом организованная и направленная на реализацию товара. Многие экономисты в настоящее время считают, что рынок представляет собой не только и не столько сферу товарного обмена или предложения и спроса на товары, как это принято упрощённо толковать, а, прежде всего, и производство, поэтому рынок имеет свойство системы, находящейся в состоянии непрерывного развития. Следовательно, рынок в широком понимании необходимо рассматривать как обобщающее понятие, характеризующее определённый тип функционирования экономики и формирования хозяйственных связей и взаимоотношений. Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях: q Ценообразующая. Стоимость позволяет сопоставлять индивидуальные затраты с общественно необходимыми, сводить их к общему знаменателю – цене, вести учёт и распределение результатов производства. Только рынок даёт окончательный ответ на вопрос об уровне цен на реализуемые товары и услуги. q Регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены: растёт цена – это сигнал к расширению производства, падает – сигнал к его сокращению. q Стимулирующая. Присвоение результатов хозяйственной деятельности самим производителем и конкурентная борьба за покупателя стимулирует освоение научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг, обеспечение высокой культуры обслуживания. q Информационная. Рынок даёт объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с изменяющимися условиями рынка. q Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях углубления общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. q Санирующая. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм. q Социальная. Поскольку в условиях рынка дифференцируются производители, тем самым государству предоставляются лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не может быть достигнуто в условиях тотального огосударствления. Существование рынка, рыночных отношений предполагает наличие носителей последних, т.е. их субъектов. Ежедневно мы покупаем предметы потребления и пользуемся различными услугами, вступая тем самым в рыночные отношения. Каждый человек, домашнее хозяйство могут выступать в качестве субъектов рыночных отношений как покупатели. Потребителями ряда товаров также могут выступать предприятия, фирмы, организации, объединения, т.е. юридические лица. Следовательно, субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, сделок купли-продажи. К ним относятся физические лица (покупатели, продавцы, предприниматели) и юридические лица (предприятия, фирмы, объединения, ассоциации, кооперативы, различные общества, государство). Если классифицировать субъекты рыночных отношений, исходя из выполняемых ими функций, то они делятся на продавцов, покупателей и их посредников. Необходимо отметить, что в рыночной системе отношений «чистые» продавцы и «чистые» покупатели отсутствуют. Так как и те, и другие выступают в нескольких ролях: покупателей, продавцов. Например, предприятие приобретает средства производства и продаёт предметы потребления. Работник продаёт труд и покупает предметы потребления. Посредниками являются юридические (оптовые и розничные фирмы, предприятия, магазины, конторы и пр.) и физические (брокеры, комиссионеры, коммивояжёры и др.) лица, осуществляющие закупку и реализацию продукции (товаров) предприятий-изготовителей потребителям или содействующие продавцам (изготовителям) и покупателям (потребителям) продукции установлению непосредственных договорных связей между ними. Предпринимательская деятельность, направленная на налаживание деловой связи между производителями и потребителями, с целью ускорения движения товара в сфере обращения называется посредничеством, а услуги в процессе посредничества соответственно – посредническими услугами. Взаимодействие субъектов рыночной экономики может быть представлено в виде модели кругооборота (рисунок 4).
Рисунок 4 — Экономический кругооборот доходов и товаров
Парной категорией субъекта рыночных отношений является категория объекта рыночных отношений. Объектами купли-продажи на рынках являются экономические ресурсы, деньги, ценные бумаги, т.е. все те блага и услуги, по поводу которых возникают рыночные отношения. Взаимодействие субъектов рыночной экономики может быть представлено в виде модели кругооборота: фирмы производят товары и услуги с помощью факторов производства, домашние хозяйства (хозяйствующий субъект), состоящий из одного или больше лиц [семьи], который снабжает экономику ресурсами, использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека), в свою очередь, направляют свои доходы для приобретения товаров, производимых фирмами. Соответственно объектам рыночных отношений выделяют следующие рынки: 1. Товарный, включающий в себя потребительский рынок (рынок предметов потребления и услуг), рынок средств производства, рынок информации, рынок интеллектуального продукта (научно-технических разработок) 2. Финансовый, в который включается рынок капиталов (инвестиционный рынок), рынок кредитов, рынок ценных бумаг, валютно-денежный рынок. 3. Рынок труда (внутренний и внешний). Классификация рынков по другим признакам представлена на рисунке 5. Рисунок 5 — Классификация рынков Функционирование экономической системы, её равновесие и динамика обеспечивается деятельностью «рыночных институтов» – специализированных организаций, действующих в рамках рынка, которые связаны между собой и зависят друг от друга. Инфраструктура рынка – это совокупность организаций, учреждений, предприятий и служб, обеспечивающих эффективное функционирование рынка. К её элементам относят: Биржи. Государственное или акционерное под контролем государства учреждение с формами регулярно функционирующего рынка, основная рыночная организационная структура, осуществляющая свободное формирование и регулирование товарно-денежных и товарно-обменных операций. Их подразделяют на товарные, фондовые, в том числе валютные, и биржи труда. Источники доходов биржи – это комиссионные вознаграждения, предусматриваемые их уставом или заключёнными контрактами. Аукционы. Проводятся в заранее установленных местах. Представляют собой способ продажи с публичных торгов некоторых видов товара или имущества. Товар или имущество приобретается, как правило, лицом, предложившим за них наивысшую цену. Могут осуществляться в принудительной форме – продажа с торгов имущества неплатежеспособных должников и добровольной – по инициативе владельцев реализуемых товаров. Разновидностью периодически проводимых публичных торгов, где реализуются товары определённой номенклатуры, являются международные аукционы. Основные виды аукционных товаров: пушнина, шерсть, чай, овощи, фрукты, цветы, рыба, лес, зерно, скот (в основном лошади), а также предметы роскоши, произведения искусства и антиквариат, недвижимость и др. Организацией аукционов занимаются специализирующиеся на этом типе бизнеса торговые (брокерские) фирмы. Ярмарки. Регулярный торг широкого профиля; периодическая торговля, сезонная распродажа товаров одного или множества видов. Каталожная ярмарка – ярмарка, на которой вместо товаров широко представлены каталоги, информационные листки и пр., в которых изложены сведения о продаваемых товарах. На ярмарке вакансий представители различных предприятий информируют об имеющихся у них вакансиях, оформляют на работу или проверяют профессиональную пригодность претендентов. Бывают всемирные, международные, региональные, национальные, местные и другие ярмарки. Для их проведения создаётся специальная инфраструктура – выставочные помещения, представительства участников, справочно-информационная служба, объекты социально-бытового обслуживания и др. Информационные технологии и средства деловой коммуникации. Система страхования коммерческого риска (страховые компании). Специализированные организации, осуществляющие страхование, объектом которого является риск возможности недополучения прибыли или дохода, снижения уровня рентабельности, образования убытков, задержки или искажения деловой информации, простоев оборудования, перерывов в торговле и пр. Специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства. Функции этих организаций состоят в воздействии на покупателя (потребителя) с целью ознакомления его с потребительскими свойствами товаров или услуг и создания спроса, сборе, предоставлении необходимой информации рыночным субъектам. Торговые палаты, общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов. Как правило, это юридические лица, которые действуют на принципах полного хозяйственного расчёта, самофинансирования, хозяйственной самостоятельности и валютной самоокупаемости. Оказывают практическую помощь своим членам (участникам), другим фирмам и организациям в решении вопросов внешнеэкономической деятельности – в нахождении партнёров для создания совместных предприятий, проработке коммерческих контрактов, проведении рыночных и маркетинговых исследований, осуществлении экспортно-импортных операций и т.п. Банковская система (кредитная система и коммерческие банки, эмиссионная система и эмиссионные банки). Аудиторские компании. Юридические лица, созданные для осуществления независимых проверок бухгалтерской (финансовой) отчётности и других документов субъектов хозяйствования с целью оценки достоверности и соответствия совершённых финансовых и хозяйственных операций действующему законодательству. Их деятельность направлена на защиту интересов собственников, оказание помощи предприятиям, содействие им в правильности расчётов с бюджетом и в повышении эффективности их деятельности. Консалтинговые компании. Осуществляют консультирование производителей, продавцов и покупателей по вопросам экономической деятельности предприятий, например по исследованию и прогнозированию рынка, анализу производственно-хозяйственной деятельности, оценке технических проектов и т.п. Транспортная и складская система. К ней относят транспортные средства, складское и тарное хозяйство. Инвестиционные компании. Инвестиционные институты, осуществляющие организацию выпуска ценных бумаг и выдачу гарантий по их размещению в пользу третьих лиц, а также куплю-продажу ценных бумаг от своего имени и за свой счёт. Формируют свои ресурсы только за счёт собственных средств (средств учредителей) и эмиссии собственных ценных бумаг, реализуемых юридическим лицам, но не за счёт средств населения. Специальные зоны свободного предпринимательства. Обособленные части суверенной национально-государственной территории, имеющие определённые льготные экономические условия для национального и иностранного предпринимательства. В них вводятся особые (льготные) таможенные, налоговые, визовые и другие режимы, создающие привлекательные условия для вложения иностранного капитала, ускоренного освоения новой техники и технологии, наращивания экспортного потенциала и т.д. Несмотря на их многообразие (зоны свободной торговли, особые экономические, совместного предпринимательства, экспортно-производственные и др.), среди них можно выделить основные типы: зоны, связанные с внешнеэкономической деятельностью, с отменой таможенного обложения и упрощённым таможенным контролем; функциональные зоны (технологические парки, свободные страховые и пр.); комплексные с использованием значительных льгот с целью увеличения прибыли от внешнеэкономической деятельности и ускорения развития экономики данной территории. Они могут быть замкнутыми (анклавными), нацеленными только на экспорт и пополнение валютных запасов, и интегрированными, ориентирующимися как на внешний рынок, так и на модернизацию национального производства, развитие инфраструктуры и социальной сферы региона. Классификация рыночной инфраструктуры, её специфическое содержание определяется особенностями рынков, в пределах которых функционируют данные элементы. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, элементы инфраструктуры пришли не извне, а порождены самими рыночными отношениями. Рыночная инфраструктура облегчает участникам рыночных отношений реализацию их интересов, формы юридического и общественного регулирования деловой практики, повышает оперативность и эффективность работы рыночных субъектов. Показателем состояния экономики является так называемая рыночная конъюнктура, т.е. ситуация, характеризующая состояние производства и потребления в определённый период времени. Экономическая конъюнктура отражает влияние множества факторов, среди которых различают циклические, нециклические и случайные: а) циклические – такие факторы, сила которых равномерно нарастает в пределах конкретного периода (цикла); они связаны, как правило, с необходимостью периодически обновлять основной капитал (производственное оборудование); б) нециклические – факторы, оказывающие постоянное влияние на экономику (к ним относят, прежде всего, научно-технический прогресс); в) случайные – временные факторы (засуха, болезни, мода). Вместе с тем конъюнктура рынка отражает влияние не только экономических факторов, но и политических, социальных, технических, экологических и др. Их анализ позволяет вовремя обнаружить отрицательные влияния и тенденции, выявить причины и принять необходимые меры по улучшению. Конъюнктура рынка является составной частью общей экономической конъюнктуры, которая определяется как совокупность признаков, характеризующих текущее состояние экономики или мирового хозяйства, отдельной отрасли, региона в определённый период времени. Рынку принадлежит важная позитивная роль в структуре экономики. К преимуществам рынка относят: - эффективное распределение и использование ресурсов для производства необходимых товаров и услуг; - высокую степень гибкости и адаптации рынка к изменяющимся условиям производства; - быстрое внедрение достижений науки и техники; - способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров; - относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия между спросом и предложением. Рынок обладает и отрицательными сторонами, в частности: - обостряет проблему социального неравенства, порождает значительную дифференциацию доходов, имущественное расслоение общества; - приводит к экономической дифференциации производителей (в конечном итоге высвобождению работников из производства и образованию безработицы); - не всегда «идёт в ногу» с реализацией долгосрочных общегосударственных программ, связанных с ликвидацией социального неравенства, экологией, обустройством территорий; - рынок не в состоянии самостоятельно реализовать стратегические идеи в области науки и техники; - не заинтересован в производстве товаров и услуг коллективного пользования (речь идёт о товарах и услугах, которыми пользуются «поровну» все граждане страны – общественный транспорт, дороги, мосты и т.д.). Наличие негативных сторон рынка предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем. Избавляя общество от товарного дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, рыночная организация экономики вместе с тем демонстрирует явную неспособность решать другие, может быть, не менее важные социально-экономические проблемы. К ним, прежде всего, относится удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платежеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк, а их игнорирование просто немыслимо для цивилизованного государства. Ни одно общество не может обходиться без национальной системы обороны, народного образования, единой энергетической системы, сил охраны общественного порядка, аппарата управления государством и др. По этой причине «производство» товаров коллективного пользования государство вынуждено целиком брать на себя, финансируя его из средств бюджета за счёт налогов. Рыночный механизм «сам по себе» не способен нейтрализовать загрязнение окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных запасов из-за безудержного вовлечения их в хозяйственный оборот и пр. Поэтому регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство путём их измерения и организации перераспределения доходов через госбюджет или справедливого перераспределения выгод, полученных от положительных внешних эффектов. Проблемы, порождаемые «ограниченностью» рыночного механизма, связаны с социально-экономическими правами личности и в первую очередь с правом на труд. Роль государства здесь сводится вовсе не к тому, чтобы любой ценой обеспечить «полную занятость». Задача состоит в эффективном регулировании рынка рабочей силы, в поддержании с помощью социальных выплат людей, не по своей воле утративших рабочие места, осуществление программ по созданию новых рабочих мест. Остановимся на основных функциях государства: - создание правовой базы и благоприятной общественной атмосферы, способствующей эффективному функционированию рыночной экономики; - производство социально значимых товаров и услуг; - перераспределение дохода и богатства; - стабилизация экономики; - корректирование распределения расходов с целью изменения структуры национального продукта; - защита конкуренции. Существуют и требуют государственного вмешательства и иные проблемы, которые рынок решить не в состоянии. Сюда относятся крупные инвестиционные проекты, неравномерность регионального развития, необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом и многое другое. 2.4 Модели рыночной экономики. Особенности белорусской национальной модели. При наличии некоторых общих принципов организации, черт и механизмов в каждой стране складывается своя национальная модель экономики. Полностью идентичных по экономическим характеристикам моделей не существует, и все-таки можно выделить несколько базовых моделей рыночной (смешанной) экономики. Экономическая модель США является одним из примеров либеральной рыночной экономики. На ее формировании отразились особенности этой многонациональной страны, основанной переселенцами различных вероисповеданий, не обремененной устоявшимися традициями, исторической памятью и институтами. Обустройство экономической жизни здесь начиналось «с чистого листа» и происходило в соответствии с абстрактными принципами свободы и конкуренции. Родственные связи, клановые интересы и государственный контроль довлели над американской экономикой в гораздо меньшей степени, чем это характерно для многих других стран. Более чем столетняя антимонопольная политика (возможно, иногда неоправданно жесткая) обеспечила ей высокую степень соревновательности, конкуренции между субъектами рынка. В социальной сфере либеральная модель предполагает создание равных возможностей для всех, но результаты деятельности зависят только от самих экономических субъектов и обстоятельств. Государство регулирует работу рынка, однако усилия правительства направлены на обеспечение страны общественными благами (например, укрепление национальной обороны). В результате в структуре государственного бюджета значительную долю занимают расходы на оборону и гораздо меньшую — социальные расходы. В отличие от американской, европейскую экономическую модель можно определить как социальную рыночную экономику. Значительный вклад в теоретическую разработку этой модели внесли представители фрайбургской экономической школы Альфред Мюллер-Армак, Вальтер Ойкен и др. Они сформулировали основные характеристики модели социального рыночного хозяйства. Во-первых, полагалась бесспорной необходимость свободного ценообразования как механизма экономической координации деятельности потребителей и производителей. Фундаментальным считался не вопрос «Рыночное или плановое хозяйство, капитализм или социализм?», а вопрос «Какой капитализм?». Во-вторых, экономическая свобода рассматривалась в данной модели как самоценность, а не как инструмент повышения эффективности рынка. Даже если бы социализм оказался более эффективным в производстве товаров, чем рыночная экономика, то последняя все равно была бы предпочтительней, потому что она предоставляет гражданам личную свободу. В этой связи эффективная политика конкуренции является одним из столпов социальной рыночной экономики. В-третьих, теория социальной рыночной экономики отличается от более старых концепций свободного общества тем, что признает социальные вопросы делом государственного регулирования. В-четвертых, сторонники данной теории считали, что только государственное регулирование экономики может противостоять негативным внешним эффектам рыночного процесса (фиаско рынка). Но концепция социального рыночного хозяйства признает и тот факт, что провалы государства (фиаско государства) при регулировании рыночных неудач могут происходить так же часто, как и провалы рынка. Степень перераспределения доходов в этих странах высокая, отсюда и значительность уровня налогообложения. Доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте достаточно велика, как и размеры государственного бюджета. С одной стороны, это сдерживает имущественное расслоение людей, консолидирует общество, делая его менее дифференцированным. С другой стороны, высокий уровень налогообложения замедляет экономический рост, снижает заинтересованность в эффективной работе. Белорусская экономическая модель официально характеризуется как модель с социально ориентированной рыночной экономикой. Это указывает на ее сходство с моделью экономик развитых европейских стран. Однако следует принимать во внимание, что пока экономическая система Беларуси находится в стадии трансформации. Курс на построение в Беларуси социальной рыночной экономики по своему содержанию не должен трактоваться как возврат к командно-административной экономике. Он предполагает создание эффективных институтов и механизмов рыночной экономики, позволяющих успешно решать социальные задачи. Экономическая политика в социальном рыночном хозяйстве — это политика укрепления конкурентных рыночных механизмов и регулирования фиаско рынка. Рассмотрим основные особенности белорусской модели. Процессы разгосударствления и приватизации, формирования рыночных отношений носят в нашей стране постепенный, эволюционный характер. Система ценообразования в нашей стране имеет смешанный характер, соединяя рыночные принципы с государственным регулированием цен, которое направлено прежде всего на ограничение их роста с целью сдерживания инфляции. Кроме того, государство административно регулирует цены на некоторые социально значимые блага, например на жилищно-коммунальные услуги, тарифы на товары и услуги естественных монополий (транспорт, энергоносители) и т.д. Система планирования в Беларуси частично сохранила черты советской системы, однако в республике осуществляется переход от административного планирования к индикативному, предполагающему не разработку планов центральным органом и жесткий контроль за их исполнением, а учет мнения самих исполнителей, согласование планов государственных органов и производителей и т.д. Распределение доходов постепенно либерализируется. Вместе с тем степень перераспределения доходов остается высокой, что обусловливает значительный уровень налогообложения физических и юридических лиц. В абсолютном выражении уровень социальной поддержки населения не очень высок в сравнении со среднеевропейскими показателями, так как и объем валового производства в Беларуси ниже. Но на фоне других стран СНГ социальная поддержка очень значительна. Государственные пособия по безработице, жилищные субсидии, удешевление транспортных и энергетических тарифов и многое другое — важные направления государственных расходов. Выбор модели социально ориентированной рыночной экономики в качестве перспективной был осуществлён в Основных направлениях социально-экономического развития РБ на 1996-2000 гг. Ключевую роль в выборе сыграли следующие факторы: § Длительная принадлежность к социалистической системе § Историческая вера в необходимость сильного государства § Традиционная сдержанность, терпеливость, осмотрительность § Неприятие народом ложных ценностей определило отказ от массовой приватизации, обогащения немногих за счёт большинства населения… Социально ориентированная рыночная экономика – это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наёмных работников – в высокопроизводительном труде. Основная цель – динамичное повышение уровня благосостояния народа на основе сбалансированного расширенного воспроизводства экономических и социальных сфер с учётом сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений. Предполагает переход к новому постиндустриальному обществу. Для достижения конечных целей необходим длительный период, который включает несколько этапов: I. 2001-2005 гг. – создание макроэкономических условий для стабильного социально-экономического и экологического развития. Должно быть завершено создание необходимой законодательно-правовой базы. II. 2006-2015 гг. – этап активной структурной перестройки: технологическое перевооружение (новейшие технологии), стимулирование внутренних и внешних инвестиций и фундаментальных разработок. III. после 2015 г. – формирование основ постиндустриального информационного общества, приближение к уровню жизни населения экономически развитых стран. Будет формироваться новый технологический базис – ресурсосберегающий тип воспросизводства. В сравнении со странами Центральной и Восточной Европы трансформация экономики Беларуси носит постепенный характер. Социальная направленность экономического развития обеспечила бoльшую социальную стабильность и меньшую дифференциацию населения. Однако неоспоримо, что один из лучших вариантов поддержания высоких доходов населения и борьбы с бедностью — это высокие темпы экономического роста. Определённая степень социальной дифференциации необходима для создания стимулов к эффективной деятельности субъектов. Чем выше уровень деловой активности, предпринимательской инициативы, тем быстрее развивается экономика страны. При этом важно помнить о группах населения, экономическая активность которых невелика (пенсионеры, инвалиды и др.), для них должны разрабатываться программы социальной защиты. Вопросы для самоконтроля 1. Что понимают под экономической системой? 2. Что представляет собой структура экономической системы? 3. Как классифицируются экономические системы по способу координации экономических субъектов и действий? 4. Что такое субъект собственности? 5. Что такое объект собственности? 6. Что включает в себя право распоряжения? 7. Назовите формы собственности. 8. Для чего осуществляется реформирование прав собственности? 9. Что представляет собой разгосударствление? 10. Что представляет собой приватизация? 11. Каковы недостатки традиционной экономики? 12. Почему в мире преобладают смешанные экономики? 13. Что представляет собой трансформационная экономика? 14. Что такое рынок как экономическая категория? 15. Кто является субъектами рыночных отношений? 16. Какие функции выполняет рынок? 17. Какие существуют типы рынков? 18. Что относится к инфраструктуре рынка? 19. Что относится к положительным сторонам рынка? 20. Какие негативные черты присущи рынку? 21. Каковы исторические условия возникновения рынка? 22. Какое неоспоримое преимущество есть у ценового механизма рынка? 23. Какие существуют виды конкуренции? 24. Какие типы рынка выделяют по объектам рыночных отношений? 25. Какие отличительные черты присущи социальной рыночной экономике? 26. В чем особенность германской модели социальной рыночной экономики? 27. Какие существуют основные модели социальной рыночной экономики? 28. Назовите общеэкономические черты белорусской экономической модели.
|