Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.
Второй, помимо спроса, рыночной силой, определяющей цену товара, является предложение. Фирма занимается производством и продажей благ с целью получения дохода. Предложение – это конкретные товары и услуги, которые производители желают и могут произвести, а также реализовать в данных экономических условиях. Если для потребителя возможности покупки благ ограничиваются имеющимися доходами, для производителя роль ограничителя играют издержки производства. Величина (объем) предложения – это некоторое количество благ, которое отдельный производитель (продавец) или группа производителей (продавцов) могут произвести и продать по определенной цене в единицу времени при данных условиях. Конечно, существуют разные варианты взаимосвязи величины предложения и цены товара, но стандартным случаем является прямая зависимость между ценой и величиной предложения. Эта зависимость отражена в законе предложения: при росте цены величина предложения растет, при снижении цены величина предложения снижается. Наиболее простое объяснение закона предложения заключается в следующем: при росте цены товара у производителей увеличиваются стимулы к его продаже, так как увеличиваются доходы от реализации продукции. Но производство большего количества товара связано с дополнительными издержками и возможно только при увеличении цены товара. Графическая интерпретация закона предложения представлена на рисунке 8 в виде кривой предложения.
Рисунок 8 — Кривая предложения
Допустим, по цене Р 1продавцы смогут предложить на рынок количество товара Q 1. Если цена снизится до Р 2, то продавцы предложат меньше товара – Q 2. Следует различать изменение величины предложения и изменение предложения. Первое показывает зависимость величины предложения от цены и иллюстрируется движением по кривой предложения. Второе является следствием воздействия неценовых факторов предложения и определяет сдвиг кривой предложения (рисунок 9). Изменение предложения вызывают неценовые факторы: 1) цены на ресурсы; 2) уровень технологии производства; 3) налоги, дотации; 4) цены на другие товары; 5) ожидание изменения цен (ожидая повышения цен возможно временное сокращение его поставок на рынок). 6) число производителей (продавцов) на рынке.
Рисунок 9 — Влияние неценовых факторов предложения (увеличение предложения)
Функция предложения имеет вид: Qs=f(P, Pa, Pb…K, X), (3) где Qs — объём предложения данного товара; P, Pa, Pb — цены данного и других товаров, включая ресурсы для производства данного товара; K, X — неценовые факторы предложения.
3.3 Отраслевое рыночное равновесие. Изменение спроса и предложения, их влияние на цену. Объединим на одном графике кривые рыночного спроса и рыночного предложения (рисунок 10). В точке E они пересекутся, при этом величины спроса и предложения будут равны и достигнут равновесного объема производства Qe при равновесной цене Pe. Эта точка пересечения кривых спроса и предложения называется точкой статичного рыночного равновесия. Математически точку рыночного равновесия можно найти, решив систему из двух уравнений (Qd=f1(P) и Qs=f2(P)) с двумя неизвестными (Q и Р). Рисунок 10 — Рыночное равновесие В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован. У покупателей или у продавцов появляется желание изменить ситуацию на рынке. Пусть реальная рыночная цена будет выше равновесной, скажем Р ` > РЕ (рисунок 11). При такой цене объем спроса составит QD`, тогда как объем предложения QS`. В этом случае производители предпочтут несколько снизить цену, чем поддерживать выпуск продукции в объеме, существенно превышающем объем спроса. Таким образом, избыток предложения (Q`S - Q`D) будет оказывать понижающее давление на цену.
Рисунок 11 — Дефицит и избыток
Теперь рассмотрим случай, когда реальная цена будет ниже равновесной, например Р`` < PЕ. Тогда объем спроса QD`` окажется выше объема предложения QS`` товар станет дефицитным. Некоторые покупатели предпочтут заплатить более высокую цену. В результате избыток спроса (QD`` - QS``) будет оказывать повышающее давление на цену. Этот процесс будет, очевидно, продолжаться до тех пор, пока цена не установится на равновесном уровне РЕ, при котором объемы спроса и предложения равны. Равновесие на рынке, рассмотренное нами, при определенных условиях оказывается устойчивым; любое отклонение от положения равновесия приводит в действие силы, которые возвращают рынок в исходное состояние. Спрос и предложение на рынке постоянно колеблются, соответственно изменяется и положение точки равновесия. Кроме того, на рынке практически всегда существует не одна цена, а набор цен на один и тот же товар, с бoльшим или меньшим разбросом: один и тот же товар продается на географически разных рынках за различную цену, в разные моменты времени цена товара разная, продавцы могут варьировать цену в зависимости от того, кто у них покупает товар – все эти и многие другие причины позволяют говорить о точке статичного равновесия лишь как об абстракции. Однако в научных целях такая абстракция весьма полезна, она позволяет более или менее адекватно описать рыночную ситуацию и получить приемлемые выводы на основе анализа. На практике рынку обычно присуще динамичное, а не статичное равновесие, т. е. постоянные изменения и приспособления цен и объемов продаж. В данном случае рассматривается рынок одного товара, поэтому равновесие называется частичным, или отраслевым рыночным равновесием.
|