Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения.
3.1 Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. 3.2 Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. 3.3 Отраслевое рыночное равновесие. Изменение спроса и предложения, их влияние на цену. 3.4 Понятие эластичности. Ценовая эластичность спроса и предложения. 3.1 Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. Рыночный механизм — это механизм формирования цен и распределения ресурсов. Его основными элементами являются спрос, предложение, цена и конкуренция. В основе формирования спроса лежат потребности. Однако не всякая потребность учитывается рынком и превращается в спрос. Рынок учитывает лишь платежеспособные потребности. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей и показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам. Эти возможности можно представить в виде таблицы или графика спроса. Различают индивидуальный и рыночный спрос. Например, на рынке некоторого товара присутствуют различные потребители А, Б, В. Каждый из них представляет индивидуальный спрос. Таблица 2 — Формирование рыночного спроса
Из таблицы 2 видно, что рыночный спрос – это спрос всех покупателей на рынке. Также рыночный спрос можно определить: ü рыночный спрос – общий объем потребительских покупок конкретного товара на конкретном рынке за определенный период времени ü рыночный спрос – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить ü рыночный спрос – это вынесенные на рынок конкретные платежеспособные потребности, которые могут быть удовлетворены при наличии товарного предложения Важнейшими показателями спроса являются его объём и цена. Объём (величина, количество) спроса это количество товара, которое потребители способны приобрести по определённой цене. Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определённое количество товара. Основным детерминатом (определяющим фактором) рыночного спроса является цена товара, а одним из важнейших законов рыночной экономики, управляющих процессом товарообмена и ценообразования, является закон спроса. Суть закона спроса состоит в том, что чем дороже товар, тем меньше объём покупок, и наоборот. В его основе лежат несколько факторов: - психология покупателей - закон убывающей предельной полезности (человек получает наибольшее удовлетворение от первой покупки, в связи с этим потребители покупают дополнительные единицы продукта только при условии снижения цены. Заметим, что снижение количества продаж происходит не только за счёт роста их цен, но и вследствие насыщения потребностей) - эффект дохода (при постоянном доходе снижение цены увеличивает покупательскую способность) - эффект замещения (высокие цены заставляют покупателя заменять данный потребляемый товар другим более дешёвым) Графически взаимосвязь между спросом и ценой выглядит следующим образом (рисунок 6):
Рисунок 6 — Кривая спроса Кривая спроса – линия, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам за определённый период времени. На динамику спроса кроме цены действуют неценовые факторы: 1) Доходы потребителей. При повышении доходов спрос на большинство товаров растёт («нормальные товары», товары высокого качества, предметы роскоши…), на товары низшей категории спрос при увеличении доходов будет падать.
|