Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие эластичности. Ценовая эластичность спроса и предложения. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Анализ спроса и предложения позволяет выявить общие направления изменения спроса и предложения под воздействием ценовых и неценовых факторов и сформулировать базовый закон спроса и предложения. Однако часто исследователю недостаточно знать, что рост цены вызывает сокращение объёма спроса, необходима более точная количественная оценка, поскольку сокращение может быть быстрым или медленным, сильным или слабым. Чувствительность рынка к изменению цен отражается в показателе эластичности. Концепция эластичности в экономической теории появилась поздно, но стала одной из фундаментальных. Общее понятие эластичности пришло из естественных наук. Экономическое определение эластичности было дано А. Маршаллом в 1895 году. Эластичность — это мера реакции одной переменной на изменение другой. Это понятие применяют для характеристики функций спроса и предложения. Эластичность спроса по цене — это относительное изменение величины спроса на товар, деленное на относительное изменение цены данного товара. Она показывает, как количественно (на сколько процентов, или на какую долю) изменится величина спроса на товар, если цена товара изменится на один процент (одну долю).
(4)
где Р 1 — цена до изменения; Коэффициент эластичности — это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Значение коэффициента ценовой эластичности спроса по модулю может изменяться от нуля до бесконечности (таблица 4). Таблица 3 — Реакция покупателей на изменение цены
Графически варианты ценовой эластичности спроса можно представить следующим образом (рисунок 12): Рисунок 12 — Варианты ценовой эластичности спроса Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса: 1. Чем больше товаров, являющихся, с точки зрения покупателя, заменителями данного, тем эластичнее спрос. Например, спрос на мыло определенной марки. Если цена на эту марку мыла повысится, то большинство покупателей безболезненно перейдут на другие сорта, хотя кто-то, возможно, останется верен своей привычке (вот почему так важен оборот «с точки зрения покупателя» в первой фразе этого пункта). Другой пример — магнитофоны. Спрос на импортную аудиотехнику на черном рынке достаточно эластичен. Однако представим себе, что подобные устройства вообще не выпускались бы в России. Думается, покупатели были бы более снисходительны. Отсюда следует и такой вывод: чем более агрегированный товар мы рассматриваем, тем ниже эластичность. Так, спрос на мыло вообще малоэластичен (его заменить нечем), однако спрос на мыло «Консул» может иметь весьма высокую эластичность. 2. Чем выше доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, тем выше эластичность. Если потребитель расходует на данный товар незначительную часть своего бюджета, ему не нужно изменять свои привычки и пристрастия при изменении цены. С этой точки зрения интересна история такого товара, как соль. Совершенная неэластичность спроса на соль отмечалась в разделе 0. Но так было не всегда. В середине XIX в. в России пуд соли стоил от 50 коп. до 1 руб. из-за высокого налога на соляное производство. Для многих, особенно в деревне, это было непомерно дорого. После отмены акцизного налога в 1880 г. цена соли упала в два раза, а потребление выросло на 70 %. Но одна и та же сумма при большом доходе составила бы малую долю бюджета, а при низком доходе - значительную. Поэтому эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с высоким доходом меньше, чем с низким. 3. Эластичность спроса ниже всего у тех товаров, которые, с точки зрения потребителя, являются необходимыми. Речь тут идет не только о хлебе. Для одного необходимыми товарами являются табак и алкоголь, для другого - марки и спичечные этикетки, для третьего — джинсы " Levi Strauss". Это дело вкуса. Количественная мера реакции величины предложения товара в ответ на изменение цены на товар представляет собой эластичность предложения по цене. Базовые формулы расчета коэффициента ценовой эластичности предложения аналогичны формулам расчета коэффициентов ценовой эластичности спроса. Приведем формулу расчета эластичности предложения по цене: Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает степень количественного изменения предложения при изменении цены на 1%. (5) где Q1 и Q2 — первоначальный и текущий объем предложения; Р1 и Р2 — первоначальная и текущая цена. Обратите внимание, что здесь сразу применена формула центральной точки. В зависимости от значения коэффициента эластичности предложения выделяют (рисунок 13): • неэластичное предложение: значительное процентное изменение цены приводит к незначительному процентному изменению объема предложения; коэффициент эластичности предложения меньше 1; • эластичное предложение: незначительное процентное изменение цены товара вызывает значительное воздействие на объемы предложения; коэффициент эластичности предложения больше 1; • предложение с единичной эластичностью: изменение цены товара, выраженное в процентах, в точности компенсируется аналогичным процентным изменением объема предложения; коэффициент эластичности предложения равен 1; • абсолютно эластичное предложение: возможно существование только одной цены, при которой товар будет предлагаться для продажи; коэффициент эластичности стремится к бесконечности. Любое изменение цены приводит либо к полному отказу от производства товара (если цена понижается), либо к неограниченному увеличению предложения (если цена повышается); • абсолютно неэластичное предложение: как бы ни изменялась цена товара, в данном случае его предложение будет постоянным (одинаковым); коэффициент эластичности равен нулю.
Рисунок 13 — Варианты ценовой эластичности предложения
Основными факторами, определяющими эластичность предложения являются: 1. период времени (мгновенный, краткосрочный, долгосрочный) - для мгновенного периода предложение неэластично; - для краткосрочного периода производить может в определенных пределах адаптировать к изменяющейся цене; - для долгосрочного периода предложение эластично; 2. специфика производства (минимальный объем затрат на расширение производства); 3. возможности хранения изготовленной продукции (эластичность предложения тем выше, чем больше возможности длительного хранения товара и чем ниже издержки его хранения); 4. максимально возможный объем производства при полной загрузке мощностей. Изучение эластичности предложения является необходимым условием исследования относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены. Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же небольшое изменение цены вызывает сокращение предложения до нуля, а небольшое увеличение цены обуславливает увеличение предложения то данная ситуация характеризует абсолютно эластичное предложение. Таким образом эластичность предложения изменяется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов, усиления ограниченности ресурсов применяемых при производстве того или иного товара, что ведет к уменьшению значения эластичности предложения.
Вопросы для самоконтроля 1. Что понимается под экономической категорией спрос? 2. Что такое объем спроса? 3. Какую взаимосвязь отражает закон спроса? 4. Назовите неценовые факторы спроса. 5. Какое влияние на спрос оказывают товары-субституты? 6. Что происходит с кривой спроса при снижении доходов населения? 7. Что понимается под экономической категорией предложение? 8. Какую взаимосвязь отражает закон предложения? 9. Что такое объем рыночного предложения? 10. Назовите неценовые факторы предложения. 11. К каким изменениям кривой предложения приведёт снижение налогов? 12. Дайте определение рыночного равновесия. 13. Какую роль играет равновесная цена? 14. Перечислите виды рыночного равновесия. 15. Чем обусловлена необходимость использования термина «эластичность» в экономической теории? 16. Какое влияние на экономический анализ оказывает оценка эластичности спроса и предложения? 17. Что означает понятие «эластичность спроса»? 18. Дайте определение понятию «эластичность предложения». 19. Как измеряется эластичность спроса? 20. Охарактеризуйте диапазон изменения коэффициентов эластичности спроса. 21. Приведите пример товара с совершенно эластичным и неэластичным спросом. 22. Охарактеризуйте факторы, влияющие на эластичность спроса. 23. Как измеряется эластичность предложения? 24. Охарактеризуйте диапазон изменения коэффициентов эластичности предложения. 25. Приведите пример производства с эластичным и неэластичным предложением. 26. Охарактеризуйте факторы, влияющие на эластичность предложения. 27. Как на графике выглядят кривые с совершенно эластичным и совершенно неэластичным спросом? 28. Как на графике выглядят кривые с совершенно эластичным и совершенно неэластичным предложением? 29. Какой эластичностью обычно характеризуются социально значимые товары? 30. Какое значение имеет для фирмы ценовая эластичность спроса?
|