Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Интегрирование знаний, навыков и умений в обучении студентов сценарному мастерству
На пороге исследования таких понятий как «творчество», «талант», «технология творческого процесса» нас предостерегают сомнения и возражения многих деятеле!! науки, и в особенности искусства. «Как можете вы исследовать всеобщие закономерности творчества, его развитие, когда, как известно, каждый талант - неповторимая индивидуальность и творит одному ему присущими методами? Нет необходимости спорить с этими оппонентами, ибо они, не ведая того, сами утверждают общую закономерность каждый талантливый человек неповторимая индивидуальность. Привычные определения, гласящие, что талант «это высокий уровень природной одаренности», «такое сочетание способностей, которое располагает к творчеству», или «талант на девяносто процентов труд», - безусловно, справедливы, но мало что дают для раскрытия природы таланта, его диагностики и развития. Талант по-прежнему остаётся неразгаданным свойством, и вся его теория подчас выражается просто - «талант надо иметь». «Каждая индивидуальность, - писал В.М. Бехтерев, может быть различной сложности, но она представляет всегда определенную гармонию частей и обладает своей формой и своей относительной устойчивостью системы... Гармония частей есть основа индивидуальности» (25, 350). Развитие индивидуальности - путь преодоления узкой специализации. Именно индивидуальность становится потенциальным началом многостороннего развития личности. От качественного развития этих способностей и форм их интеграции зависит уровень творческих возможностей человека. В научных публикациях культурологического плана проскальзывают суждения о том, что в сфере театрализованных представлений и праздников недостает ярких талантов, способных к самостоятельному творчеству. Этот недостаток всегда связывается с ослаблением принципа индивидуальности. Все похожи, только отсутствует индивидуальный подчерк и... недостает талантливости. Людей красит индивидуальность, а не нивелировка. Особенно удручает нивелировка в искусстве, где индивидуальный почерк художника является признаком талантливости. К сожалению, не многие преподаватели вузов искусства и культуры в полной мере осуществляют индивидуальный подход к творческой природе студентов. Встречаются и такие сценарные лаборатории, где студентов настойчиво обучают единым методам техники и мастерства. За безропотное выполнение или невыполнение программного материала, либо ставится положительная оценка, либо отчисляют за профнепригодность. Такие примеры есть, когда студенты с ярко выраженной индивидуальностью, с потенциями к самостоятельному творчеству исключались из института, так как не соответствовали «требованиям» мастера. Талантливый педагог способен лишь помогать развитию таланта, но не создавать его. Нельзя учить другого тому, что не можешь сделать сам. Помощь таланту подчас заключается в том, чтобы ему не мешали, а если возможно, создавали условия для его свободного развития и действия. Тренировка ума, творческие упражнения должны стать постоянным спутником сценариста в целях формирования его сценарной культуры. Поэтому основным условием обучения сценарному мастерству должно стать высказывание Леонида Леонова: «Для того, чтобы писать хорошо, надо писать много» (1 10, 356). А если образно выразить эпиграф самого курса, то здесь будут уместны слова Ю. Олеши «ни дня без строчки». Именно такой путь предполагает систематическую письменную работу, литературное фиксирование этапов творчества от простых до сложных, в результате чего студент не только приобретает сценарные навыки и умения, но и формирует сценарную культуру. Какими же сценарными навыками и умениями должен обладать уже подготовленный специалист? Прежде всего умениями: 1. Анализировать. 2. Добывать «факты жизни» и находить «факты искусства». 3. Формулировать проблемы. 4. Ставить конкретные цели. 5. Разрабатывать художественно-педагогические программы. 6. Отбирать материал под своим углом зрения (ракурсом). 7. Иметь собственную позицию по отношению к отобранному материалу. 8. Синтезировать. 9. Переосмысливать сценарный материал. 10. Владеть методом театрализации. 11. Владеть методом монтажа. 12. Ассоциативным методом исследования. 13. Осуществлять сценарно-педагогическое моделирование поведения аудитории. 14. Владеть литературно-журналистскими умениями и навыками: а) описания действия; б) создания текстов для ведущих, персонажей, монологов, диалогов; в) проведения интервью, беседы, написания заметки, рецензии, статьи; г) этики взаимоотношений и общения и т.д. Не будет преувеличением, если мы скажем, что сценарий является продуктом социальной наблюдательности, художественно-педагогического прогноза и моделирования, художественного воображения и драматургической логики. Создавая систему упражнений, мы постоянно имели в виду, что она, будучи направленной на развитие у студентов прежде всего художественно-педагогической природы, постоянно должна учитывать научно-поисковую, эмоционально-образную и логико-драматургическую сферу творческого процесса, и опираться на нее. Вот почему наши упражнения построены в основном по принципу единства этих компонентов в деятельности педагога и ориентируют студента на организацию органичного взаимодействия этих трех начал. Упражнения постоянно опосредуются заданиями научно-поискового, эмоционально-образного и логико-драматургического характера. Все это позволило в какой-то мере реализовать в системе упражнений единство художественно-педагогических элементов и дало возможность классификации типов учебно-драматургических задач в целях их использования для формирования у студентов сценарной культуры.
|