Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема № 2. Драматургическое построение эпизода. «Сюжетосложение» как обучающий метод.
Последовательность технологического процесса создания эпизода. Отбор номеров, единиц сценической информации. Создание драматургической логики и последовательности.
РАЗДЕЛ № 9. IX Семестр. СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (ПРАЗДНИКА)
Тема № 11. Шестой этап работы над сценарием: отбор художественных средств.
(Практические индивидуальные занятия).
Тема № 12. Седьмой этап работы над сценарием: монтаж художественных средств - создание сценария.
Структура обучающей технологии создания сценария. Последовательность всех этапов работы над сценарием.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА» ПО СЕМЕСТРАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Форма обучения. Семестр.
| Всего аудит, часов.
| Лекции.
| Отчетность,
(зач., экз.)
| Очное отделение.
|
|
| | Семестр 5.
|
|
| Курсовая работа
| Семестр 6.
|
|
| Зачет.
| Семестр 7.
|
|
| | Семестр 8.
|
|
| Зачет.
| Семестр 9.
|
|
| Экзамен. Курсовая работа
|
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА»
(по разделам, темам, видам занятий и формам обучения)
№
| Номера и названия разделов и тем
| Общее кол-во часов 50
| Очная форма обучения
| Кол-во часов аудиторных занятий
| Всего. 50
| Лекции. 50
|
|
|
|
|
| 1.
| ВВОДНЫЕ ЛЕКЦИИ:
ТЕМА № 1 Характеристика становления сценарной культуры: историко-графический аспект.
|
|
|
| 2.
| Тема №2.
Массовые праздники: драматургический аспект.
|
|
|
| | Тема № 3.
Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников.
|
|
|
| | РАЗДЕЛ № 5
Инсценирование художественного материала.
|
|
|
| 3.
| Тема № 4
Первый этап работы над сценарием: формулирование проблемы.
|
|
|
| | Тема № 5.
Перевод поэтического, прозаического текста на язык сценического действия
|
|
|
| | РАЗДЕЛ № 6.Инсценирование документального материала.
|
|
|
| 4.
| Тема № 7
Второй и третий этапы работы над сценарием: определение сверхзадачи, разработка сценических заданий блоков, эпизодов, е.с.и.
|
|
|
| | Тема № 8.
Художественное осмысление факта, документа.
|
|
|
| | РАЗДЕЛ № 7.
Драматургия номера.
|
|
|
| 5.
| Тема № 9.
Четвертый этап работы над сценарием: разработка замысла сценария, блоков, эпизодов, нахождение формы, жанра представления, сцен.реж. хода.
|
|
|
| | Тема № 10.
Виды номеров:
Принципы драматургического построения номера.
|
|
|
| | РАЗДЕЛ № 8
Драматургическое построение эпизода театрализованного представления, праздника.
|
|
|
| 6.
| Тема № 11.
Пятый этап работы над сценарием: разработка сюжета сценария, блоков, эпизодов.
|
|
|
| | Тема № 12.
Драматургическое построение эпизода. Понятие «сюжетосложение».
|
|
|
| | РАЗДЕЛ № 9. Сценарий театрализованного представления (праздника)
|
|
|
| | Тема № 13. Шестой этап работы над сценарием: определение границ художественного материала. Отбор.
|
|
|
| | Тема № 14. Седьмой этап работы над сценарием: монтаж е.с.и., номеров, эпизодов, блоков. Написание сценария
|
|
|
|
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА» ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
(очная форма обучения)
№
| Номера семестров.
Номера названии разделов, тем, учебных вопросов.
| 1.
| Объект дисциплины - сценарии различных видов и форм театрализованных представлений и праздников.
Предмет - сущность и организация драматургического конфликта сценария, сущность театрализации.
Цель - формирование сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников на основе сценарной технологии.
Задачи - познакомить с опытом, накопленным в области драматургии театрализованных представлений и праздников.
- Выработать сценарные навыки на основе методики (сценарной технологии).
Практическое приложение дисциплины:
- на основе интегрирования знаний, навыков и умений сформировать у студентов системные сценарные знания в их соотнесенности с общехудожественными и педагогическими процессами.
- Осуществлять профессионально-педагогическую направленность обучения
- Развивать у студентов практический опыт художественно-педагогической деятельности.
Роль дисциплины в подготовке специалистов.
1. программное содержание дисциплины рассматривается как органическая часть учебного процесса, направленного на формирование сценарной культуры будущих специалистов.
Рекомендации по изучению дисциплины «Учебно-практические занятия по основам сценарного мастерства»:
накопление тематического банка информации («фактов жизни» и «фактов искусства») с 1-го по 9-ый семестры.
Вводные лекции.
ТЕМА № 1. Характеристика становления сценарной культуры: историографический аспект.
Понятие «сценарная культура» режиссеров театрализованных представлений и праздников.
| | ТЕМА № 2. Массовые праздники: драматургический аспект.
ТЕМА №3. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников.
| | РАЗДЕЛ № 5 СЕМЕСТР № 5.
Инсценирование художественного материала.
ТЕМА№ 4. Первый этап работы над сценарием.
Вопросы:
1. Что такое тема, проблема?
2. Что такое «факты жизни» «факты искусства»?
3. Определение понятия «сверхзадача».
4. Разработка концепции проблемы.
5. Что такое смысловой каркас сценария?
6. Ассоциативное исследование документального материала.
| | ТЕМА №5. Перевод поэтического, прозаического текста на «язык» сценического действия.
Вопросы:
1. Что такое инсценирование?
2. Выбор и драматургический анализ поэтического или прозаического произведения.
3. Разбор и анализ произведения с точки зрения конфликта.
4. Перевод текста на «язык» сцены.
| | РАЗДЕЛ №6. СЕМЕСТР № 6.
Инсценирование документального материала.
ТЕМА №6. Второй и третий этапы работы над сценарием.
Вопросы:
1. Технологические операции второго этапа работы над сценарием.
2.Технологические операции третьего этапа работы над сценарием.
| | ТЕМА№7. Художественное осмысление «факта», «документа».
Вопросы:
1. Принципы отбора документального материала.
2. Создание «фактографического образа».
3. Литература «факта» и литература «вымысла».
4. Создание «факта искусства» на основе «факта жизни».
| | РАЗДЕЛ № 7 СЕМЕСТР № 7.
Драматургия номера.
ТЕМА №8. Четвертый этап работы над сценарием.
Вопросы:
Исходя из чего разрабатывается:
1. Замысел сценария.
2. Замыслы блоков.
3. Замыслы эпизодов.
4. Замысел (лы) номера (ов).
ТЕМА № 9. Виды номеров. Принципы драматургического построения номера.
Вопросы:
1. Выбор материала.
2. Определение жанра.
3.Нахождение сценарно-режиссерского хода.
| | РАЗДЕЛ № 8. СЕМЕСТР № 8.
Драматургическое построение эпизода театрализованного представления, эпизода праздника.
| | ТЕМА №10 Пятый этап работы над сценарием.
Вопросы:
Исходя из чего разрабатывается:
1. Сюжет сценария?
2. Сюжеты блоков?
3. Сюжеты эпизодов?
4. Сюжет (ы) номера (ов)?
| | ТЕМА № 11 Драматургическое построение эпизода.
Вопросы:
1. Из чего «складывается» эпизод?
2. Что такое «сюжетосложение»?
3. Последовательность технологических операций создания
эпизода.
4. Отбор единиц сценической информации, отбор номеров.
5. Отчего зависит драматургическая логика создания эпизода?
| | РАЗДЕЛ № 9. СЕМЕСТР № 9.
Сценарий театрализованного представления (праздника).
ТЕМА № 12. Шестой этап работы над сценарием: отбор художественных средств.
Вопрос:
Исходя из чего определяются:
1. Границы художественного материала, его оптимальный объем (количество сценарного материала)?
| | ТЕМА № 13.Седьмой этап работы над сценарием. Монтаж как драматургический метод организации сценарного материала.
Вопрос:
1. Технологические операции семи этапов работы над сценарием.
2. Взгляды на монтаж В. Пудовкина, Дж. Гриффита, С.
Эйзенштейна.
3. Монтаж как момент художественного высказывания.
4. Программирование в сценарии моментов и способов активизации
зрителей - участников праздника.
5. Игра. Социально-эстетическое значение игры.
6. Особенности зрительской аудитории.
7. Сценарное творчество выдающихся режиссеров: В.Мейерхольда;
Н.Петрова; П.Охлопкова; А.Пиотровского; И.Туманова;
С.Эйзенштейна.
| | РАЗДЕЛ №10. СЕМЕСТР № 10.
Подготовка к ГЭК.
ТЕМА№ 14. Корректировка дипломных проектов.
1. Проверка документации.
2. Консультации по дипломным проектам.
|
Литература по сценарной технологии
1. Марков О. И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников. - Краснодар.: КГУКИ, 2004.-Учебное пособие для преподавателей, студентов ВУЗов культуры и искусств.
2. Марков О. И. Сценарная культура режиссеров досуговой деятельности как художественно-педагогическое явление. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 1998.
3. Марков О. И. Сценарное мастерство режиссеров театрализованных форм досуга: Монография \ Краснодар. Гос.академия культуры.-Краснодар, 1997.- 273с.
4. Марков О. И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба. - М.: Просвещение, 1988.-Учебное пособие для студентов институтов культуры. - 160 с.
5. Марков О. И. Ассоциативный метод исследования документального материала. В сб.: проблемное обучение специальным дисциплинам. Методические разработки для преподавателей и студентов ВУЗов культуры.- Барнаул, 1985.
6. Марков О. И. Методика создания театрализованных представлений. Учебно-методические разработки для студентов институтов культуры по курсу «сценарное мастерство». - Барнаул, 1985.-86с.
7. Марков О. И. Педагогическое творчество и техника в обучении студентов «Сценарному мастерству» \ Краснодар. Гос.акад. культуры.- Краснодар, 1997.
8. Марков О. И. Художественное восприятие сценической информации как процесс. Тезисы. Международная научная конференция «Человек в мире искусства: информационные аспекты».- Краснодар.- Новороссийск, 1994 г.-4.1-11.
9. Марков О. И. Системный подход в определении новой модели специалистов культуры. Методические рекомендации «Проблемы создания новой модели подготовки кадров в условиях регионального, многопрофильного ВУЗа культуры и искусства». - Краснодар 1991.
10. Марков О. И. Художественное информационное поле деятельности режиссеров театрализованных представлений и праздников. Тезисы. Международная научная конференция «Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы».- Краснодар \ Новороссийск, 1997.
Тематика курсовых работ по дисциплине «Теория драмы и основы сценарного мастерства»
Сложившаяся практика доказала целесообразность создания этюдов на тему «Цирк». Большую роль в создании драматургии таких этюдов оказывает дисциплина «Цирковое искусство в театрализованных представлениях», которая закладывает с 1-го семестра базовые навыки в работе студентов над трюковыми комбинациями.
На индивидуальных занятиях студенты с мастером циркового искусства овладевают элементами жонглирования, фокусов, циркового действия, клоунады, буффонады и т.п.
Полученные знания и навыки фиксируются студентами в курсовых работах по выбранным ими темам.
|