Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пластическое и музыкальное решение художественной идеи представления
Умение пластически существовать в музыке, а не под музыку следует развивать у студентов уже на 1-ом семестре обучения. Музыкальность и пластичность - дар врожденный, но поддающийся развитию. У студентов I курса, обучающихся на кафедре режиссуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств, он проявляется по-разному. Одни - хорошо чувствуют ритм, другие - мелодическую сторону музыки, третьи - ее эмоциональную или пластическую сторону. Музыкальность и пластичность - понятия сложные. О содержании и назначении музыки в хореографии образно и точно высказалась, русский педагог - хореограф М. Золотова, - которая назвала музыку «школой сердца». Педагогическая практика свидетельствует, что целостная и основательная хореографическая и пластическая подготовка режиссеров - немыслима без музыкального развития студентов, без раскрытия и развития их музыкальных способностей. В.Э.Мейерхольд первым сформулировал и провел в своей практике новые взаимосвязи между музыкой и движением, между музыкой и пластикой. В докладе «Искусство режиссера» В.Э.Мейерхольд говорил, что если бы его спросили: «Какой главный предмет на режиссерском факультете будущего театрального университета, какой главный предмет должен быть включен в программу этого факультета?» - он сказал бы: «Конечно музыка». Проследим на практическом примере, каким образом выстраиваются взаимоотношения музыки и пластики, музыки и движения, как было найдено пластическое и музыкальное решение художественной идеи представления. Приведем краткое описание структуры театрализованного представления, посвященного 175-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова «Я каждый день бессмертным сделать бы желал...» Кафедра режиссуры получила заказ на проведение Лермонтовского праздника в г. Тамани. Студенты специальности «режиссура театрализованных представлений и праздников» под руководством педагогов (Марков О.И. и Ковакин Л.Д.) прежде всего, стали изучать и собирать материал. После долгих обсуждений и споров родился замысел. Приведем лишь часть этого замысла, интересующего нас с точки зрения пластического и музыкального решения художественной идеи. Структура праздника: 1. Гостей встречает группа людей в костюмах начала XIX века. 2.Хозяин бала, хозяйка, распорядитель, ливрейные зажигают свечи в канделябрах. 3.Участники представления входят в зал и идут к портрету М.Ю. Лермонтова. 4.Дирижер оркестра снимает ткань с портрета М.Ю. Лермонтова. 5.Студенты исполняют песню: «Пусть будет маскарад, Где нам явится гений, Чтоб каждый день воспеть Бессмертием творений...» 6.Этюд «Белеет парус одинокий». 7.Вальс «Маскарад» и открытие бала. 8.Распорядитель объявляет танец. 9.Выступление творческих коллективов. 10.Инсценированные документы из жизни поэта. 11.«Маскарад» - драматический отрывок. 12.Первая дуэль и т. д. Часть зрителей, сидевших за столиками включались и танцы, объявленные распорядителем и танцевали вальс, мазурку, полонез. На фоне бала драматическую остроту получал конфликт танца, поэзии, музыки и интриги. Сюжет состоял не в том, что злодеи или недруги поэтам плели козни, стремясь разлучить ПОЭТА с МУЗОЙ, а в том, что интрига стремилась овладеть их душой, вовлечь в свою сферу. Смысл хореографических композиций раскрывался в трагическом зрелище театра танца, окруженного театром интриги. В Лермонтовском празднике героем был поэт Лермонтов. Но играли не Лермонтова, а за Лермонтова. Актер читал от Лермонтова, причем читал точно по мысли, вы строенной режиссерами. Самым удачным во всем представлении был верно найденный сценарно-режиссерский ход. Это три дуэли, определяющие смысловую доминанту каждого из трех блоков. Дуэли - по форме, а, по сути, - это были убийства Лермонтова как Поэта. С этой точки зрения любопытно высказывание В.Э. Мейерхольда. После репетиционных прогонов «Маскарада» В.Э. Мейерхольд сделал актерам разгромный анализ: «Почему нет в спектакле Лермонтова?... У него нет безразличных реплик... Лермонтов через свою драматургию боролся со светом, с Беккендорфами, с убийцами Пушкина, со всеми, кто стиснул этот мир в тисках, кто напялил на него оковы... все реплики должны звучать остро, как стук рапиры о рапиру» (ЦГАЛИ, фонд 998). В 1926 году А.В. Луначарский опубликовал свою известную статью о Лермонтове. В этой статье мы находим мысль о том, что дуэль Лермонтова была «формой» убийства, ибо поэт мозолил обществу глаза. Обозначив саму концепцию или художественную идею авторов представления, рассмотрим каким образом было осуществлено пластическое и музыкальное решение. Эпизоды «Бала», в которых масса танцующих с веерами не давала возможность встречи Поэта с Музой, были построены на умножении жеста: множество рук с веерами взметались в одно и тоже время, множество спин сгибались в один и тог же миг. Это был триумф жеста как выразительной возможности танца. Жест был освобожден и умножен, и, в то же время, фиксирован. Свободный танец - вальс («Маскарад») сводился к жесту, прежде всего, но в свободном танце чрезвычайно была расширена сфера его смысловых и пластических значений. Жест освобождал не только инстинкты, но и дух, человеческий образ, плененное бытом бытие человека. Жест -не только рассчитанное движение руки, зафиксированное в стоп кадре, но и спонтанное движение всего тела. Жест -это gestus, как его называл Бертольд Брехт, однократная вспышка экспрессии, пучок экспрессивных сил, в которой собрано много приемов и состояний. Из жеста-мычания рождается жест-слово. Через всю сценическую композицию, в которой авторы сценария и постановщики математически точно расставили три дуэли Поэта, проходит легкий мостик, переброшенный от классики к танцу «модерн», хрупкий мостик, соединяющий две ищущих друг друга души «реального» Поэта и «реальной» Музы. Они точно «слепые», увидевшие свет, эти две фигуры. Свет танца рождал этот танцевально-пластический дуэт. Свет танца становился пластикой, жестом, дуэтом. Дуэт ставил героев на грань ликования и тут же - почти что на грань смерти. Тела говорили стихами, драматические стихи рождали поэзию действия: При шуме музыки и пляски, При диком топоте затверженных речей, Мелькают образы бездушные людей. Приличъем стянутые маски. О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью... Все представление заключало в себе скрытую оду и честь метафоры как таковой, как формы поэтическом мысли. Дуэли воспевали метафору и демонстрировали се структуру в жестком и устойчивом смысловом каркасе. Вместе с выстрелом гасился общий свет и одновременно освещался портрет Лермонтова. Резкое включение света и в монтаж (конфликт!!) происходящему убийству на сценической площадке, в оркестре, сидящему в маскарадных масках, издевательски звучала «Лезгинка». На финале второй дуэли - «Пляска скоморохов», а на третьей - «Цыганочка». В финале представления, как и в начале, все участники читали стихи, в танце снимая при этом «приличьем стянутые маски»: Под ним струя светлей лазури. Над ним луч солнца золотой, А он мятежный просит бури,
|