Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Финансовая система. Налогообложение в РК
Финансы носят исторический характер. Они возникли в условиях товарно-денежных отношений под влиянием функций и потребностей государства. Термин финансы произошел от латинского «financia», что значит платёж, доход. Впервые со значением «денежный платёж» он начал широко использоваться в 13-15 вв. в Италии. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежного обращения ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения своих политических и экономических функций. Финансы - это система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения валового национального продукта. Финансы характеризуются следующими признаками: денежная форма выражения; распределенный характер отношений при отсутствии эквивалентного обмена; распределение ВНП и НД через специальные фонды. Содержание этих отношений раскрывается через такие категории как доходы и расходы, прямые и косвенные налоги, дотации, субвенции, субсидии, бюджетные ассигнования и т. д., характеризующие различные виды движений денежных ресурсов и, следовательно, через экономические связи между физическими и юридическими лицами. Финансовые отношения складываются между субъектами рыночного хозяйства, а также между отраслями и регионами (государством, с одной стороны, и предприятиями, населением, общественными организациями, с другой стороны; между предприятиями; внутри предприятий; между предприятиями и банками). Эти связи образуют структуру финансовых отношений. Функции финансов: Аккумулирующая - создание материальной основы существования государства и обеспечение его функционирования. Регулирующая - стимулирование деятельности субъекта финансовых отношений с целью развития НТП и решения социальных проблем. Распределительная - формирование и использование денежных средств через соответствующие фонды целевого назначения: госбюджет, фонд социального страхования, специальные фонды, фонды предприятия. Контрольная - обеспечение правильности взимания налогов и использование их по целевому назначению. Финансовая система - это отношение между экономическими субъектами по поводу формирования и использования фондов денежных средств через соответствующие институты, учреждения на основе законодательно-установленных нормативов. Структура финансовой системы: Государственные финансы - это централизованные фонды денежных средств, используемые в соответствии с потребностями государства. Финансы предприятий и отраслей - это денежные фонды, предназначенные для развития производства и решения социальных вопросов. Региональные финансы - это территориальные фонды, используемые для развития регионов. Государственные финансы включают: госбюджет, государственное социальное страхование (пенсионный фонд), государственные внебюджетные фонды, государственное имущественное и личное страхование. Госбюджет: центральный, местный.
Государственный бюджет баланс доходов и расходов государства.
Выплаты из госбюджета: Ассигнование - это выдача денежных средств из госбюджета на содержание предприятий и государственных учреждений. Субсидии - это вид государственного денежного пособия, предоставляемый государством организациям, учреждениям. Субвенции - это вид государственного финансового пособия местным органам власти или отдельным отраслевым хозяйственным органам, предоставляемый на цели развития. Дотации - это вид государственного пособия организациям, предприятиям для покрытия убытков и целей поддержки. Финансовые льготы: Адаптационные - предоставляются планово-убыточным или малорентабельным предприятиям, на срок, предусмотренный программой по их финансовому оздоровлению. Стимулирующие - предоставляются с целью усилить экономическую заинтересованность предприятия в НТП, в первоочередном выполнении государственного заказа и решении социальных задач. Состояние госбюджета: Нормальное, если расходная часть госбюджета равна доходной. Дефицитное, если расходы превышают доходы. Дефицит госбюджета не является опасным для экономики в целом, если он находится на уровне 2-3% ВНП. В противном случае он сказывается на функционировании денежной, кредитной систем и всей экономики в целом. Дефицитный бюджет:
Государственный долг - это общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг равный сумме прошлых бюджетных дефицитов. Внешний государственный долг-задолженность государства иностранным гражданам, фирмам, учреждениям. Внутренний государственный долг-задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны. Основным источником доходов государства в цивилизованном обществе являются налоги. Налог - это изъятие в пользу государства части дохода самостоятельно хозяйствующего субъекта, заранее определенный и установленный в законодательном порядке. Налогообложение - это способ регулирования дохода и источник пополнения государственных средств. Принципы построения налоговой системы: Всеобщность - охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, не зависимо от организационно- правовой формы. Стабильность - устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени. Равнонапряженность - взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам в доли от доходов и прибыли. Обязательность - принудительность налога; неизбежность его выплаты; самостоятельность субъектов в исчислении и уплате налогов. Социальная справедливость - установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех в примерно равные условия и оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения. В зависимости от субъекта налогообложения налоги делятся на: -налоги, уплачиваемые юридическими лицами; -налоги, уплачиваемые физическими лицами. Необходимо различить источник и объект налогообложения. Источник, независимо от объекта налогообложения -чистый доход общества. Объект-это количество измеримый экономический феномен, который служит базой начисления налогов. Объектом налогообложения являются: -доход (с предприятия или населения); -имущество (недвижимое и движимое); -передача имущества в наследство, при дарении, а также определенные виды сделок (операции с ценными бумагами) и вывоз товаров за границу (таможенные пошлины). По механизму формирования налоги делятся на две группы: прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются непосредственно с владельцев имущества, получателей дохода. К ним относятся: Реальные (поземельный, подомовой, на ценные бумаги); Личные (подоходный с населения, на прибыль корпорации, на прирост капитала, с наследства и дарения, поимущественный налог). Косвенные налоги взимаются в сфере реализации и потребления товаров и услуг, то есть в конечном итоге перекладываются на потребителей продукции. К ним относятся: фискально-монопольные (индивидуальные, универсальные (налог с оборота), на добавленную стоимость. Акцизы (на отдельные виды товаров); Таможенные пошлины (по происхождению: экспортные, импортные; по целям: фискальные, протекционные, антидемпинговые, преференциальные; по ставкам: специфические, адвалорные, смешанные). Наряду с объектами в системе налогообложения на меньшую роль играют налоговые ставки и налоговые льготы. Налоговая ставка: 1) Предельная налоговая ставка- есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода; 2) Средняя налоговая ставка- это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода; 3) Нулевая ставка; 4) Льготная ставка. Налоговые льготы - это уменьшение налоговых ставок или полное освобождение от налогов отдельных предприятий или производств, в зависимости от их профиля, характера произведенной продукции и выполненных работ, использованной рабочей силы, зоны расположения. Классификация налогов по признаку соотношений между ставкой налога и дохода: Прогрессивный - средняя ставка повышается по мере возрастания дохода. Регрессивный - средняя ставка понижается по мере возрастания дохода. Пропорциональный - средняя ставка остается неизменной не зависимо от размера дохода. Финансовая система как важнейший элемент инфраструктуры развитого рынка может использоваться как средство рыночных отношений в хозяйстве. В перспективе работа по оздоровлению государственных финансов РК нацелена на сокращение бюджетного дефицита за счет расходной его части. Ведется работа по совершенствованию налоговой системы. Главный упор делается на косвенные, а не на прямые налоги, и целью является приближение к состоянию макроэкономического равновесия при обеспечении роста экономики.
|