![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подготовка к практическому занятию
Успех занятия зависит от качества подготовки к нему как со стороны преподавателя, так со стороны студентов. Хорошую подготовку студента к занятию продемонстрирует начало выступления с плана доклада (реферата), который подготовлен им самостоятельно или под руководством преподавателя. Практика свидетельствует о том, что нередки случаи, когда студент, содержательно выступая по вопросу в целом, не может сформулировать мысли, которые он только что высказал пространно. Иначе говоря, он недостаточно ясно представляет себе структуру собственного выступления, что говорит о его поверхностной подготовке, о механическом переписывании материала в свой конспект. В создании творческой атмосферы на семинаре значительную роль играет содержание и форма выступлений. Чем интереснее, оригинальнее доклад, тем больше он привлекает студентов, вызывает с их стороны желание принять участие в обсуждении, высказать свою точку зрения, свое мнение. Дословное воспроизведение в докладе (выступлении) содержания учебного пособия, прослушанной лекции, монотонное чтение конспекта неизбежно вызовет скуку, убьёт интерес к предстоящему обсуждению вопроса. Важно студенту во время выступления поддерживать постоянную связь с аудиторией, реагировать на реплики, вопросы, замечания, не теряясь при этом. Это требует значительных усилий воли и привычки. Выступающий должен обращаться к аудитории, а не к руководителю семинара, поддерживать зрительную связь со студентами, а не смотреть в потолок или по сторонам, что свидетельствует о неуверенности оратора и боязни аудитории. Поэтому важен анализ не только содержания выступления, но и его формы, дикции, поведения докладчика на кафедре, навыков общения с аудиторией. Вопросы к студенту, выступающему с докладом, должны задавать, прежде всего, сами студенты, а не преподаватель. Вопросы должны быть существенными, связанными с содержанием обсуждаемой темы, точно сформулированными. Вопросы к докладчику, их содержательность и количество в значительной мере характеризуют качество выступления, степень интереса к нему, подготовленность остальных участников практического занятия, уровень их активности. После того как вопросы студентов и преподавателя к докладчику исчерпаны, можно переходить к обсуждению теоретических и методических достоинств и недостатков доклада, а также и ответов докладчика на заданные вопросы. Заключительное слово преподавателя подводит итог обсуждению проблем, вынесенных на занятие. В завершении занятия, подводя итоги, преподаватель оценивает уровень обсуждения вопросов в целом, лаконично подчеркивает существо обсуждаемых проблем, их теоретическое и методологическое значение, углубляет то, что, по его мнению, освещено недостаточно глубоко, характеризует и оценивает сильные и слабые стороны выступлений, не забывая отметить яркую и самостоятельную мысль кого-либо из студентов, советует ознакомиться с дополнительной литературой. Исходя из воспитательных задач практического занятия, выступая с частным или общим заключением, оценивая мысли, высказанные студентами, преподаватель проявляет необходимый такт, тонко сообразуется с индивидуальными особенностями студентов, принимавших участие в работе практического занятия, используя, таким образом, заключение как средство воспитания. Основные положения учебных тем, изучаемых на лекционных занятиях, изложены в соответствии с планом проведения практических занятий. Для облегчения усвоения учебной дисциплины преподаватель даёт комментарий по основополагающим понятиям и терминам. Основные положения изучаемых тем в конспективном виде содержат тезисы для выступления студентов на практическом занятии. Составленные к каждой теме вопросы и задания для индивидуальной работы ориентируют студентов на самостоятельную работу с первоисточниками, исключают формализм в обучении. При таком подходе на практических занятиях используется участие в ней студентов учебной группы. Подготовку к каждой теме рассматриваемой дисциплины необходимо начинать с ознакомления с ней в Рабочей учебной программе и Общих методических рекомендациях, где обозначены направления и объем познаний, требуемые для участия в семинарском занятии, приведен ориентировочный перечень учебной литературы. Зная круг дискуссионных вопросов к каждой теме, все студенты группы должны быть готовы к их обсуждению (после ответов на основные вопросы практического занятия). По окончании каждой лекции лектор дает персональные задания студентам для индивидуальной работы на практическом занятии, что не исключает, а наоборот, предполагает, активное участие других студентов в обсуждении круга этих вопросов. Практический совет студентам, изучающим дисциплину «Финансовый менеджмент»: финансы находятся в постоянном развитии, а необходимые коррективы в учебно-методическую литературу вносятся с опозданием, отсюда вывод: лекции необходимо посещать. Хотя бы потому, что учебный лекционный материал излагается с учетом текущих изменений и дополнений законодательства о налогах и сборах и иных нормативных правовых актов. При изложении лекции лектор заостряет внимание студентов на этих обстоятельствах и, в соответствии с этим рекомендует перечень действующих на данный момент нормативных актов и «не устаревшей» учебной и методической литературы. Именно на лекции восполняется информационно-правовой вакуум, образующийся время от времени, как следствие незаконченной административно-правовой реформы в России. Главная задача практических занятий – выработать у студентов навыки самостоятельного поиска источников информации о финансовой системе России. С этой целью можно воспользоваться официальными публикациями органов государственной власти и управления России, на Web-сайтах Государственной думы, Администрации Президента РФ, министерств и ведомств. Полезные сведения, кроме перечня рекомендованной для самостоятельного изучения литературы, предложенной в Рабочей учебной программе, могут быть получены студентами из научно-практических журналов «Финансы», «Деньги и кредит» и «Финансовой газеты». Дополнительную информацию методического характера студенты могут почерпнуть из «Методических рекомендаций по самостоятельной работе студентов», «Методических рекомендаций по организации и руководству самостоятельной работой студентов» и «Методических рекомендаций по организации практических занятий», подготовленных на кафедре «Финансы и кредит». Перечень тем практических занятий и вопросов для докладов и обсуждений, рассчитан в соответствии с учебным планом и рабочей учебной программой на 2 часа аудиторного времени по каждой теме и предлагается к самостоятельному изучению в следующей последовательности:
Тема 1. «Понятия активов. Анализ платежеспособности предприятия. Финансовая устойчивость» Основной целью практического занятия является овладение навыками и умением: - объяснять экономическое содержание важнейших терминов; - уметь классифицировать активы по: формам функционирования; характеру участия в хозяйственном процессе и скорости оборота; степени ликвидности.; - рассчитывать показатели обобщающей оценки результатов финансовой деятельности и характеристики финансового состояния. Практическое занятие посвящено обсуждению вопросов и решению задач следующего содержания: 1). Общие основы управления активами. 2). Классификация активов по: формам функционирования; характеру участия в хозяйственном процессе и скорости оборота; степени ликвидности. 3). Управление денежными активами и её политика.
Тема 2.«Структура капитала. Стоимость собственного капитала привлекаемого за счёт внутренних и внешних источников» Основной целью практического занятия является овладение навыками и умением: - осуществлять расчеты стоимости собственного капитала формируемого за счёт внешних и внутренних факторов; - определять цену и структуру капитала; - рассчитывать стоимость чистых активов. Практическое занятие посвящено обсуждению вопросов и решению задач следующего содержания: 1). Определение общих основ управления капиталом и факторов формирования структуры капитала. 2). Сравнение краткосрочных и долгосрочных финансовых обязательств. 3). Порядок определения потоков платежей.
Оптимизация структуры капитала. Финансовый леверидж. Управление собственным капиталом. Целевые финансовые фонды Управление заемным капиталом. Кредиторская задолженность и его виды. Устойчивые пассивы.
Тема 3.«Финансовые ресурсы предприятия. Денежные потоки предприятия. Составление баланса финансирования активов» Основной целью практического занятия является овладение навыками и умением: - выполнения расчетов по оценке точки безубыточности, точки денежного равновесия; - рассчитывать оптимальную балансовую прибыль; Практическое занятие посвящено обсуждению вопросов и решению задач следующего содержания: 1). Денежный поток по операционной деятельности. 2) Определение объёма реализации продукции, обеспечивающего достижения точки безубыточности предприятия. 3) Регулирование объемов текущих затрат и управление формированием доходов.
Тема 4.«Методы финансирования инвестиционных проектов. Текущая рыночная стоимость акций и облигаций. Оценка эффективности реальных инвестиций» Основной целью практического занятия является овладение навыками и умением: - формулировать теоретические и методические основы управления финансовыми аспектами инвестиционной деятельности; - определять роль и значение инвестиционных ресурсов и инвестиционного портфеля; - обосновывать целесообразность применения методов финансирования инвестиционных проектов.; Практическое занятие посвящено обсуждению вопросов и решению задач следующего содержания: 1). Политика управления инновационными инвестициями. 2). Политика управления финансовыми инвестициями. 3). Политика управления реальными инвестициями.
Тема 5.«Портфельный риск. Идентификация и оценка уровня финансовых рисков. Предпринимательский риск. Внутреннее и внешнее страхование финансовых рисков. Минимизация финансовых рисков» Основной целью практического занятия является овладение навыками и умением: - подготавливать необходимую информацию по общим основам управления финансовыми рисками.; - осуществлять идентификацию и оценку уровня финансовых рисков; - устанавливать факторы, обеспечивающие снижение финансовых рисков и минимизацию финансовых рисков.;
Практическое занятие посвящено обсуждению вопросов и решению задач следующего содержания: 1). Финансовые риски. Систематические и не систематические риски. 2). Страхование финансовых рисков. Внутреннее и внешнее страхование финансовых рисков.
Тема 6.«Оборотные и внеоборотные активы. Амортизация материальных и нематериальных активов. Расчет оборотных активов» Основной целью практического занятия является овладение навыками и умением: - объяснять различия между оборотными и внеоборотными активами; - устанавливать целесообразность применения политики финансирования оборотных активов и политики управления запасами; - обосновывать эффективность управления денежными активами Практическое занятие посвящено обсуждению вопросов и решению задач следующего содержания: 1). Сущность понятия активов. 2). Управление внеоборотными активами. 3). Политика управления оборотными активами
Тема 7.«Оценка платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия» Основной целью практического занятия является овладение навыками и умением: - раскрывать основное содержание финансовой устойчивости предприятия; Практическое занятие посвящено обсуждению вопросов и решению задач следующего содержания: 1). Анализ финансовой устойчивости предприятия 2). Политика антикризисного финансового управления.
Тема 8.«План доходов и расходов предприятия. План поступления и расходования денежных средств» Основной целью практического занятия является овладение навыками и умением: - определять объемы планирования доходов и расходов предприятия; - устанавливать целесообразность применения стратегического планирования финансовой деятельности; Практическое занятие посвящено обсуждению вопросов и решению задач следующего содержания: 1). Общие основы планирования сущность и его исходные предпосылки 2). План формирования использования финансовых ресурсов. Оперативное планирование финансовой деятельности.
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
|