Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Финансовая система Российской Федерации ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Сущность финансовой системы Российской Федерации проявляется через обособление отдельных финансов и видов финансовых фондов как экономических категорий. Система это всегда совокупность звеньев, элементов, подразделений, отношений, институтов (при группировке свыше двух), все составные части которой взаимосвязаны и представляют собой целостный единый организм. Иначе говоря, финансовая система - это совокупность финансовых институтов, каждый из которых объединяет однородные экономические отношения по формированию, распределению и расходованию государственных и муниципальных фондов денежных средств, имеет специфические формы и методы функционирования и свое целевое назначение. Финансовая система Российской Федерации объединяет в себе экономические отношения в сфере государственных финансов, муниципальных финансов, в том числе финансов предприятий, учреждений и организаций; кредитных и страховых фондов. Государственные финансы России представляют разветвленную систему денежных отношений, складывающихся по поводу централизованных на уровне самой федерации, а также ее субъектов фондов: бюджетов, внебюджетных и специальных фондов, а также децентрализованных финансов государственных, казенных предприятий и хозяйственных организаций. Местные финансы автономны от государственных фондов и составляют особое звено внутри финансовой системы. Эта часть экономических отношений складывается по поводу образования, распределения и расходования местных бюджетов, внебюджетных, валютных и иных специальных фондов муниципального значения, финансовых ресурсов муниципальных предприятий, средств мобилизуемых на финансовом рынке, заемных и иных привлеченных на этом уровне денежных средств. 1. Ведущим институтом финансовой системы и ее отдельных звеньев является институт бюджетов. В системе финансов России бюджетная система, как совокупность государственных и муниципальных бюджетов, имеет свое самостоятельное значение. Структурная перестройка экономики внесла с 1991 года существенные изменения в бюджетную систему, придав каждому бюджету автономность функционирования. Как институт финансовой системы каждый их названных бюджетов представляет собой совокупность экономических отношений по образованию, распределению и использованию централизованного на общие нужды фонда соответствующего общественно-территориального образования. А бюджетная система, как звено (подсистема) финансовой системы, - это общность вышеназванных экономических отношений по бюджетам России в целом. 2. Подобное построение финансовой системы применимо и для института внебюджетных фондов, представляющего собой совокупность экономических отношений по аккумуляции, распределению и расходованию специальных целевых фондов социальной ориентации, создаваемых наряду и независимо от бюджетов. Объединение этих отношений на различных уровнях государственного устройства может составить внебюджетную систему России. Объединение же государственных внебюджетных фондов в бюджетной системе, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, по существу лишает этот финансовый институт самостоятельности, к тому же и сужает круг экономических отношений. 3. Институт децентрализованных финансов есть совокупность экономических отношений по созданию фондов государственных и муниципальных предприятий и учреждений, их использованию на собственные хозяйственные, социальные, инвестиционные нужды и иные потребности. Отношения по формированию, распределению и использованию государственных и муниципальных децентрализованных финансов являются предметом правового регулирования финансового права России. 4. Институт кредитования, объединяющий экономические отношения по привлечению и использованию временно свободных денежных средств различных экономических субъектов и населения, в зависимости от заемщиков и кредиторов подразделяется на банковский и государственный кредит. Банковский кредит - это совокупность экономических отношений по аккумуляции кредитными организациями временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и использование их на возмездной и возвратной основе на определенные цели. Государственный кредит (муниципальный кредит) - это форма кредитных отношений между государством в лице его органов или органов местного самоуправления, выступающих в качестве заемщиков денежных средств, и юридическими и физическими лицами, как кредиторами. Этот институт (как система экономических отношений) используется для формирования доходной части различных государственных и муниципальных фондов на добровольных началах в форме займов, вкладов, лотерей различных видов и назначений. Когда заемщиком выступают органы местного самоуправления, данный кредит называется муниципальным. 5. Институт страхования - есть совокупность денежных отношений по обязательному или добровольному привлечению финансовых ресурсов в страховые фонды, используемые для возмещения ущерба от наступивших страховых случаев. Экономические отношения по формированию государственных страховых фондов составляют разновидность этого института.
|