Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образ женщины в русской поэзии
Одним из главных женских образов в литературе стала Татьяна Ларина. В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин запечатлел незабываемый образ Татьяны Лариной. Татьяна «русская душою» — это автор подчеркивает на протяжении всего романа. Ее любовь к русскому народу, к патриархальной старине, к русской природе проходит через все произведение. Татьяна — «натура глубокая, любящая, страстная». Цельная, искренняя и простая, она «любит без искусства, послушная влеченью чувства». О своей любви к Онегину она не говорит никому, кроме няни. Но глубокую любовь к Евгению Татьяна сочетает с чувством долга к мужу: Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна. Татьяне свойственно серьезное отношение к жизни, к любви и к своему долгу, для нее характерны глубина переживаний, сложный душевный мир. Все эти черты воспитала в ней связь с русским народом и русской природой. Говоря о роли женщины в русской поэзии, нельзя не сказать о Н.А. Некрасове, а точнее, о его стихотворении " В дороге": Поэт с болью в сердце говорит о суровой доле женщины-труженицы, женщины-матери, женщины-страдалицы. В стихотворении “В дороге” рассказывается о загубленной жизни крепостной девушки. Маленькой девочкой взяли ее господа в барский дом, воспитали вместе с барышней. Благодаря милости барина она получила образование, а когда барин умер, новый владелец поместья воротил “ее на село — знай-де место свое, ты, мужичка.” [3] Теперь обратимся к творчеству поэтов 20-го века, современников Анны Ахматовой. Рассмотрим творчество А.А.Блока. Чрезвычайно интересен образ женщины у Блока. Блок был связан с русским символизмом, а в его поэтике всякий образ наделяется, помимо прямого, еще и подразумеваемым, высшим значением. Женщины в лирике Блока всегда символизируют нечто возвышенное: либо это представление о неземном совершенстве, как в ранних стихах, либо божественный идеал, либо романтическая тайна, как в знаменитой «Незнакомке». Иногда же образ женщины у Блока олицетворяет образ России, как это происходит, например, в стихотворении «На железной дороге» и вообще во всем цикле «Родина». Как правило, женщина у Блока лишена примет жизненно-бытовых, она символизирует некоторую мистическую тайну, недоступную непосвященным. Позиция лирического героя по отношению к женщине - служение, часто подобное божественному, жертвенное и всегда немного мистическое. В лирике Блока явственно проступает пушкинская традиция уважения женщины, переходящего в благоговение — очень ясно это чувствуется, например, в стихотворении «Буйный ветер играет терновником…». Блоковские образы женщин — одни из самых загадочных и возвышенных во всей мировой литературе. Ещё один современник Анны Андреевны - В.В. Маяковский. Отношение к женщине у Маяковского тоже романтично, но романтично на свой лад, совсем не так, как у Блока. Ничего загадочного в женщинах Маяковского нет, но есть другое — признание огромной, безграничной власти любимой женщины над любящим ее человеком. Женщина у Маяковского сравнивается с титаном, который подчинил своей воле лирического героя. Этот образ нередко лишен обаяния и красоты: поэт говорит об уродливости и паразитарности женщины, примитивности и прагматичности её желаний, сосредоточенности исключительно на бытовой стороне жизни. Женщина, по мнению мастера, тяготеет исключительно к драгоценностям, обновкам и косметике, в то время как любовный порыв лирического героя устремлен в небеса... Именно поэтому любовь у Маяковского всегда обречена на страдание и непонимание (вспомните строки, ставшие настоящей классикой: " Любовная лодка разбилась о быт..."). Настало время обратиться к самой главной " коллеге" Анны Ахматовой - М. Цветаевой. Справедливо утверждать то, что единственный поэт, которому можно противопоставить А.Ахматову, именно М.Цветаева. В определениях женской поэзии Серебряного века имена Анны Ахматовой и Марины Цветаевой идут всегда рядом. Они, как две противоположных грани, очертили контуры русской женской поэзии в самом классическом ее проявлении, подарив современникам и потомкам огромное количество ярких, самобытных и очень искренних стихов. " Цветаевская" же героиня немыслима без любования, восхищения любимым. Истинное чувство, по Цветаевой, живет не только в сокровенной глубине души, но и пронизывает собой весь окружающий мир. Одним из женских образов у неё является Россия. Россия для нее — выражение духа бунтарства, непокорности, своеволия. Московская Русь, ее цари и царицы, ее кремлевские святыни, Смутное время, Лжедмитрий и Марина, вольница Степана Разина и, наконец, неприкаянная, кабацкая, подзаборная, каторжная Россия — все это образы одной народной стихии: Непотоптанный путь, Непутевый огонь, — Ох, Родина — Русь, Неподкованный конь! [4] Россия у М. Цветаевой — многокрасочный и многозвучный мир. В центре его — образ русской женщины «с гордым видом, с бродячим нравом». Эта героиня надевает разные личины. Она и московская стрельчиха, и неукротимая боярыня Морозова, и тишайшая «бездомная черница», и ворожея-чернокнижница, а чаще всего — бедовая осторожная красавица, «кабацкая царица». В ней — широта, размах и удаль русского национального характера: Целовалась с нищим, с вором, с горбачом, Со всей каторгой гуляла — нипочем! Алых губ своих отказом не тружу, Прокаженный подойди — не откажу.[5] Ещё одна важная роль женщины - мать. Этот образ также фигурирует у Цветаевой. В двух ранних сборниках Марины Цветаевой «Волшебный фонарь» и «Вечерний альбом» образ матери является определяющим. Тема любви также присутствует в литературном многообразии творчества Цветаевой. Одно из самых известных таких стихотворений «Мне нравится, что Вы больны не мной…» было положено на музыку. Эмоциональное состояние лирической героини поэтесса определяет как «болезнь». Именно это слово показывает всю глубину ее чувств. Несмотря на то, что стихотворение изобилует синтаксическими переносами и тире, передающими эмоциональный накал, его можно назвать стихотворением-настроением. То есть, как нам кажется, это произведение описывает любовь как настроение. Героиня выбирает «ночной покой» вместо «встреч закатными часами». Но, мне кажется, трудно назвать такой выбор сознательным. Откуда у героини эти восклицания сожаления в конце стихотворения?
|