Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зак. 181. Основы конфликтологии З86







Основы конфликтологии З86

речь идет о достижении общей цели — прогресса в конкретной сфере общественной жизни.

Как ни разнообразны виды борьбы, им прису­щи некоторые общие признаки, ибо любая борьба — это действие с участием, по крайней мере, двух субъектов (индивидуальных или коллективных, массовых), где один из субъектов препятствует дру­гому.10

Так, решающим условием победы в вооруженной борьбе является достижение превосходства и кон­центрации сил в месте главной схватки. Тот же при­ем характеризует стратегию других видов борьбы, например, игру в шахматы. Победу здесь одержи­вает игрок, умеющий сосредоточить свои фигуры там, где находится решающее направление атаки на короля противника.

Можно сказать, что в любой борьбе необходимо уметь а) наилучшим образом выбрать поле реша­ющей схватки, б) сосредоточить нужные силы в этом месте; в) выбрать оптимальный момент времени для нанесения удара. Все приемы и методы борьбы предполагают ту или иную комбинацию этих со­ставляющих.11

Целью борьбы является изменение конфликтной ситуации. А это достигается тремя общими спосо­бами: непосредственным воздействием на противо­стоящий субъект, его средства борьбы, на обстанов­ку; изменением соотношения сил; верной или лож­ной информацией оппонента о своих действиях и намерениях; получением адекватной оценки воз­можностей оппонента и ситуации. В разнообразных методах борьбы используются эти способы воздей­ствия в разных сочетаниях.12

Рассмотрим некоторые методы, применяемые в борьбе конфликтующих сторон. Один из таких ме-


387 _____ Лекция 9

тодов — достижение победы вследствие получения необходимой свободы действий. Этот метод реали­зуется следующими приемами: созданием свободы действий для себя; сковыванием свободы оппонен­та; даже ценой некоторых материальных или дру­гих потерь, приобретение лучших позиций в проти­воборстве и т.д. Например, эффективным приемом дискуссии является навязывание противнику в ка­честве предмета дискуссии таких вопросов, в кото­рых он мало компетентен и где он сам себя может скомпрометировать.

Эффективен метод использования одной сторо­ной в своих целях функций и резервов противника. Приемами при этом могут стать использование ар­гументов противника в дискуссии; принуждение противника к действиям, полезным для другой сто­роны.

Очень важный метод борьбы — выведение из строя в первую очередь управляющих центров про­тивостоящих комплексов: руководящих личностей коллективов и учреждений, основных элементов по­зиции противника. В дискуссии главный упор де­лается на дискредитацию ведущих ее участников, представляющих сторону противника, на опровер­жение основных тезисов его позиции. В частности, в политической борьбе особое значение имеет раскры­тие и критика отрицательных черт лидеров, несос­тоятельности их деятельности.

Несмотря на то, что одним из главных принци­пов разрешения конфликта является принцип сво­евременности, оперативности, в борьбе может ус­пешно использоваться метод затягивания дела, или иначе «метод проволочек». Этот метод — частный случай выбора соответствующего места и времени для нанесения решающего удара, создания выгод-13*


Основы конфликтологии 388

ного соотношения сил и выгодной ситуации для та­кого выбора. Медлительность перехода к решаю­щим действиям оправдывается необходимостью со­средоточения больших сил, ресурсов для одержания победы. Известен афоризм — время «работает на нас»; он характеризует сущность описываемого ме­тода. Применительно к дискуссии данный метод оз­начает, что следует стремиться при обсуждении ка­кого-либо вопроса брать слово последним, когда выскажутся все другие участники. В таком случае можно развивать аргументацию, против которой в предыдущих выступлениях не содержалось доста­точно серьезных доводов.

Метод «проволочек» известен с давних времен. Плутарх описывает один из случаев его примене­ния римским диктатором Суллой. Видя себя окру­женным значительными силами противника, а по­тому, действуя как оружием, так и хитростью, Сулла пригласил к себе для мирных переговоров второго консула — Сципиона. Тот принял его при­глашение, начались встречи и совещания, но Сул­ла, постоянно находя новые предлоги, все откла­дывал окончательное решение, а тем временем подвергал разложению моральный дух солдат Сци­пиона с помощью собственных воинов, которые были столь же искусны во всякого рода хитрос­тях и кознях, как и сам полководец. Они сманива­ли солдат неприятеля деньгами, лестью и разны­ми обещаниями. Наконец, Сулла со своими воина­ми подошел вплотную к лагерю Сципиона, а солдаты последнего приветствовали его и присое­динились к войску Суллы. Покинутый своими сол­датами Сципион был схвачен в своем лагере.13

Еще один немаловажный метод, тесно связан­ный с предыдущим — уход от борьбы. Этот ме-


389 ______________ Лекция 9

moд представляет собой реализацию стиля укло­нения. Он применяется в ряде ситуаций: тогда, ког­да не решена задача по мобилизации необходимых для победы ресурсов и сил; для того, чтобы зама­нить противника в заранее подготовленную ловуш­ку и выиграть время при смене обстановки на бо­лее выгодную для себя, и имитировать бегство, чтобы затем застигнуть противника врасплох, спровоцировав его на выполнение вредных для него действий. Этот метод также не нов, а давно из­вестен в исторической практике. Освобождением России от татаро-монгольского ига исторически принято считать ноябрь 1480 г. — завершение про­тивостояния российского воинства, руководимого Великим князем Иваном III, и татаро-монголов, под предводительством хана Ахмата. Около двух недель стояли в бездействии и смотрели друг на друга через реку Угру противники. Попытки кон­ницы Ахмата украдкой переплыть реку и напасть на россиян окончились неудачей. Иван III же не предпринимал активных действий. Наоборот, ког­да Угра покрылась льдом, он приказал всем своим воеводам отступить к Кременцу, чтобы сразить­ся с ханом на более удобном для битвы простран­стве. Полки и их воеводы подумали, что Великий князь страшится и не хочет битвы. Они не отсту­пали, но бежали от неприятеля, который мог, как им казалось, ударить с тыла. Татаро-монголы же, увидев левый берег Угры, оставленный россиянами, вообразили, что те манят их в сети и вызывают на бой, приготовив засаду. «Объятый странным ужасом, — писал Н.М.Карамзин, — Ахмат спешил удалиться.» «Представилось зрелище удивитель­ное: два воинства бежали друг от друга, никем не гонимые! Россияне, наконец, остановились; но Ах-


Основы конфликтологии 39О

мат ушел восвояси... Так кончилось сие последнее нашествие ханское на Россию»...14

О других методах читатель может узнать, озна­комившись с названными выше работами Катар-бинского Т. и Зимичева А. Мы же ограничимся зак­лючительным замечанием. Конкретные виды борь­бы как средства разрешения конфликта избираются и применяются с учетом специфики разрешаемых конфликтов и обстановки, в которой эти действия осуществляются.

Основным позитивным методом разрешения кон­фликтов являются переговоры. Анализу их сущнос­ти и роли в управлении конфликтами, а также тех­нологии ведения посвящена значительная литера­тура. В частности, теория переговоров разработана американскими конфликтологами Фишером Р. и Юри У («Путь к согласию. Или переговоры без по­ражения». М., 1992, перевод с английского), Деном Д. («Преодоление разногласий». Санкт-Петербург, 1994). Рассмотрим наиболее существенные характе­ристики метода переговоров и приемы его реализа­ции.

Переговоры — это совместное обсуждение конф­ликтующими сторонами е возможным привлечени­ем посредника спорных вопросов с целью достиже­ния согласия. Они выступают некоторым продолже­нием конфликта и в то же время служат средством его преодоления. В том случае, когда делается ак­цент на переговоры как часть конфликта, их стре­мятся вести с позиции силы, с целью достигнуть односторонней победы. Естественно, такой характер переговоров, обычно, приводит к временному, час­тичному разрешению конфликта, и переговоры слу­жат лишь дополнением к борьбе за победу над противником. Если же переговоры понимаются пре-


391 ______ Лекция 9

имущественно как метод урегулирования конфлик­та, то они приобретают форму честных, открытых дебатов, рассчитанных на взаимные уступки и вза­имное удовлетворение определенной части интере­сов сторон.

При такой концепции переговоров обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, что спо­собствует сохранению основы для согласия.

Фишер Р. и Юри У. анализируют метод принци­пиальных переговоров. Он состоит в требовании решения проблемы на основе ее качественных при­знаков, т.е. исходя из существа дела. Этот метод, пишут авторы, «предполагает, что вы стремитесь найти взаимную выгоду там, где только возможно; а там, где ваши интересы не совпадают, следует на­стаивать на таком результате, который был бы обо­снован какими-либо справедливыми нормами не­зависимо от воли каждой из сторон. Метод прин­ципиальных переговоров означает жесткий подход к рассмотрению существа дела, но предусматрива­ет мягкий подход к отношениям между участника­ми переговоров».15

Метод принципиальных переговоров, или «пере­говоров, основанных на определенных принципах», характеризуются четырьмя основными правилами. Каждый из них составляет базовый элемент пере­говоров и служит рекомендацией по их ведению.

1. «Сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров», «отделите человека от проблемы». Переговоры ведут люди; обладающие определенными чертами характера. Обсуждение их недопустимо, так как это привносит в ход переговоров мешающий решению проблемы эмоциональный фактор. Критика личных качеств участников переговоров только обостряет конфликт


Основы конфликтологии 392

или, по крайней мере, не способствует поиску путей его разрешения.

2. «Сконцентрируйтесь на интересах, а не на по­зициях». Позиции оппонентов могут скрывать их подлинные цели, а тем более интересы. Между тем, в основе противоречивых позиций всегда лежат ин­тересы. Поэтому вместо того, чтобы спорить о пози­циях, нужно исследовать определяющие их интере­сы. За противоположными позициями всегда кро­ется больше интересов по сравнению с теми, которые нашли отражение в этих позициях. Иными слова­ми, за противоположными позициями наряду с противоречиями находятся разделяемые и приемле­мые интересы.16

3. «Разработайте взаимовыгодные варианты». Договоренность на основе интересов способствует поиску взаимовыгодного решения путем изучения вариантов, удовлетворяющих обе стороны. В таком случае диалог становится дискуссией с ориентаци­ей — «мы против проблемы», а не «я против тебя». При такой ориентации возможно использование мозгового штурма. В результате может быть полу­чено не одно альтернативное решение. Это позво­лит отобрать нужный вариант, соответствующий интересам сторон-участников переговоров.

4. «Найдите объективные критерии». Согласие как цель переговоров должно базироваться на та­ких критериях, которые были бы нейтральными по отношению к интересам конфликтующих сторон. Только тогда оно будет справедливым, стабильным и длительным. Если же критерии субъективны, то есть не нейтральны по отношению к какой-либо сто­роне, то другая сторона будет чувствовать себя ущемленной, а стало быть, соглашение будет вос­приниматься как несправедливое и в конечном сче-


393 _____________ Лекция 9

те оно не будет выполняться. Объективные крите­рии вытекают из принципиального подхода к об­суждению спорных проблем; они формулируются на основе адекватного понимания содержания этих проблем.

Наконец, справедливость выработанных реше­ний зависит от используемых в ходе переговоров процедур урегулирования противоречивых интере­сов. В числе таких процедур: устранение разногла­сий при помощи жребия, делегирование права ре­шать посреднику и т.д. Последний способ решения спора, т.е. когда ключевую роль играет третья сто­рона, широко распространен, его вариации много­численны.

Возьмем в качестве примера переговорный про­цесс между представителями конкурирующих научных школ. Предположим, что предметом пе­реговоров является вопрос о практическом исполь­зовании какого-то научного открытия. Положи­тельное решение, очевидно, будет достигнуто при соблюдении рассмотренных выше четырех требо­ваний: если оппоненты не отвлекутся на взаимные критические оценки субъективных качеств каждо­го, различного рода известных им недостатков, допущенных в ходе научных исследований; если они корректно определят суть стоящей перед ними задачи, найдут обоюдоприемлемый аспект того научного открытия, которое можно рекомендо­вать для практического внедрения, а также согла­сованный механизм внедрения; наконец, если согла­суют критерии внедрения. Что касается последне­го, то значение его трудно переоценить. Известны многочисленные случаи из истории науки, когда противоположные подходы к определению крите­риев ее связи с производством приводили к поляр-


Основы конфликтологии 394

ным результатам. Скажем, оценка практичности научного открытия по сиюминутным положитель­ным результатам, как правило, характеризова­ла ложные научные концепции (к примеру, лысен-ковщину). И напротив, акцент на перспективные, долговременные результаты практического при­менения того или иного открытия вытекал из его подлинно научного характера.

Одним из основных способов разрешения конф­ликтов является общение между людьми. Это наи­более общий метод, включающий в себя и перего­воры. Сущность и технология общения достаточно широко описаны в литературе. Этим вопросам, в частности, посвящены работы Д.Скотт «Конфлик­ты, пути их преодоления», Д.Дена «Преодоление разногласий». В последней автор, один из пионе­ров в области разрешения конфликтов, разработал «4-шаговый метод». По мнению Д.Дена этот метод служит достижению согласия между людьми и их плодотворному сотрудничеству. В его основе лежат два правила: «не прерывайте общения», ибо отказ от общения порождает и означает конфликт; «не применяйте силовых игр, чтобы выиграть в борьбе за власть с помощью принуждения, угроз, ульти­матумов». В описании автором названный метод выглядит так:

Шаг 1: Найдите время для беседы. Шаг 2: Подготовьте условия. Шаг 3: Обсудите проблему. Вступительная часть:

Выразите признательность.

Выразите оптимизм.

Напомните (кардинальные правила).

Сформулируйте проблему. Приглашение к разговору.


395 ____________ Лекция 9

Диалог:

Задача 1. Придерживайтесь основно­го процесса.

Задача 2. Поддерживайте жесты при­мирения.

Прорыв: Шаг 4: Заключите договор (если это необходимо):

сбалансированный;

поведенчески специфичный;

в письменной форме. 17

Сделаем некоторые пояснения к данному мето­ду. Метод действует эффективно, если конфликтую­щие стороны знакомы с ним. Чаще же всего одной из сторон приходится быть инициатором беседы. Возникает необходимость уговорить другую сторо­ну принять участие в диалоге. Для этого нужно взять на себя некоторые обязательства: рассказать оппоненту о видении ситуации; воздерживаться от угроз или давления; от стремления к результату «выигрыш—проигрыш»; быть внимательным в тече­ние беседы. Время беседы должно быть выбрано со­вместно.

Важно подготовить подходящие условия для бе­седы, под коими подразумеваются, кроме времени, также место и благоприятная для беседы обстанов­ка. Длительность диалога определяется временем, необходимым для достижения прорыва в сглажи­вании конфликта. Содержание разговора должно сохраняться в тайне, поскольку несвоевременная ог­ласка его порождает слухи, сплетни и усиливает конфликт. Значит, до определенного времени, пока не достигнуто положительного результата должна соблюдаться конфиденциальность беседы. Диалог, успешное его завершение предполагает постоянное соблюдение предмета обсуждения, исключения из


Основы конфликтологии 396

беседы элементов, не относящихся к обсуждаемой проблеме (разговор о сослуживцах, о событиях дня и т.п.). В ходе беседы следует постоянно делать же­сты примирения, не пользоваться уязвимостью дру­гого и, вместе с тем, не проявлять беспринципнос­ти. Разговоры о волнующей обе стороны проблеме следует вести с ориентацией на взаимовыгодное ре­шение и исключение иллюзий относительно его ре­зультата по принципу «выигрыш—проигрыш». Итог диалога — договор, описывающий отношения сто­рон на будущее, фиксирующий в письменном виде сбалансированное, согласованное поведение и дей­ствия по реализации противоречивых интересов.

Описанные методы общения и переговоров пред­полагают взаимодействие отдельных личностей, коллективов. В жизни же большую роль играют конфликты, возникающие в среде массовых сооб­ществ, между не только малыми, но и большими группами. Конечно, и такие конфликты могут раз­решаться путем разнообразных переговоров и видов общения. Однако общение в таких случаях приобретает форму не диалога, а многосубъектно­го обсуждения проблем. Это — различного рода деловые совещания, семинары, конференции, съез­ды и т.д. Разностороннее и с участием многочислен­ных индивидов и организаций обсуждение спорных, жизненно важных для всех вопросов, безусловно, обеспечивает разрешение некоторых конфликтов. Положительный результат таких мероприятий дос­тигается при соблюдении ряда условий. Во-первых, обеспечения объективного рассмотрения дискусси­онных проблем; во-вторых, свободного обсуждения всех позиций и точек зрения при наличии равных возможностей участия в обсуждении каждого субъекта; в-третьих, оформления результатов об-


397 _____________ Лекция 9

суждения в виде рекомендаций, обобщающих выя­вившееся единство взглядов и позиций по тем или иным вопросам. Указанные формы эффективны при разрешении политических, идеологических, научных конфликтных проблем. В этих формах наилучшим образом действуют демократические принципы об­суждения и решения конфликтов. Например, на партийных форумах (конференциях, съездах) выя­вившиеся внутрипартийные конфликты преодолева­ются демократической процедурой голосования. Это обеспечивает либо признание позиции большин­ства, либо достижение согласия по принципиаль­ным вопросам.

Переговорный процесс в специфической форме — при участии посредника, может быть применен даже как средство разрешения правовых конфлик­тов. Насырова В.И. описывает, в частности, широ­кое распространение в США такой новой формы внесудебного урегулирования правовых конфлик­тов, как посредничество. Она возникла в качестве альтернативы существующей судебной системе с ее негативными сторонами. Посредничество, по мне­нию автора, — наиболее «универсальная и успеш­ная» форма урегулирования разногласий при по­мощи третьего, независимого участника-посредни­ка. В отличие от судебного разбирательства, посредничество характеризуется: необязательной процедурой; неформальностью и гибкостью; осо­бым статусом посредника (он должен быть нейт­ральным по отношению к спорящим сторонам); кон­фиденциальностью и др. Практика показывает, что из каждых пяти конфликтных дел четыре разреша­ются положительно.

Интересны приводимые автором данные о ре­зультатах посредничества.


Основы конфликтологии 398

Посредничество   Арбитраж   Суд  
Процесс неформальный   Частично неформальный   Формальный  
Отношения сотрудничества   Антагонизм   Антагонизм  
Принцип достижения спора — достижение согласия   Состязатель­ность   Состязатель­ность  
Материальный результат — взаимный выигрыш18   Одна из сторон чаще в проигрыше   Одна из сторон чаще в проигрыше  

Вообще типичным для правового конфликта яв­ляется его разрешение по формуле «выигрыш—вы­игрыш». Во внесудебной практике посредничества, как видно из приведенных данных, такая формула уступает место более соответствующему демократи­ческому принципу — «взаимный выигрыш»

Применение позитивных методов разрешения конфликтов воплощается достижением компромис­сов или консенсусов между противоборствующими субъектами. Это — формы завершения конфликтов в основном по типу «выигрыш—выигрыш», «побе­да—победа», «выигрыш—выигрыш». Они представ­ляют реализацию стилей компромисса и сотрудни­чества.

Компромисс (от лат. compromissum) — означает соглашение на основе взаимных уступок. Напри­мер, в политике компромисс — это уступка некото-


39 9 _______ Лекция 9

рым требованиям противоположной стороны, отказ от части своих требований в силу соглашения с дру­гой партией.

Различают компромиссы вынужденные и добро­вольные. Первые неизбежно навязываются сложив­шимися обстоятельствами. Скажем, соотношением противоборствующих политических сил явно не в пользу тех, кто идет на компромисс. Или же общей ситуацией, угрожающей существованию конфлик­тующих сторон (например, смертельной опасностью термоядерной войны, если она когда-либо будет развязана, для всего человечества). Вторые, то есть добровольные, компромиссы заключаются на осно­ве соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части интересов всех взаи­модействующих сил. На основе таких компромис­сов создаются разнообразные партийные блоки и политические коалиции.

Теоретико-методологической основой компромис­сов служит положение диалектики о сочетании про­тивоположностей как формы регулирования и раз­решения социальных противоречий и конфликтов. Социальной базой является общность некоторых ин­тересов, ценностей, норм (так называемых общих правил игры) как предпосылок взаимодействия об­щественных сил и институтов. В случае доброволь­ного компромисса имеет место общность основных взглядов, принципов, норм и стоящих перед взаи­модействующими субъектами практических задач. Компромисс осуществляется во имя достижения общих стратегических целей по вопросам тактики социальных действий по урегулированию конфлик­та. Если же компромисс носит принудительный ха­рактер, то он может состоять: а) во взаимной уступ­ке по отдельным вопросам во имя обеспечения ба-


Основы конфликтологии 4 OO

ланса частных интересов и целей (если инициатива заключения компромисса исходит от одной из на­ходящихся в состоянии конфликта сторон), б) в объе­динении усилий всех конфликтующих сторон для ре­шения некоторых коренных вопросов, связанных с их выживанием (если инициатива к компромиссу обоюдная). Убедительным примером подобной мо­дели компромисса служит общее стремление в на­стоящий момент ряда суверенных государств, вхо­дивших в Советский Союз, к заключению соглаше­ния с целью образования единого экономического пространства.

Разумность в политике несовместима с требова­нием экстремистских радикалов — «никаких комп­ромиссов», равно как и с противоположной установ­кой — идти на любые компромиссы. Никакой комп­ромисс не может быть оправдан, если он не служит достижению приоритетных для большинства членов общества целей и в то же время лишает меньшин­ство возможности защищать свои взгляды и инте­ресы. Компромиссы, естественно, исключаются между враждебными по всем направлениям обще­ственными силами.

Технология компромиссов достаточно сложна, во многом уникальна, но все же в ее структуре есть нечто повторяющееся. Таковы некоторые способы согласования интересов и позиций: консультация, диалог, дискуссия, партнерство и сотрудничество. Использование их позволяет выявить общие ценно­сти, если таковые существуют, обнаружить совпа­дение взглядов по тем или иным вопросам, помога­ет вскрыть позиции, по которым конфликтующим сторонам необходимо идти на уступки, выработать взаимоприемлемое соглашение о «правилах игры», или иначе, нормах и методах дальнейших действий


401 ______________ Лекция 9

с тем, чтобы обеспечить надлежащий баланс инте­ресов и тем самым урегулировать конфликт. Техно­логия компромиссов — это своеобразное искусство в социальном управлении, которым владеет каж­дый опытный субъект, зрелая демократическая организация.

Консенсус (от лат. consedo) — форма выражения согласия с аргументами противника в споре. В на­учной литературе понятие консенсуса обозначает общественное согласие относительно правил разре­шения конфликтов. Речь идет, в частности, о согла­сии относительно: а) принципов функционирования конкретной системы, что воплощается в демократи­ческих структурах власти управления обществом; б) правил и механизмов, регулирующих разрешение конкретных конфликтов. Консенсус может быть оха­рактеризован с содержательной стороны (качествен­ный аспект) и уровня достижения — степень консен­суса (количественная сторона).

Консенсус становится принципом взаимодей­ствия противоборствующих сил в системах, основан­ных на демократических началах. Поэтому степень консенсуса — показатель развитости общественной демократии. Естественно, что ни авторитарные, ни тем более тоталитарные режимы не предполагают обращение к рассматриваемому методу разреше­ния социальных и политических конфликтов.

Технология достижения консенсуса — особая про­блема. Она, по-видимому, не проще, а сложнее тех­нологии компромиссов. Существенными элемента­ми этой технологии являются: а) анализ спектра социальных интересов и выражающих их органи­заций; б) выяснение полей тождества и различия, объективного совпадения и противоречия приори­тетных ценностей и целей действующих сил; обосно-


Основы конфликтологии 4О2

вание общих ценностей и приоритетных целей, на основе которых возможно согласие; в) системная деятельность институтов власти и общественно-по­литических организаций с целью обеспечения обще­ственного согласия относительно норм, механизмов и путей регулирования общественных отношений и достижения тех целей, которые признаны общезна­чимыми.

Рассмотренные методы разрешения конфликтов далеко не исчерпывают всех способов такого дей­ствия. Огромное множество конфликтов — соци­альных, политических, организационно-управлен­ческих, наконец, этно-национальных детерминиру­ется, как уже говорилось, в предыдущих лекциях, ошибками в политике правящих институтов, нару­шением определенных принципов и норм функцио­нирования общественных отношений. Во всех этих ситуациях разнообразные методы урегулирования и разрешения конфликтов могут быть эффективны­ми при условии ликвидации деформаций в струк­турах и функциях управленческих систем и инсти­тутов власти.

Литература.

1. Данакин И., Дятченко Л. Технология разреше­ния социальных конфликтов. (Спецкурс). Социс. 1993, 9.

2. Чумиков А. Управление конфликтом и конфликт­ное управление как новые парадигмы мышления и действия. Социс, 1995, 3. С. 52.

3. Там же. С. 53.

4. Дорендорф Р. Указ. соч.

5. Данакин Н„ Дятченко Л. Технология разреше­ния социальных конфликтов. Социс, 1993, 9. С. 107.


4ОЗ _______ Лекция 9

6. Ключевский В. Соч. в 9 томах, т. 1, М., 1987. С. 191.

7. Международная безопасность и разоружение. Ежегодник СИПРИ, 1994. С. 14-16. С. 2-70.

8. Фишер Р. и Юри У. Путь к согласию или перего­воры без поражения. М., 1992. С. 9.

9. Скотт Д. Конфликты. Пути их преодоления. Киев, 1991. С. 117-125.

10. Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. М., 1975. С. 206.

11. Зимичев А. Психология политической борьбы. Санкт-Петербург, 1993. С. 76-77.

12. Там же.

13. Плутарх. Избранные жизнеописания. Том вто­рой. М., 1987. С. 67.

14. Карамзин Н. История государства Российско­го, в 4 книгах. Кн. 2, Ростов-на-Дону, 1989. С. 440.

15. Фишер Р. и Юри У. Путь к согласию или пере­говоры без поражения, перевод с английского. М., 1992, С 19

16. Там же. С. 58.

17. Ден Д. Преодоление разногласий. Санкт-Петер­бург, 1994. С. 5.

18. Насырова В.Посредничество в урегулировании правовых споров в США. Государство и право, 1997, 5. С. 109-111.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал