Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Демократические технологии управления конфликтами в действии.
Инструменты любой деятельности, в том числе управленческой, подбираются людьми в соответствии с объектом и характером деятельности. Это правило относится и к демократическим технологиям. На высшем уровне руководства используются одни виды технологий (политических, экономических и др.); на уровне субъектов Федерации — другие, наконец, в системе местного самоуправления — третьи. Речь, разумеется, не идет о разных принципах демократии: они универсальны и закреплены в Конституции. Специфичны формы и механизмы реализации одних и тех же принципов. Поисково-творческий подход, новации здесь не пожелание, а потребность. Разнообразие технологий не прописано в инструкциях и наставлениях, не значится в каких-либо бюрократических опусах, не изобретается падкими на «жареные» факты журналистами. Управленческое творчество — профессиональная обязанность государственных служащих и институтов. Попытаемся представить и описать в первом приближении, в общем виде типологию демократических технологий различных уровней функционирования управленческой системы. 1. Формы и методы управления конфликтами на уровне федеральных институтов власти и управления: механизмы реализации Основного Закона (Конституции); демократические нормы и процеду- Основы конфликтологии 418 ры формирования органов законодательной, представительной и исполнительной, а также судебной властей; правила принятия решений и процедуры организации и проведения общефедеральных и других общественно-политических форумов; виды совместного (разных ветвей власти) обсуждения форм и методов регулирования и разрешения конфликтов и конфликтных ситуаций, имеющих общегосударственное значение; информирование общества (СМИ) о деятельности и решениях государственных институтов; все формы и виды прямой и представительной демократии, формы связи госинститутов с общественностью. Стержневой технологией для всех названных методов является коллективное голосование и обсуждение проектов решений (резолюцийг законов и пр.), а также различные виды выборов. В этом состоит коренное различие технологий демократических от технологий административно-командных и правовых, сердцевину которых образует приказ, решение суда, распоряжение и другие управленческие документы, исходящие от административной власти. Голосование — технология выявления воли большинства, его позиции в отношении способов урегулирования или разрешения конфликта. При этом в качестве участников голосования выступают не только конфликтующие стороны, но также не включенные в конфронтацию» выступающие в качестве коллективного арбитра. Воля большинства — то средство, а скорее сила, с помощью которой конфликт либо гасится, либо переводится в другое русло развития или иную форму. Неизбежно воспроизведение конфликта, если большинство никак не учло позиции меньшинства, не посчиталось с его интересами. 419 Лекция 1О 2. Формы и методы управления конфликтными ситуациями и конфликтами на уровне субъектов Федерации: совокупность способов реализации конституционных установлений, обеспечивающих реализацию интересов и позиций региональных общ-ностей при регулировании конфликтных ситуаций и конфликтов регионального характера. Здесь применяются те же, что и на федеральном уровне, технологии с учетом специфики региональной общности и институтов власти и управления. Например, референдумы как форма прямой демократии организуются лишь по вопросам, касающимся интересов субъекта Федерации. Коллективное обсуждение тех или иных решений, голосование, в том числе в виде выборов, и здесь выступает как основная процедура принятия решений. На уровне субъектов Федерации возрастает роль взаимосвязей госвласти с обществом. 3.Формы и методы функционирования местного самоуправления как одного из видов демократии охватывает совокупность способов выявления и реализации интересов, позиций, воли местных обществ. Голосование, в том числе в виде выборов, и здесь — основной инструмент принятия коллективных решений. Уровни принятия решений при помощи демократических процедур определяют конкретную технологию: чем выше уровень, тем больше масштабы применения представительной демократии. Демократические технологии сами по себе, изолировано от институтов административной власти, не могут обеспечить регулирование и разрешение конфликтных ситуаций и конфликтов. Круг их возможностей ограничен теми проблемами, которые требуют для их решения применение принуждения, иначе говоря, где нужно употребить власть. Ис- Основы конфликтологии 420 пользование власти, в свою очередь, требует учета ее многофункциональности: как господства, сосредоточения командования, осуществления контроля за деятельностью отдельных лиц и групп. Каждая из названных функций может быть реализована в виде средства преодоления конфликта. Обратим внимание читателя на некоторые принципиальные моменты использования демократических технологий. Один из главных — нахождение оптимальных для данной конфликтной ситуации моделей ее разрешения с учетом позитивных последствий для других общественных отношений, связанных с этой ситуацией. Применение демократических технологий — не самоцель, а средство достижения качественных результатов. Участие общественных институтов в разработке решений, контроль за действиями государственных органов по выполнению принятых решений, свободное обсуждение проблем, возникающих в ходе преодоления конкретного конфликта, поиск новых вариантов решений — эти и другие элементы демократической по своей природе деятельности составляют структуру управления конфликтами. Там, где такая практика отсутствует, консервируются общественные коллизии, возникают кризисные ситуации. Подчеркивая позитивную роль демократических технологий, мы не намерены ее преувеличивать или исключать потенциально присущие им негативы. Участие в разработке и принятии управленческих решений наряду с профессионалами-управленцами непрофессионалов, представителей общественности, порождает возможность некомпетентного анализа конфликтов. Демократический характер обсуждения проектов решений затягивает процедуру их принятия, снижает оперативность руководства. В об- 421 _____________ Лекция 10 щем хоре дискуссий уравниваются по значимости творческие, новаторские взгляды и мнения обыденные, не содержащие в себе каких-либо новых мыслей. Коллективное принятие решений потенциально несет в себе элемент безответственного отношения отдельных участников к его результатам и ведет к попыткам администраторов спрятаться от ответственности, в случае необходимости, за мнение коллектива, свалить вину с больной головы на здоровую. В этом и состояла порочная практика соединения представительной и исполнительной властей в системе бывших Советов. Субъекты исполнительной власти, в случае провала их решений, как правило, оправдывали свои действия ссылками на постановления представительного органа (сессии Совета, Президиума и пр.) или указания партийного комитета. Анализ практики государственного управления показывает, что без тщательной отработки механизма применения демократических технологий и его закрепления в законодательстве, авторитарные методы остаются реально действующими. А за демократические выдаются квази-демократические, по сути — парадоксы демократии: принцип большинства превращается в вульгарную голосовую арифметику при оценке качества принимаемых решений; выборная система — главнейший институт демократии — в технологию выявления и закрепления воли властвующего меньшинства, а не массы управляемых; принцип плюрализма — в практику дозволенного высказывания разнообразных мнений, не влияющих на принятие ответственных решений. Естественно, парадоксы демократии приводят не к урегулированию конфликтов, а, напротив, к их обострению или маскировке Основы конфликтологии 422 Казалось бы, выборы в органы государственной власти — лучшая форма разрешения социально-политических конфликтов, накопившихся в обществе за период между выборными кампаниями. Между тем последние кампании — по выборам депутатов Государственной Думы и Президента РФ, в органы государственной власти субъектов Федерации — вызвали значительное обострение борьбы правящих и оппозиционных сил. Коммунисты, победившие на выборах в Думу, и «партия власти», потерпевшая поражение, остались на прежних местах в системе власти. У коммунистической фракции как не было, так и нет права формировать правительство и контролировать его деятельность. Кадры ответственных чиновников как формировались из сторонников «партии власти», так и по сей день формируются. СМИ как были объектом монополии Президента РФ и правительства, так и остались. Мало того, победивший на выборах Ельцин Б.Н. в качестве Президента РФ не отказался от практики конфронтации с оппозицией, даже в какой-то степени ее усилил; он сохранил ее также во взаимоотношениях с Государственной Думой, поскольку там доминируют коммунисты и их политические союзники. В последнее время, правда, наметился компромисс в разрешении конфликта. Будет ли он постоянным правилом, покажет время. Демократическая мировая практика выработала многие формы регулирования и разрешения конфликтов силами институтов государственного управления. В их числе не одни только выборы в органы власти, но также разнообразные формы прямой и представительной демократии: референдумы, партийные съезды, сами политические 423 _____ Лекция 10 партии как организации, выступающие соединительным звеном между государственными институтами и крупными социальными группами и орудием согласования интересов и позиций. Авторитарные методы и приемы управления конфликтными ситуациями противопоставляются демократическим по широкому фронту общественных отношений: секретность обсуждения и принятия политических решений — гласности; монолог лидеров — публичному диалогу с оппозицией; административный приказ — рекомендациям наилучшего варианта решения конкретных проблем; командное инструктирование — дискуссии и т.д. Получили распространение такие новые демократические формы оценки деятельности власть предержащих, как теледебаты, определение рейтинга лидеров (своеобразная форма реализации принципа большинства); изучение общественного мнения по наиболее важным вопросам деятельности субъектов государственного управления и состояния конфликтогенной обстановки в обществе; разнообразные формы взаимосвязи институтов государственной власти с общественностью. В качестве эффективной и достаточно популярной формы демократического урегулирования политических конфликтов зарекомендовали себя дискуссии «за круглым столом». «Круглые столы» стали распространенным механизмом в разрешении застарелых и труднейших политических противостояний. С помощью «круглого стола» Монклоа Испания вышла из политического кризиса после смерти диктатора Франко. Не раз прибегала к такому механизму урегулирования конфликтов оппозиция в западно-европейских странах, хотя и не добивалась при этом желаемых результатов. «Круглые столы» постепенно входят в политическую жизнь России. Основы конфликтологии 4 24 Цель любого «круглого стола» — достигнуть согласия относительно проблем, составляющих объект политического конфликта, и путей их решения. Идеальный вариант — реализация этой цели. Подчеркиваем: идеальный, но необязательно при всех условиях осуществимый. У «круглого стола» бывают углы, причем коварные, мешающие снятию конфликта между его участниками. Какие же они? Это — скрываемые от оппонента интересы и намерения, с которыми садятся за стол дискуссии одна или обе конфликтующие стороны. Политическая борьба меньше напоминает школьную арифметику; она более похожа на алгебру и на высшую математику. Кроме идеального варианта исхода дискуссии за «круглым столом», возможны другие: «максимальный выигрыш» одной стороны и «минимальный выигрыш» другой; «выигрыш—проигрыш», в том числе не исключая капитуляцию одной из сторон; безрезультатное окончание заседаний «круглого стола», когда какая-либо сторона или даже обе стремились его использовать с целью выжидания наиболее благоприятного времени для своей победы или накопления сил. Прибегают конфликтующие стороны и к срыву достигнутых договоренностей, если изменившаяся ситуация противоречит реализации их замыслов. Небольшой опыт «круглых столов» в России продемонстрировал пока лишь негативные последствия их проведения. Известные переговорные процедуры между бывшим Верховным Советом РСФСР и Президентом Ельциным Б.Н. при посредничестве Председателя Конституционного суда и выработанное в результате этого компромиссное постановление «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации» мало помогло преодолению острого 425 _________ Лекция 10 конфликта между законодательной и исполнительной ветвями высшей государственной власти. В дальнейшем оно по сути дела было предано забвению. Проект новой конституции РФ на заключительном этапе разрабатывался лишь сторонниками Президента без участия Верховного Совета и его руководства. Остается выяснить вопрос: чем обусловлены противоречивые результаты «круглых столов»? По крайней мере, двумя факторами: соотношением сил, находящихся в состоянии конфликта, характером политической обстановки, тенденцией ее развития. В ситуации равновесия сил, когда ни одна из конфликтующих сторон не может управлять самостоятельно, а другая еще не в состоянии это делать (оппозиция), достигается согласие, конфликт преодолевается хотя бы временно, для сохранения той обстановки, при которой установилось равновесие сил. Конфликтующие стороны меняют тактику, вплоть до отказа от прежних договоренностей, если проявляется тенденция к качественному изменению общественно-политической обстановки в пользу одной из сторон и возникает возможность для ее выигрыша, а для другой — проигрыша. Не худший вариант в подобной ситуации — возможность выжидания дальнейших перемен и предложение об отсрочке выполнения взятых в результате торга на себя обязательств. Неотвратимость капитуляции какой-либо стороны возникает в условиях катастрофической потери ею поддержки находящихся вне конфликта общественных сил (партий, социальных групп), или, по крайней мере, реальной опасности такой потери. Тот выигрывает от использования механизма «круглого стола», кто становится фаворитом актив-
|