Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемные ситуации и задачи по конфликтологии.






Анализ проблемных ситуаций и их решение бу­дет способствовать углубленному и творческому ус­воению читателями основ конфликтологии. Этот метод поможет преодолению традиционных для вузовской практики преподавания общественных дисциплин школярства и догматизма.

Автор предлагает для анализа три вида про­блемных ситуаций: а) ситуации теоретического ха­рактера — противоречия и конфликты, описанные в научной литературе, б) возникшие в реальных со­циально-экономическом и политическом процессах и являющихся объектом практики социального уп­равления; в) моделируемые в учебном процессе. Анализ каждого вида проблемных ситуаций пред­полагает задания на выявление, объяснение и по­иск подходов и методов преодоления этих ситуаций, имеющихся в литературе и встречающихся в прак­тике социального управления.

Научно-теоретическая проблемная ситуация — это выявившееся и осознанное в конфликтологичес-кой науке противоречие между уровнем познания общественных конфликтов и потребностью углубле­ния знания о них, обусловленное наличием новых научных представлений о тех или иных конфликто-логических процессах и накопленных фактических данных. Кратко говоря, проблемная ситуация суть фиксация недостаточности знания о конкретной об­ласти общественных конфликтов.


44З _________ Приложение

Учебная проблемная ситуация выражается в противоречии между полнотой (уровнем) описания и объяснения конкретных общественных конфликтов в учебной литературе и учебном процессе и достиг­нутым наукой уровнем познания. Следовательно, учебная проблемная ситуация означает выявившу­юся в учебном процессе ограниченность объяснения конкретной зоны конфликтов.

Практическая проблемная ситуация фиксирует противоречия и конфликты, проявившиеся в реаль­ной жизнедеятельности общественных субъектов, между теорией и практикой управления обществен­ными конфликтами. Описываемая проблемная си­туация свидетельствует об ограниченности знания, опыта и ресурсов у управляющих субъектов, будь то институты государства или гражданского обще­ства.

Понятие «задача» в данном контексте означает учебную форму задания на решение проблемной ситуации. Анализ проблемных ситуаций включает:

- разграничение проблемного и непроблемного знания (объяснения) путем сравнения с имеющим­ся данным, удовлетворяющим научным, учебным и практическим потребностям;

- отделение существенного от несущественного в отношении проблемной ситуации;

- расчленение проблемы по элементам и опреде­ление приоритетных из них.

Рекомендуемая логика анализа: объяснение ус­ловий возникновения проблемы; уточнение пробле­мы; постановка проблемы и формулирование зада­чи на ее решение; решение проблемы, включая вы­бор наилучших вариантов (с точки зрения экономии мышления и достижения цели).



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал