Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные типы конфликтов. Социальный конфликт.






Всякий конфликт между людьми, коль скоро он возникает на основе противоположности обществен­ных интересов, является социальным. Понятие «со­циальное» обозначает также группу конфликтов, содержание которых составляет борьба обществен­ных сил за доминирующие социальные статусы.

1. Один из дискуссионных вопросов анализа со­циальных конфликтов — это вопрос о их природе и субъектах. Известная традиционная точка зрения, ставшая для марксистов догмой, — признание ис­ключительно классовой природы социальных кон­фликтов, соответственно их субъектами — классов. В немарксистской литературе, напротив, либо во­обще отвергается понимание социального конфлик­та как классового, либо классовый социальный конфликт рассматривается в качестве одного из многих видов социальных коллизий в обществе, от­носимых отдельными авторами к «остаточным» яв­лениям. Высказывание французского социолога Турена А. характерно для всех авторов, отрицаю­щих акцентирование классового характера конф­ликта: ни один из современных видов борьбы не может быть квалифицирован как принципиальный конфликт, вокруг которого концентрируются все ос­тальные.

На обсуждение читателей выносятся вопросы: 1) согласиться или нет с утверждением об исчезно­вении классовых конфликтов? 2) корректно ли мне­ние, что в России в настоящее время существуют только неклассовые социальные конфликты? 3) в чем заключается неточность традиционного сведе­ния социального конфликта к классовому?


451 ___________ Приложение

2, Категория социального конфликта противопо­ложна понятию «социальное единство», В советской литературе признание такой противоположности было теоретической аксиомой, одним из главных идеологических принципов. Декларированное социальное и морально-политическое единство со­ветского общества рассматривалось как состояние, исключающее социальные конфликты. Нынешняя правящая элита все настойчивее подчеркивает не­обходимость достижения «общественного согласия», а также старается не заострять внимание на соци­альных коллизиях, чем перегружена сегодня россий­ская действительность. В научно-теоретическом пла­не объяснение соотношения социального конфлик­та и социального единства составляет проблемную ситуацию, решение которой важно и для теории, и для практики государственного руководства. Чита­телю рекомендуется дать ответы на такие дискусси­онные вопросы:

— возможен ли конфликт вне социального един­ства, понимаемого в смысле признака общества как единого социального организма?

— исключает ли социальное единство наличие противоречивых интересов социальных групп и сло­ев?

— культивировалась ли идея социального един­ства в России до 191? г., если да, то в каких поняти­ях эта идея находила свое выражение?

Допустим, что социальный конфликт и социаль­ное единство, хотя и противоположности, но пред­ставляют собою взаимополагающие состояния об­щественных отношений. Рекомендуется подтвердить этот тезис или его опровергнуть анализом фактов из реальной общественной жизни России.


Основы конфликтологии 452

3. Проблемная ситуация, связанная с понимани­ем соотношения социального конфликта и социаль­ного единства, фокусируется в дискуссии по вопро­су об «идее для России». Как известно, предложе­ние о выработке таковой высказал Президент РФ Ельцин Б.Н. Правительственная «Российская газе­та» объявила конкурс на эту тему. На страницах печати высказываются различные и полярно про­тивоположные мнения по этому вопросу. Некоторые авторы не без основания считают, что общая рос­сийская идея — интегрирующий фактор общества и государственности. Если ее нет, то не будет и обще­ства как стабильного единого организма. В России всегда была такая идея, в частности, она воплоща­лась в православии и реализовывалась в политике «собирания земель» вокруг русского государства. К 1917 г. последняя исчерпала себя. Группа авторов отметает саму постановку вопроса об общей идее для России. К примеру, академик Лихачев считает: «Общенациональная идея в качестве панацеи от всех бед — это не просто глупость, это крайне опас­ная глупость! А разве гитлеровская идея не была национальной. Я категорический противник такого подхода».1 Известный писатель В. Распутин, под­черкивая важность духовности для нашего обще­ства, отвергает попытку властей создать российскую идею по приказу. «Объявить конкурс на нацио­нальную идею, все равно, что объявить конкурс на мать родную»2. «Это абсурд».

Возможна ли общая российская идея как фак­тор разрешения или предупреждения социальных конфликтов? Если да, каково должно быть ее со­держание? Правы ли те авторы, которые считают, что такую идею нельзя создать по приказу? Согла­сен ли читатель с академиком Лихачевым, характе-


453 ___________ Приложение

ризующим любую национальную идею «опасной глупостью», подобной гитлеровской идее?

4. Классовый конфликт в России пока не приоб­рел своей полноты, как это было, скажем, на рубе­же XIX-XX вв., несмотря на форсированное насаж­дение капиталистических отношений в стране. В дальнейшем просматриваются альтернативные тен­денции социального процесса: становление полно­го классового конфликта и консервация в известных границах конфликта неполного, связанного с раз­витием среднего класса, нейтрализующего поляр­ность классовых отношений. Левая оппозиция счи­тает наиболее реальной первую тенденцию; правя­щая элита и ее идеологи — вторую. Какую бы точку зрения мог предложить читатель? И не только выс­казать ее, но и аргументировать, затронув вопрос о среднем классе.

5. Капитализация российского общества, осуще­ствляемая, в интересах российской буржуазии при­ватизация государственной собственности привели общество к глубокому социальному расслоению. 200-300 семей контролируют 60% собственности, а подавляющему большинству народа (90%) принад­лежит лишь 30% капиталов.

Какой тип социальных противоречий и конфлик­тов возникает в такой ситуации (антагонизм, неан­тагонизм)? К чему может привести развитие соци­ального антагонизма, если этот процесс не блоки­ровать государственной социальной политикой, соответствующей интересам большинства народа?

6. Качественное состояние социальных отноше­ний, включая классовые, характеризуются понятия­ми: «социальная свобода», «социальная справедли­вость», «социальное равенство». Интерпретация данных понятий представителями различных на-



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал