Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конфликт как социальный феномен.
Конфликтология — молодая наука, и для нее характерно наличие многих дискуссионных вопросов и положений. Тем более, что в познании конфликтов весьма велико влияние субъективных качеств исследователя, его мировоззрения и общественно-политических пристрастий. 1. Общественные, межличностные и индивидуальные конфликты изучаются многими дисциплинами. Для каждой из них конфликт выступает в качестве объекта и предмета. Читателю предлагается: 1) охарактеризовать предмет конфликтологии. 445 ___________ Приложение выявить его специфику и отличие от социальной психологии конфликта, правовой теории юридического конфликта, а также исторической науки, изучающей вековые конфликты; 2) показать различие между теоретической и прикладной конфликтоло-гией, проанализировать функции обеих отраслей знания. 2. Приращение знаний о конфликтах происходит на базе осмысления и обобщения актуальной общественной практики и освоения исторического опыта развития социальной мысли. Проблемная ситуация, требующая решения, заключается в корректном объяснении таких вопросов: а) Каким образом включаются в современную систему научного знания идеи классиков конфликтологической науки и каковы возможные крайности при решении этой задачи? б) Каковы критерии интеграции исторического знания в современную науку? 3. Один из основоположников конфликтологии Козер Л. назвал К.Маркса «классическим теоретиком конфликта». В противоположность ему, академик-историк, бывший партийный «хранитель» чистоты марксизма Яковлев А. характеризует марксизм как «помешательство на идее классовой борьбы»; считает, что только благодаря сотрудничеству и солидарности классов «общество живет и развивается». Читателю рекомендуется выразить свое отношение к противоположным оценкам идей К-Маркса о классовых конфликтах, объяснить причины их, высказать свои соображения о научности взглядов классика и их ограниченности, показать, в чем расходятся представления марксизма о классовых конфликтах с современностью. 4. Советской философской литературе было присуще кричащее противоречие: она признавала за Основы конфликтологии 446 абсолютную истину учение К.Маркса о социальных классовых конфликтах (борьбе) и вместе с тем отвергала возможность и реальность таковых в советском обществе. Чем объяснялась такая парадоксальная ситуация в теории, идеологии и партийной пропаганде? 5. В современной западной литературе сложились две противоположные концепции в учении о конфликтах: одна — это подход с точки зрения теории структурного функционализма (Парсонса) и «человеческих отношений», трактующая конфликт как дисфункцию социальной системы. На его основе в США в 60-х гг. сформировались два блока исследователей: «школа, избегающая конфликта» и «школа согласия». Другой подход, сформулированный Дарендорфом Р., признает конфликт как естественное явление для любого общества. Нужно объяснить причины данной проблемной ситуации в науке, ее суть и возможность решения путем сочетания названных концепций. 6. Конфликтологическая наука в настоящее время развивается в двух направлениях: 1) изучение конфликтов с акцентом на большие социальные группы, классы, на противоположность их интересов (марксистская традиция) и связанный с этим макросоциологический анализ основных общественных противоречий, возникающих в процессе изменения социальной системы; 2) исследования, ориентированные преимущественно на индивидуализацию конфликта. В центре внимания представителей первого направления находится «политическое становление» больших социальных групп, манифестация их интересов, а второго — «приватизация» конфликта, перевод его на индивидуальный уровень и нормативная форма его регулирования с
|