![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информация в системе современной логистики
В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка логистической информации, циркулирующей в логистических системах. Логистическая информация – это целенаправленно собираемая совокупность знаний о фактах, явлениях, событиях, представляющих интерес и подлежащих регистрации и обработке для обеспечения процесса управления логистической системой предприятия[22]. Существует три формы представления логистической информации: символьная, текстовая, графическая. Символьная форма основана на использовании символов – букв, цифр, знаков, в том числе знаков пунктуации. Текстовая форма использует образующие тексты символы, но расположенные в определенном порядке. К графической форме относятся различные виды изображений, она является самой емкой и сложной. Информационный поток – это совокупность сообщений, циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов. Информационные потоки классифицируются: в зависимости от вида связываемых потоком систем – горизонтальный и вертикальный; в зависимости от места прохождения – внешний и внутренний; в зависимости от направления по отношению к логистической системе – входной и выходной. Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или отставать от него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным (такие преобладают в системах толкающего типа), так и в противоположную (характерны для систем вытягивающего типа). Например, опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе; опережающий информационный поток в прямом направлении – это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза; одновременно с материальным потоком поступает информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока; вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки грузов по количеству и качеству, разнообразные претензии, подтверждения. Путь, по которому движется информационный поток, может не совпадать с маршрутом движения материального потока. Управлять информационным потоком можно следующим образом: изменяя направление потока; регулируя скорость передачи данных в соответствии с уровнем их срочности, а также режимом работы их источников и приемников; ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельных узлов преобразования данных или участка пути. Информационный поток измеряется количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени. За единицу количества информации принята двоичная единица – бит или байт. В практике хозяйственной деятельности информация может измеряться также количеством обрабатываемых или передаваемых документов; суммарным количеством документострок. Вследствие перечисленного выше информационный поток в ряде случаев представляет собой более сложное явление, чем соответствующий ему материальный. Сложность обусловлена также и тем, что он охватывает и такие подразделения предприятия, через которые материальные объекты прямо не проходят. Информация становится логистическим производственным фактором. Благодаря ее эффективной обработке и использованию могут существенно сократиться расходы на складирование, достигнуто лучшее управление запасами, достигнута согласованность действий поставщика и потребителя, произведена эффективная замена запасов готовой продукции необходимыми запасами соответствующих полуфабрикатов и сырья (экономятся оборотные средства, снижаются складские расходы) и т.п. Благодаря оперативному использованию информации удается, например, ускорить транспортировку за счет согласованности всех звеньев транспортной цепи. Примером негативного влияния недостатка своевременной информации или ее ненадежности является накопление избыточных запасов материальных ценностей, поскольку недостаточная информированность потребителя, так же как и поставщика, обычно вызывает желание подстраховаться. Информационная логистика (information logistics) – область логистики, изучающая и решающая проблемы организации и рациональной интеграции информационных потоков для принятия управленческих решений в логистических системах. Логистическая информационная система (ЛИС) – структура, состоящая из персонала, средств вычислительной техники, средств регистрации, передачи и отображения данных, необходимых баз данных (справочников), компьютерных программ, различных интерфейсов и процедур (технологий), объединенных связанной информацией, используемой организацией для планирования, контроля, анализа и регулирования ее логистической системы. По характеру взаимодействия с окружающей средой данные системы относятся к классу открытых. ЛИС при квалифицированном использовании позволяет органически объединить все логистические подсистемы, включая заготовительную, внутрипроизводственную, распределительную логистику и т. д., т. е. создать общий гибкий каркас, на который нанизываются все элементы логистической системы. ЛИС является частным случаем информационной системы вообще, под которой принято понимать систему, предназначенную для хранения, передачи или обработки данных. Данные – это информация, представленная в формализованном виде, пригодном для автоматизированной обработки. Данные формируются в группы, образуя компоненты баз данных. Наименьшим компонентом является элемент данных – информационный объект, определяемый его наименованием и совокупностью описывающих его значений (величин). Объектом может быть процесс, явление, предмет, страна, область науки и т. д. Совокупность элементов данных, которая описывает рассматриваемый объект, именуется записью (например, изделие, – его номер, наименование, размеры, стоимость, материал, из которого оно изготовлено). Для передачи данных последние формируются в блоки данных. Для хранения они компонуются в файлы, каталоги, массивы, таблицы, списки. Файл – это набор информации, рассматриваемый как единое целое. Это объект, имеющий свое имя и являющийся основным элементом хранения данных. Расположение и структура данных в файле, включая размер и последовательность компонентов, определяются принятым его описанием. В файл добавляются новые и стираются ненужные записи. Каждый файл состоит из атрибутов и содержимого. Атрибутами файла является совокупность байтов, выделяющих его из множества остальных файлов. К атрибутам в первую очередь относятся его имя, тип содержимого, дата и время создания, фамилия создателя, размер файла, условия предоставления разрешений на его использование, метод доступа к нему. База данных (БД) – совокупность текстовых и (или) цифровых данных, систематизированных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования исходной информацией. БД как правило, представляет собой несколько групп специальным образом организованных файлов. Для работы с БД используется система управления базой данных (СУБД). Основные характеристики базы данных задаются совокупностью требований, определяемых представлениями пользователей о необходимой им информации. Каждая из отдельно рассматриваемых баз данных одновременно может обслуживать тысячи пользователей. Все большее распространение получают распределенные базы данных и создаваемые на их основе информационные хранилища. Создание распределенных баз данных требует их тиражирования, копирования всех изменений, вносимых в одну из частей распределенной базы. Данные в базе располагаются таким образом, чтобы их можно было легко найти и обработать. Эти задачи выполняются системой управления базой данных. Основными типами существующих БД являются реляционные, а также объектно-ориентированные базы данных. Реляционная база данных – база данных логически организованная в виде набора отношений ее компонентов. Характерной особенностью реляционной базы данных является структура, выполненная в виде таблиц. Строки таких таблиц соответствуют записям, столбцы – атрибутам (признакам хранимых данных). Использование реляционных баз данных позволяет: собирать и хранить данные в виде таблиц; обновлять их содержание; получать разнообразную информацию по атрибутам или записям; отображать полученные данные в виде диаграмм или таблиц; выполнять необходимые расчеты по материалам базы. Объектно-ориентированные базы данных – это базы данных, в которых данные представлены в виде объектов. В них создаются модули объектов, в том числе прикладных программ, которые управляются внешними событиями с помощью графического интерфейса пользователя. Хранение данных – процесс обеспечения целостности, доступности и защищенности данных. Хранение данных является одной из главных функций информационной системы. Это связано с тем, что потеря либо искажение данных может иметь тяжелые последствия, поэтому применяется множество технологий хранения и восстановления данных, основной из которых является резервирование данных. Передача данных – процесс транспортирования данных из одной информационной системы в другую. Различают два вида передачи данных: синхронную и асинхронную передачи. В первом случае каждый блок данных укладывается в равные такты, отсчитываемые специальным генератором, и работа передатчика и приемника подчиняются взаимной синхронизации, во втором случае этот режим не соблюдается. Для повышения надежности передачи могут использоваться подтверждения о получении адресатом данных. Блок данных – последовательность символов фиксированной длины, используемая для представления данных. Это понятие является скорее техническим, т.е. важным в разрезе организации процессов передачи и хранения данных. Обработка данных – процесс выполнения последовательности операций над данными. Она выполняется в соответствии с вводимым через интерфейс заданием пользователя, либо в соответствие с имеющейся в ЛИС прикладной программой. Обработка может осуществляться одним либо группой процессоров в одной либо нескольких информационных системах, работающих параллельно. В последнем случае происходит распределенная обработка данных. Обработка может осуществляться в двух режимах, первый из них – интерактивный режим, второй – фоновый режим. Информационная система может выполнять задания по обработке данных по очереди, но чаще всего она работает в режиме разделения времени. Фоновый режим – технология, при которой обработка прикладных процессов осуществляется только тогда, когда компьютер свободен от задач, решаемых в режиме реального времени. Фоновый режим позволяет эффективно использовать имеющиеся ресурсы. В фоновом режиме выполняются прикладные программы, имеющие низкий приоритет, тогда, когда необходимые для этого ресурсы не используются в интерактивном режиме для высокоприоритетных программ. В фоновом режиме выполняются также вспомогательные операции. Рассматриваемый режим, как правило, поддерживается многозадачными операционными системами. Прикладная программа, которая выполняется, либо может выполняться в рассматриваемом режиме также называется фоновой. Архитектура информационной системы характеризует ее общую логическую структуру, аппаратное обеспечение, программное обеспечение (ПО), описывает методы кодирования информации (представления данных последовательностью символов). Архитектура определяет также интерфейс пользователя с системой. Аппаратное обеспечение (hardware) – комплекс электронных, электрических и механических устройств, входящих в состав информационной системы или сети. Программное обеспечение (software) – комплекс компьютерных программ, обеспечивающий обработку или передачу данных, а также разработку новых программ. Программное обеспечение совместно с аппаратным обеспечением являются важнейшими характеристиками информационных систем и сетей. Оно характеризуется функциональностью, качеством, размерами. Функциональность представляется целями, которые должны быть достигнуты, типами используемых данных и результатами, которые необходимо получить. Качество программного обеспечения характеризуется скоростью обработки данных, отсутствием тупиковых ситуаций, поведением при возникающих отказах. Размеры программного обеспечения определяют сложность используемой системы, объем и типы ее запоминающих устройств, затраты на обслуживание. По видам выполняемых функций программное обеспечение делится на классы: системное, ядром которого является операционная система; прикладное, представленное комплексом прикладных программ; инструментальное программное обеспечение, предназначенное для разработки программ всех видов, сетевое (если информационная система входит в сеть). К системному программному обеспечению относятся: операционные системы, операционные оболочки, операционные среды. Операционная система – комплекс программ, обеспечивающий в информационной системе выполнение других программ, распределение ресурсов, планирование хода вычислительного процесса; ввод-вывод и управление данными. Операционная оболочка – комплекс программ, ориентированных на определенную операционную систему и предназначенный для облегчения диалога между пользователем и компьютером. В настоящее время функции операционной системы и операционной оболочки совместились в так называемых операционных средах типа Windows. Данная операционная среда существенно расширила возможности пользователя в процессе работы в диалоговом режиме. Она является 32-разрядной, многозадачной и многопоточной, характеризуется удобным графическим интерфейсом и создана для работы с персональными компьютерами. Используя ее, пользователь получает возможность работы сразу с несколькими прикладными процессами, каждый из которых на экране представляется в виде окна, внутри которого находятся данные, относящиеся к соответствующему прикладному процессу. Операционная среда Windows выполняет свыше 600 функций полиэкранной технологии, она содержит также обширные средства работы в сетях, характеризуется возможностью модульного расширения архитектуры и способностью работать на многих аппаратных платформах. Фирма Microsoft предлагает для нее ряд платформ и стандартных прикладных процессов. Сама Windows также может использоваться в качестве операционной платформы, располагаясь над другими операционными системами. Развитием Windows стала сетевая операционная система Windows NT, аббревиатура NT происходит от New Technology. Прикладное программное обеспечение – специальные профессионально ориентированные программные средства, направленные на решение узкоспециализированных задач. В эту группу входят в частности, интегрированные программные пакеты, системы управления базами данных, программы-планировщики, электронные таблицы, текстовые редакторы, деловая и презентационная графика. Интерфейс пользователя – система взаимодействия человека с информационной системой. Адаптация комплексов прикладных процессов к образу мышления человека требует создания дружественных интерфейсов. Наряду с этим широко распространено другое понятие интерфейса как порядка (протокола) взаимодействия между объектами любой системы. Платформа – функциональный блок, интерфейс и услуги которого (определяются стандартом, вводимым международной организацией или группой производителей) являются базой для размещения на нем процессов, объединенных какой-либо целью. Благодаря платформе размещенные на ней процессы могут использовать те функции, которые выполняют протоколы и операционные системы, составляющие архитектуру платформы. Все существующие платформы принято различать на прикладные, транспортные, операционные и аппаратные. Прикладная платформа служит для размещения прикладных программ. Транспортная платформа обеспечивает передачу данных через коммуникационную сеть. Операционная платформа выполняет набор прикладных процессов под управлением любой из групп входящих в нее операционных систем. Аппаратная платформа определяет возможности использования различных устройств, составляющих аппаратное обеспечение системы. Характеристики платформы подбираются таким образом, чтобы иметь возможность использовать ее для решения необходимого круга прикладных задач. Каждая платформа предоставляет на стандартном интерфейсе свои услуги и услуги находящихся под ней функциональных блоков. Две и более взаимодействующие друг с другом информационные системы и соединяющие их каналы связи образуют информационную сеть. Канал связи – средство или путь, по которому передаются сигналы или данные. Различают два класса каналов связи: асинхронный и синхронный. В синхронном канале обеспечивается синхронизация выполняемого процесса передачи. Асинхронный канал характерен тем, что передача через него не требует синхронизации работы отправителя и получателя данных. Каналы связи в зависимости от способа передачи сигналов классифицируют по нескольким видам. Симплексный канал направляет сигналы только в одном направлении. Полудуплексный канал позволяет передать сигналы в двух направлениях, но поочередно. Такая передача экономически целесообразна в любых типах каналов при взаимодействии партнеров типа «запрос-ответ», когда перед ответом необходимо время для обработки запроса. Например, при работе с абонентской системой, в которой расположена база данных. Дуплексный канал осуществляет одновременную передачу сигналов в обе стороны, он используется в тех случаях, когда требуется высокая пропускная способность. Наряду с информационной сетью различают коммуникационную сеть, часто именуемую также сетью передачи данных. На базе коммуникационной сети может быть построена не только одна, но и группа информационных сетей. Главной задачей коммуникационной сети является доставка адресатам без ошибок и искажения блоков данных, которые при этом не должны терять своей целостности. Важными в сети являются также операции по предотвращению перегрузок, больших очередей и переполнения буферов систем. С этой целью происходит управление потоком данных. На основе интеграции обработки и передачи данных строятся интеллектуальные сети. Наряду с многопрофильными сетями распространение получают сети, предназначенные для выполнения определенных целей. Например, сеть Hermes, созданная Европейским объединением железных дорог; сеть Aeronet – информационная сеть Международного общества связи для авиации. Высокопроизводительные коммуникационные сети стали именоваться базовыми сетями. Примером такой сети является сеть TWBNЕТ (Transcontinental Wide Band NET work) – Трансконтинентальная широкополосная сеть. Коммуникационные сети подразделяются на корпоративные и государственные (общественные). Примером корпоративных являются сеть корпорации World Com, сеть Mark III. Среди государственных сетей широко известна французская сеть Transpac. В Европе создана международная коммуникационная сеть IXI. В зависимости от технологии передачи данных выделяются сети с маршрутизацией данных и сети с селекцией данных. Первые каждый блок данных передают только одной системе – адресату, а вторые – всем системам. В зависимости от покрываемой территории различают локальные, территориальные, глобальные и смешанные сети. Локальная сеть (другое название – локальная вычислительная сеть, ЛВС) – это сеть, информационные системы которой расположены на небольшом расстоянии друг от друга. Она охватывает небольшое пространство, чаще всего здание. Большие локальные сети именуются корпоративными сетями Территориальная (региональная) сеть охватывает большое пространство – район, область, регион, страну, группу стран. В том случае, когда она охватывает континенты, используется определение глобальной сети. Глобальная сеть – это сеть, расположенная в нескольких странах. Метасеть – это глобальная сеть, состоящая из групп взаимодействующих друг с другом территориальных сетей. Управление сетью либо ее частью обеспечивает административная система. На административную систему, именуемую в больших сетях центром управления сетью, а в малых – консолью, возлагаются следующие функции: · сбор информации и учет работы компонентов сети (время работы соединений, сведения о загрузке каналов и ресурсах сети, регистрация ошибок, сведения об отказах); · подготовка отчетов о работе сети; · осуществление диагностики компонентов сети, индикация их состояний; · контроль передачи блоков данных в коммуникационной сети; · восстановление работы после отказов и неисправностей, удаленной загрузки программ; · управление конфигурацией (включение и выключение абонентских систем, ведение справочника сети, создание резервных каналов, изоляция неисправных компонентов); · осуществление услуг для пользователей, связанных с показом им динамического состояния сети, и оказание помощи в разборе неясных ситуаций. Если в сети функционирует несколько административных систем, то одна из них назначается главной. Работой каждой системы руководит администратор. Информационная логистика обеспечивает две стороны общего логистического процесса: оптимизацию и интеграцию каждого основного и его обслуживающих потоков по горизонтали, синхронизацию и интеграцию процессов управления по вертикали. Интеграция информационных процессов означает, что любая информация подготавливается и записывается в базу данных только один раз, причем она может использоваться для разных целей. Информационные процессы взаимоувязаны и взаимодействуют через посредство единой базы данных. Поэтому содержание и структуру базы данных надо проектировать совместно с учетом требований всех информационных систем предприятия. Горизонтальная интеграция позволяет органично связать материальные и товарные потоки с общей системой планирования и управления на уровне организации. Наличие подобной связи в идеальном случае дает возможность добиться того, чтобы ни одно соответствующее решение о логистическом процессе не могло быть принято и реализовано без соотнесения его с общей стратегией и целями организации. Вертикальная интеграция логистической информационной системы заключается в связи и воздействии друг на друга различных уровней в иерархии управления организацией, начиная со структур стратегического планирования развитием организации и кончая уровнем оперативного руководства отдельными производственными участками. Вертикальная интеграция охватывает все уровни как прямыми – сверху вниз, так и обратными – снизу вверх связями, позволяя верхнему уровню иметь достаточную информацию о состоянии отдельных элементов производства и оперативно реагировать на происходящие изменения. Информационное обеспечение логистики на предприятии представляет собой деятельность по прогнозу, переработке, учету и анализу информации, связанной с его логистической деятельностью и является инструментом интеграции элементов системы логистического управления. Документ – письменный акт установленной или общепринятой формы, составленный определенными компетентными должностными лицами, а также гражданами для изложения сведений о фактах, или удостоверения фактов, имеющих юридическое значение, или для подтверждения чьих-либо прав и обязанностей. В частности, документ может являться письменным подтверждением факта совершения логистической операции. Выделяют первичные документы (путевой лист, товарно-транспортная накладная и т.п.) и вторичные документы (журнал учета приходных ордеров и др.). Для первичных документов обязательны следующие реквизиты: наименование, дата составления, наименование организации, от имени которой был составлен документ, содержание отображаемой операции, ее измерители натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение операции и правильность ее выполнения, личные подписи указанных лиц. Маршрут документа – путь перемещения документа в процессе его обработки; упорядоченный список исполнителей, которых документ «обходит» в течение своего жизненного цикла. Документооборот может трактоваться как движение документов в организационном пространстве (образовано подразделениями предприятия, его подрядчиками и логистическими партнерами) и во времени с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки. Информационная готовность определяется способностью предприятия предоставлять запрашиваемые потребителем данные на всех стадиях выполнения заказа. Она рассчитывается как отношение числа быстрых и точных ответов на запросы к общему числу запросов за определенный промежуток времени. Информационные технологии – совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации при соблюдении требований снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения надежности и оперативности работы с ними. Трактовка термина «информационные ресурсы» дана в ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ (в ред. от 10 января 2003 г.) В соответствии с ней информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). В соответствии со ст. 6 упомянутого закона информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как особый вид имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством Российской Федерации. Физические и юридические лица являются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных законом способов. Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне. Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа. Обязательным условием включения информации в информационные ресурсы является ее документирование. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Федерации (ст. 5 упомянутого закона).
|