![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности информационных логистических систем
В течение последних лет развитие новых логистических технологий неразрывно связано с информатикой. Информационные системы занимают в этих технологиях центральное положение. Сегодня внимание все более обращается на информационный поток, при помощи которого управляют материальным потоком. Совершенствование информационного обеспечения логистического менеджмента как и организации логистических систем и процессов нередко обеспечивает более высокую эффективность соответствующих затрат по сравнению с равными затратами на материально-техническую базу логистики. В то же время по оценкам специалистов, на содержание логистических информационных систем приходится 10÷ 20% всех логистических издержек, что еще более повышает уровень требований к качеству их проектирования и использования. Информационная система предприятия состоит из двух основных составляющих: ИТ-инфраструктуры и ИТ-сервисов, предоставляемых на ее основе. ИТ-инфраструктура компании формируется из совокупности компьютерного, телекоммуникационного, технологического оборудования и программного обеспечения. ИТ-инфраструктура обеспечивает возможность прохождения информационных процессов. От нее зависит предоставление ИТ-сервисов подразделениям предприятия. Управление ИТ-инфраструктурой необходимо для ее надежного функционирования, для предоставления надежных сервисов и регулирования их качества. Управление также позволяет оптимизировать ИТ-инфраструктуру, прогнозировать ее изменение. Важной особенностью является тот факт, что цены аппаратного оборудования в мире быстро понижаются, при этом быстро растет отношение производительности оборудования к его цене. Отношение стоимости программного обеспечения к аппаратному оборудованию постоянно растет как из-за увеличения масштаба и сложности информационных систем, так и из-за удешевления оборудования. Информационная система обеспечивает единую среду для оперативного управления существующими вычислительными комплексами предприятия, СУБД и корпоративным ПО, телекоммуникационным и сетевым оборудованием, устройствами хранения данных, персональными и мобильными компьютерами пользователей, периферийным и технологическим оборудованием (электроснабжение, кондиционирование). Информационные логистические системы должны отвечать следующим требованиям: масштабируемость, распределенность, модульность, открытость. Масштабируемость – способность системы поддерживать как единичных пользователей, так и множество пользователей. Распределенность – способность системы обеспечивать совместную обработку данных несколькими территориально разнесенными подразделениями предприятия или несколькими удаленными друг от друга рабочими местами. Модульность – способность системы предоставлять пользователям возможность выбирать и настраивать ее функциональный комплекс применительно к специфике и сложности деятельности конкретного предприятия, т. к. система состоит из отдельных, интегрированных между собой модулей (сбыт, склад, закупки, производство, персонал, финансы, транспорт), состав и параметры которых могут гибко изменяться. Открытость – система может быть интегрирована в другие информационные системы, для чего она имеет открытые интерфейсы, в том числе для разработки новых приложений. При функционировании информационные логистические системы должны выполнять приведенные ниже основные задачи: · непрерывное обеспечение управляющих органов логистической системы достоверной, актуальной и адекватной информацией о движении заказов (протекании соответствующих функциональных процессов); · обеспечение возможности оценки сроков исполнения заказов потребителей; непрерывное обеспечение сотрудников сбытовых и дистрибьюторских подразделений предприятия адекватной информацией о движении продукции по цепям поставок в режиме реального времени; · обеспечение руководства информацией об использовании капитала инвестированного в сферу логистической деятельности предприятия; · предоставление информации для планирования логистических процессов и их результатов; · предоставление руководству информации о величине и структуре общих логистических затрат и расходов на отдельные функции, процессы, процедуры и операции; · обеспечение возможности своевременного выявления «узких мест» во внутренних и внешних логистических цепях и каналах; · обеспечение руководства информацией о возможностях рационального распределения логистических ресурсов предприятия; · обеспечение прибыльности предприятия за счет оптимизации логистических · бизнес-процессов. По функциональному назначению ЛИС обычно разделяются на три группы: плановые, диспозитивные, оперативные (исполнительные). Системы, входящие в разные группы, отличаются как своими функциональными, так и обеспечивающими подсистемами. Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач. Обеспечивающие подсистемы могут отличаться всеми своими элементами, т. е. техническим, информационным и математическим обеспечением. Остановимся подробнее на специфике отдельных информационных систем. 1. Плановые системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений о структурах и стратегиях. Они используются главным образом для проектирования и оптимизации логистических цепей и их звеньев. Среди решаемых в их рамках задач могут быть следующие: оптимизация основных параметров звеньев логистической цепи; управление условно-постоянными, т. е. мало изменяющимися данными; общее управление запасами; управление резервами материальных ресурсов. 2. Диспозитивные системы предназначены для принятия решений на среднесрочную и краткосрочную перспективу, создаются на уровне структурных подразделений предприятия (цех, склад, отдел) и служат для информационного обеспечения отлаженной работы звеньев логистических систем. Например, для управления внутризаводским транспортом, запасами готовой продукции, обеспечением материалами производственных подразделений, запуском заказов в производство и т.п. При этом некоторые задачи требуют интерактивной обработки (on-line) из-за необходимости использовать как можно более актуальные данные. Диспозитивная система подготавливает все исходные данные для принятия решений и фиксирует актуальное состояние объекта управления в базе данных. Эти системы могут решать следующие задачи: детальное управление запасами (местами складирования); распоряжение внутрискладским или внутризаводским транспортом; отбор грузов по заказам и их комплектование, оперативное планирование процессов отгрузки продукции, учет отправляемых грузов и другие задачи. 3. Оперативные (исполнительные) системы. Создаются на уровне оперативного управления, но иногда содержат также некоторые элементы краткосрочной диспозиции (планирования). Особенно важны для этих систем скорость обработки и фиксирование физического состояния без запаздывания (т. е. актуальность всех данных), поэтому они в большинстве случаев работают в режиме online. Речь идет, например, об управлении складами и учете запасов, подготовке отправки, оперативном управлении производством. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в компьютер. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с текущим контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т. п. Выше рассмотрены особенности информационных систем различных видов в разрезе их функциональных подсистем. Но, как уже отмечалось, различия имеются и в обеспечивающих подсистемах. Остановимся подробнее на характерных особенностях программного обеспечения плановых, диспозитивных и исполнительных информационных систем. Создание многоуровневых автоматизированных систем управления материальными потоками связано со значительными затратами, в основном в области разработки программного обеспечения, которое, с одной стороны, должно обеспечить многофункциональность системы, а с другой – высокую степень ее интеграции. В связи с этим при создании автоматизированных систем управления в сфере логистики должна исследоваться возможность использования сравнительно недорогого стандартного программного обеспечения с его адаптацией к местным условиям. В настоящее время создаются достаточно совершенные пакеты программ. Однако применимы они не во всех видах информационных систем. Это зависит от уровня стандартизации решаемых при управлении материальными потоками задач. Наиболее высок уровень стандартизации в плановых информационных системах, что позволяет с наименьшими трудностями адаптировать здесь стандартное программное обеспечение. В диспетчерских информационных системах возможность использовать стандартный пакет программ ниже. Это вызвано рядом причин, например: производственный процесс на предприятиях складывается исторически и трудно поддается существенным изменениям, предполагаемым стандартизацией; структура обрабатываемых данных существенно различается у разных пользователей. В исполнительных информационных системах на оперативном уровне применяют, как правило, индивидуальное программное обеспечение. Чтобы ЛИС могли обеспечить требуемую эффективность логистических процессов, их надо интегрировать вертикально и горизонтально. Вертикальная интеграция ЛИС выражается в связи плановых, диспозитивных и исполнительных систем, горизонтальная интеграция – в связи отдельных комплексов задач в диспозитивных и исполнительных системах. Считается, что главную роль во всей архитектуре ЛИС играют диспозитивные системы, которые определяют требования к соответствующим исполнительным системам. В отдельных звеньях логистической цепи для контроля и управления сложными быстропротекающими техническими процессами используются полностью автоматические логистические системы. В области экономического анализа и контроля, наоборот, прерогативу принятия решений оставляет за собой человек, а компьютер предоставляет ему нужную информацию. Для контроля и управления оперативными логистическими процессами важным является обмен информацией в режиме on-line, который позволяет минимизировать время реакции на возникшую ситуацию. Для экономического контроля часто достаточно периодической пакетной обработки данных. Ряд данных о логистических процессах можно вообще обрабатывать автономно на месте, например, на складе, что позволяет существенно сократить объем передачи данных и время реакции на результаты их обработки. Принципиальной основой для создания децентрализованных логистических БД является возможность принимать решения на месте при информационной связанности всех децентрализованных подразделений.
|