Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория и практика массовой информации






 

Сущность массовых информационных процессов. Информационный аспект теории развития общества и личности. Методологические основы теории и практики массовой информации.

Концептуальные основы новой социальной роли информации. Философия современной информационной цивилизации. «Информационный взрыв». Понятие информационного общества. Структура и характеристика информационного потока. Виды информации. Характерные черты и особенности массовой информации. Понятие массово-информационного процесса как разновидности массового общения. Виды и типы массового общения. Признаки массовых информационных процессов.

Типы массовых информационных процессов. Основные подходы к изучению массовых информационных процессов в обществе. Исследования ученых в области массовых информационных процессов. Семантический, синтаксический и прагматический аспекты анализа массовой информации.

Закономерности и тенденции функционирования массовых информационных процессов в обществе. Группы закономерных тенденций функционирования массовых информационных процессов. Направленность движения и смена состояний информационных потоков. Ожидаемый и реальный результаты массовых информационных процессов. Этапность и последовательность массовых информационных процессов. Многофакторность функционирования массовых информационных процессов. Понятие информационной культуры личности.

Сущность и механизм информационного взаимодействия в системе «масс-медиа – массовая аудитория». Социальное предназначение массово-информационной деятельности. Содержание массово-информационной деятельности: сбор, обработка, распространение и восприятие информации. Понятие информационного взаимодействия и его классификация. Механизм и виды информационного взаимодействия. Информационно-комму-никативная и практически-деятельностная стороны информационного взаимодействия. Различные подходы к проблеме «барьеров» («фильтров») информационного взаимодействия. Система информационной ориентации массовой аудитории: проблемы привлечения внимания, понимания и запоминания массовой информации, формирования установок.

Сущность информационных потребностей и информационных интересов: объективные и субъективные стороны. Общественные, коллективные (групповые) интересы. Группы противоречий в процессе информационных отношений масс-медиа и массовой аудитории.

Специфика массово-информационной деятельности. Информа­ционное обеспечение жизнедеятельности общества. Признаки и специфика массовой информации.

Журналистика как носитель массовой информации. Массово-информационная деятельность: сбор, обработка, компоновка, пере­дача, восприятие, трансформация, хранение и использование информации. Семантический аспект массово-информационной деятельности. Информация и знания о действительности. Синтаксический аспект массово-информационной деятельности. Принципиальные возможности структурирования текста и основания использования различных элементов в разных ситуациях. Прагматический аспект массово-информационной деятельно­сти. Ожидаемые и реальные результаты массово-информационных контактов. Инфор­мация как фактор формирования сознания и направленности поведе­ния массовой аудитории. Массовая информация и социальные институты: прямые и опосредованные последствия информационного взаимодействия.

Технология и методика массово-информационной деятельности. Понятия «информационная среда», «информационное поле», «информационные ресурсы», «информационная индустрия», «информационный рынок».

Средства массовой коммуникации: печать, радио и телевидение; организация работы редакции, журналистский корпус; информационные агентства, корреспондентская сеть, Интернет, редакционная база данных.

СМИ как предприятие, рынок современной прессы, позиционирование издания, распространение издания, ценообразование, связи с общественностью в редакционной структуре.

Место и роль журналистики в теории и практике массовой информации. Социально-творческая, юридическая и экономическая свободы журналистики в различных социально-исторических системах. Исторические ти­пы журналистики. Сущность и эволюция. Роль различных исторических типов СМИ в современной цивилизации.

Журналистика как область массово-информационной деятельности. Ее роль в информа­ционном обеспечении жизнедеятельности общества. Массовая информация в ее взаимоотношениях с личностной и специальной информацией. Признаки массовой информации. Журналистика как носитель массовой информации. Специфика массово-информационной деятельности: сбор, обработка, компоновка, пере­дача, восприятие, трансформация, хранение и использование информации.

Теория и методика журналистского творчества. Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Интернет и его использование журналистом, технические средства в процессе журналистского творчества. Текст как журналистское произведение, жанровые разновидности.

Правовые основы и этические нормы журналистики. Возникновение лозунга «свобода печати». Юридический аспект свободы журналистики. Законодательство о журналистике как юридическая фиксация рамок социально-творческой свободы. Мера адекватности действующих норм. Oграничение свободы и злоупотребление ею. Пресечение злоупотребле­ний свободой печати на основе закона. Законодательно закрепленные права и обязанности субъектов журналистской деятельности. Права аудитории СМИ на информацию. Социально-политические институты как объекты публикаций: объективная ответственность и характер ее закрепления в законодательстве.

Законодательная база функционирования журналистики. Уставные документы, регламентирующие деятельность редакций. Государственный и общественный контроль за деятельностью СМИ. Деятельность правоохра­нительных органов в сфере массовой информации. Нормы междуна­родного права и национальное законодательство. Саморегулирование в журналистике. Своеобразие юридической регламентации, административного и общественного контроля в разных странах.

Юридическая ответственность журналиста. Правовые рамки деятельности в СМИ. Юридическая компетентность журналиста в сфере его предметно-тематических интересов. СМИ и охрана тайн и секретов. Права и обязанности журналиста. Ответственность за злоупотребление свободой журналистской деятельности. Охрана чести, достоинства, деловой репутации журналистов. Защита журналиста от неправомерных действий: закон и практика. Основания исков к жур­налистам. Авторское право. Ответственность за плагиат.

Этическая ответственность журналиста. Профессиональная эти­ка. Принципы, нормы и правила этического поведения в различных сферах журналистской деятельности («журналист – аудитория», «журналист – источник информации», «журналист – персонаж произведения», «журналист – коллеги» и др.). Этические кодексы. Кон­троль за их соблюдением. Ответственность за нарушения. Журнали­стский этикет.

Технические средства массовой коммуникации. Полиграфическая техника и полиграфические процессы; верстка и печать; дизайн полиграфических изданий; основные технологические схемы выпуска газетно-журнальной продукции. Фотография, техника фотосъемки.

Технические средства радио и телевидения. Кабельное и эфирное телевидение. Спутниковое телевидение.

Компьютерная техника в производстве современной прессы, в работе редакции. Электронные версии современных газет.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал