Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Семинарское занятие №13 особенности логопедической работы по устранению нарушений произношения при ринолалии
План 1. Особенности звукопроизношения у детей с ринолалией. 2. Специфика коррекции нарушений произносительной сто Методические указания и дополнительный материал Ответ на первый пункт плана начните с определения ринолалии как нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленного анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При нормальном речевом развитии при произнесении ротовых звуков происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой в результате нёбно-глоточного смыкания, вызываемого сокращением мышц мягкого нёба, боковых и задних стенок глотки. При нормальной фонации во время произношения назальных звуков нёбно-глоточного смыкания не происходит, и воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора. В зависимости от характера нарушения нёбно-глоточного смыкания выделяют две основные формы ринолалии: открытую и закрытую. Фонация и артикуляция звуков при ринолалии имеют отличительные особенности. При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность в результате неполноты нёбно-глоточного смыкания или при анатомических дефектах нёба. В процессе речевого дизонтогенеза формируются приспособительные (компенсаторные) изменения уклада органов артикуляции: — высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю — недостаточное участие губ при произнесении лабиали — чрезмерное напряжение мимической мускулатуры; — возникновение дополнительной артикуляции (ларин- гализации) за счет участия стенок глотки. При открытой форме ринолалии артикуляция нарушается тотально. Все оральные звуки становятся назальными. При этом глухие звуки воспринимаются как близкие к звуку [х], звонкие — к фрикативному [г], из них губные и губно-губные — к звуку [м], а переднеязычные — к звуку [н] с незначительной модификацией звучания (И.И. Ермакова, 1996). Снижение физиологического носового резонанса при произношении назальных звуков характерно для закрытой формы ринолалии. При нормальном произношении звуков [м], [м'], [н], [н'] нёбно-глоточный затвор остается открытым, и воздух проникает непосредственно в носовую полость. Причиной закрытой формы ринолалии являются органические изменения в носовой полости и функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания. Звукообразовательным процессам как при открытой, так и при закрытой форме ринолалии присущи антропофонические признаки, проявляющиеся в искажении звучания фонем, и фонологические признаки, заключающиеся в замене одной фонемы другой. Возможен вариант смешанной ринолалии, которая обусловлена утечкой воздуха через нос при патологически уменьшенном носовом резонаторе, в результате чего страдают акустическая и артикуляционная характеристика всех звуков речи. Причинами смешанной ринолалии является сочетание непроходи- мости носа и недостаточности нёбно-глоточного смыкания органического или функционального происхождения. Готовясь к ответу на второй вопрос, используйте материалы А.Г. Ипполитовой, Г.В. Чиркиной, Е.С. Алмазовой, И.И. Ермаковой. Логопедическая работа над звукопроизношением начинается в дооперационный период. Подготовительный этап коррекции произносительной стороны речи при ринолалии направлен на решение следующих задач: — формирование направленной воздушной струи и ком — развитие орального праксиса, перемещение языка в полости рта вперед, создание предпосылок для правильного звукопроизношения; — формирование фонематического слуха. Своеобразие логопедической работы на подготовительном этапе проявляется в: — пролонгированности процесса активизации мускула — индивидуализации выбора артикуляционных упраж — сочетании общепринятых и специальных артикуляци — максимальном использовании непроизвольных движе — ограничении количества выполняемых одномоментно — формировании адекватных фонематических представ Особенности этапа постановки звуков при ринолалии: — максимальное использование сформированных арти — использование специфических приемов постановки — выбор корригирующих приемов на основе четких кри — первоначальное уточнение артикуляции гласных зву — использование промежуточных, приближенных арти
— вызывание звука непосредственно в составе слога, а не — не рекомендуется использование утрированного, че Приемы постановки отдельных звуков при ринолалии представлены в таблице 13.1. Таблица 13.1 ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПРИ РИНОЛАЛИИ
На этапе автоматизации звуков при ринолалии Г.В. Чиркина, А.Г. Ипполитова, И.И. Ермакова выделяют ряд особенностей: — допускается автоматизация звуков-аналогов; — предпочтителен выбор звукосочетаний, где поставлен — координация фонации, дыхания, артикуляции автома — ранний переход от автоматизации на уровне звуков, — отработка новых артикуляционных навыков не на произнесении стабильного речевого материала, а на материале, максимально приближенном к разговорной речи. Параллельно с коррекцией звукопроизношения у детей с расщелинами нёба идет работа по формированию навыков правильного голосоведения и выполнению фонопедических упражнений для исправления недостатков голоса. Дополнительные вопросы 1. Опишите подробно механизм образования ротовых и но 2. Опишите механизм нарушения произношения ротовых 3. Дайте описание механизма нарушения произношения 4. Чем определяется последовательность постановки звуков 5. Опишите основные приемы постановки звуков [ф], [п], [т]. Практические задания 1. Законспектируйте статью: Ермакова И.И. Особенности 2. На профиле артикуляции схематически изобразите меха а) при открытой ринолалии; б) при закрытой ринолалии. 3. Разработайте мероприятия по коррекции звукопроизно Рекомендуемый библиографический список 1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восставлению го 2. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подро 3. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. — М., 1983. 4. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.-М., 2002. 5. Основы логопедической работы с детьми/ Под ред. Г.В.Чиркиной.- М., 2002. 6. Филичева Т.Б., Чевелева Н, А., Чиркина Г.В., Основы логопедии.- М., 1989. 7. Хватцев М.Е. Логопедия.- М., 1996. 8. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата.- М., 1969.
|