Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология дифференцированного обучения






Технология дифференцированного обучения - это способ организации учебного процесса, обеспечивающий включение каждого студента в деятельность, соответствующую его личностному развитию.

На современном этапе развития образовательного процесса в высшей профессиональной школе дифференцированное обучение как частный вариант технологии личностно-ориентированного обучения применяется достаточно широко.

Технология дифференцированного (разноуровневого) обучения предполагает создание педагогических условий для комфортного бесконфликтного обучения в соответствии с индивидуальными особенностями студентов на основе уровневой дифференциации.

Преподаватель в образовательном процессе имеет дело со студентами разного уровня обученности, различными интересами, склонностями, потребностями, мотивами, особенностями темперамента, поэтому применение рассматриваемой технологии может быть на разных курсах обучения и в разных формах организации учебной деятельности.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого студента. Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми обучаемыми определенным стандартом минимума знаний, умений и способов деятельности.

Дифференцированная организация учебной деятельности, с одной стороны, учитывает уровень умственного развития, психологические особенности студентов, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны, во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области.

Дифференциация обучения может быть как внутренней, так и внешней. Под внутренней дифференциацией понимают такую организацию учебного процесса, при которой учет индивидуальных особенностей студентов производится в рамках их обучения в обычных группах. Студенты работают по одинаковым учебным планам, программам и пособиям, но преподаватель использует индивидуальные методы работы, формы и средства обучения для разных категорий обучающихся, объединенных в гомогенные микрогруппы. Данная форма предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозированности обращения преподавателя к студенту. При этом студенты учебной группы могут быть разделены на подгруппы с целью осуществления обучения на разных уровнях и разными методами. Эти группы, как правило, мобильны, гибки, подвижны.

Сущность внешней дифференциации заключается в направленной специализации образования в области устойчивых интересов, склонностей и способностей обучаемых с целью максимального их развития в избранном направлении. Как правило, это профильное обучение школьников, классы с углубленным изучением отдельных предметов или факультативные занятия для студентов начального, среднего и высшего профессионального образования.

Процесс обучения в рамках данной технологии предусматривает две ступени: первая – обучение на повышенном уровне сложности (уровень, который должен обеспечить педагог интересующемуся, способному и креативному студенту), и вторая ступень - уровень которой должен достичь каждый – это требования стандарта обязательной профессиональной подготовки. Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной «лестницей» деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенному способно обеспечить студенту обучение на индивидуальном максимально посильном уровне.

Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития студентов и подтверждает сущность и цели высшего профессионального образования.

Технология дифференцированного обучения предусматривает:

-создание познавательной мотивации и стимулирование познавательной деятельности;

- процесс предупреждения, а не наказание за незнание;

- признание права обучаемого на выбор уровня сложности обучения;

-психологическую установку педагога, направленную не на принудительное усвоение информации студентом, а на оказание помощи в организации и проектировании личностной траектории обучения;

- работу на успех, на перспективу.

Коротко алгоритм обучения в рамках технологии дифференцированного обучения можно представить так:

· распределение на подвижные, относительно однородные по составу подгруппы (микрогруппы), каждая из которых овладевает материалом на следующих уровнях: минимальном (стандарт), базовом, вариативном;

· блочная подача материала;

· работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения;

· осуществление контроля результатов учебного процесса и достижений студентов.

Альтернативой традиционному способу оценки «вычитанием» является «оценка методом сложения», в основе которой – минимальный уровень подготовки: достижение его обязательно для каждого студента. Критерии более высоких уровней строятся на базе учета того, что достигнуто сверх минимального уровня, и системы зачетов (общий зачет = сумма частных зачетов).

Дифференцированное обучение предполагает наличие учебно-методического комплекса: банк заданий для всех уровней, систему специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках, поисковая работа со всеми доступными источниками информации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал