Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И проведения семинара с использованием деловой игры






В зависимости от понимания главной цели деловой игры, которая заключается в обучении студентов решать разные производственные (педагогические) задачи, проектировать программу действий студента в сложных ситуациях, моделировать ожидаемый результат можно выделить следующие этапы:

информационный, который связан с усвоением, запоминанием, обновлением, систематизацией готовой суммы профессиональных знаний, умений и навыков;

проблемный, на котором происходит перевод теоретических знаний на язык практических действий;

поведенческий, обеспечивающий принятие решений и программы действий в условиях конкретной ситуации на основе ее глубокого теоретического осмысления;

оценочный, позволяющий выбрать и обосновать оптимальный вариант решения поведенческой программы. Такой целостный, многоступенчатый процесс создает надежную основу для увеличения самостоятельности в решении новых задач, для формирования творческой активности обучающихся. При этом роль преподавателя – руководителя семинара с использованием деловой игры приобретает качественно новую окраску, предъявляя повышенные требования к уровню его психолого-педагогической компетентности.

Характерные признаки деловых игр (В.Я. Платов):

– наличие общей цели всего игрового коллектива;

– воспроизведение процесса труда руководящих работников, специалистов предприятий и организаций;

– описание объекта игрового моделирования;

– распределение ролей между участниками игры;

– взаимодействие участников игры, исполняющих те или иные роли (занимающих конкретные «должности»), имитирующие деятельность конкретного коллектива;

– реализация в процессе игры «цепочки решений»;

– подготовка участников будущей деловой игры.

Рассмотрим каждый из этих признаков.

Наличие общей цели всего игрового коллектива. Игровой коллектив решает конкретные учебные цели, с их формулирования начинается описание каждой из предложенных игр. Однако отдельная игровая подгруппа (команда) может идти к реализации общей цели семинара через целый ряд подцелей. Это обусловлено уровнем подготовленности членов игровой группы к предстоящей игровой деятельности, степенью совпадения учебной и личной цели участников семинара и т. д. В качестве примера можно привести цепочку подцелей:

– научить участников игры методике сбора и обработки информации для принятия решения;

– научить участников игры анализировать производственные (педагогические) ситуации, выявлять основные факторы и взаимосвязи, обусловившие то или иное педагогическое явление;

– сформулировать и закрепить у участников игры профессиональные навыки принятия решений;

– стимулировать проявление деловых и моральных качеств в условиях максимально приближенных к реальной деятельности специалиста;

– сформировать необходимые социально-профессиональные ориентации участников семинара.

Этот ряд можно продолжить; главное в том, чтобы каждая подцель не противоречила общей и успешность ее реализации обеспечивала бы подготовку участников игры к решению производственных задач.

Воспроизведение процесса труда специалистов. При разработке семинара с использованием деловых игр неукоснительно выполняется важное требование – моделировать процесс труда или отдельные его эпизоды.

Описание объекта игрового моделирования. Описание объекта игрового моделирования означает раскрытие основных условий и параметров жизнедеятельности объекта, указание целей, критериев оптимальности и ограниче­ний при решении конкретной педагогической задачи, а также информацию об участниках учебно-воспитательного процесса, времени и месте действия. При описании объекта игрового моделирования можно использовать два подхода: формальный и эвристический. Формальное описание может быть осуществлено на бумаге или с помощью ПК. Эвристический подход предполагает словесное описание объекта с указанием его качественных характеристик.

Распределение ролей между участниками семинара с использованием деловых игр. Каждый участник деловой игры должен иметь свою роль. При выполнении в игре обязанностей, обусловленных этой ролью, он не должен выходить за рамки правил, установленных в деловой игре. Разыгрывание спектакля происходит в конфликтной ситуации, сопровождающейся возникновением реакций у каждого человека-участника игры и требующей от него мобилизации профессиональных, интеллектуальных и психофизических способностей. Таким образом, любая роль в деловой игре приобретает личностную окраску. Это дает возможность обучать навыкам принятия решения в конфликтной ситуации, исследовать влияние личностного фактора, ориентации специалистов на определенный характер деятельности, на эффективность принимаемых ими решений. Деловые игры позволяют изучать деловые и моральные качества обучаемых в условиях, максимально приближенных к их реальной деятельности. В деловых играх допускаются: роли любого уровня, групповое исполнение ролей (как правило, малыми группами), привлечение некоторых участников деловой игры к организации игрового процесса в роли арбитров, экспертов, посредников и т.д., исполнение некоторых ролей электронными вычислительными машинами, при этом должна быть продумана соответствующая программа ЭВМ, обеспечивающая работу участников деловой игры в режиме диалога.

Взаимодействие участников игры. Порядок взаимодействия участников игры обусловлен определенными функциональными обязанностями лица, в роли которого он выступает, установленными правилами игры; принятой в данной деловой игре системой оценивания деятельности участников. Взаимодействие участников проявляется на всех ее этапах: при уяснении задачи, анализе производственных (педагогической) ситуации, подготовке и выработке решений, защите собственных решений и обсуждении решений, принятых другими игровыми группами. Оно может осуществляться по разным уровням (если иметь в виду иерархическую структуру игрового комплекса). Взаимодействие на одном уровне может происходить в форме совместного обсуждения и согласования решаемых вопросов игроками, имеющими одинаковые должности. Взаимодействие на разных уровнях означает сотрудничество обучаемых, находящихся в игре на разных должностных уровнях (отдача и исполнение приказов и распоряжений и т.д.), а также взаимодействие их с преподавателем – руководителем деловой игры. Характер взаимодействия участников игры между собой и с руководителем игры может быть различным. В одних деловых играх, например, обращаться к руководителю игры (с любыми вопросами) обладает только «руководитель». Только он докладывает принимаемые группой решения, защищает их, выдвигает аргументы против решений, вырабатываемых остальными игровыми группами. Есть игры, в которых характер взаимодействия более «демократичен», все участники игры могут выдвигать свои решения и обосновывать, их, все могут выступать с критикой решений, принятых другими.

Реализация в процессе игры «цепочки решений». При воспроизведении в деловой игре процесса принятия решений обязательно реализуется «цепочка решений», т.е. ряд последовательных решений, учитывающих результаты предыдущих. Прорабатываемая в деловой игре «цепочка решений» должна состоять не менее чем из 3-х звеньев: принятие исходного решения, получение информации о результатах решения и принятие решения на 2-м этапе, получение информации о результатах решения на втором этапе и принятие решения на 3-м этапе.

Подготовка участников к семинару с использованием деловых игр. Деловая игра требует от участников соответствующих знаний и навыков. Студенты знакомятся с объектом игрового моделирования, исходными данными, игровой ситуацией, функциями участников, правилами и методикой проведения игры, а также системой оценивания. На подготовительном этапе проводится решение контрольных задач, позволяющих определить степень готовности обучаемых, а также организуется «репетиция» деловых игр, т.е. упрощенный вариант предстоящей игры. «Репетиция» помогает настроить участников на активную деятельность, снять психологический барьер предубежденности против данного метода обучения, пояснить и продемонстрировать принципы оценивания деятельности игроков. Подготовка к игре включает комплектование игровых групп, выдвижение лидеров, распределение ролей между участниками; изучение правил. Правила игры могут быть красочно оформлены и вручены участникам в виде памятки. Например, первое правило – в игре все равны, просьба «расстегнуть мундиры и снять погоны»; второе правило – для успешного сотрудничества рекомендуется выполнять несколько советов, данных Д. Карнеги: «Вникни, будь доброжелателен, не унижай, возвышай»; третье правило – строго следите за регламентом, действуйте в рамках полученной роли; четвертое правило – всегда помните о главной общей цели всего игрового комплекса.

 

 

Семинар с применением ролевой дискуссии «Дидактический турнир»

Семинар с применением ролевой дискуссии «Дидактический турнир» – это вид семинара, в котором студенты объединяются в ролевые подгруппы для защиты не субъективных взглядов на рассматриваемую проблему, а самой идеи. Студенты независимо от собственных взглядов пытаются найти объективные аргументы, доказывающие позитивные или негативные стороны решения проблемы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал