![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности проведения. Преподаватель создает проблемную ситуацию, для решения которой необходимы индуктивные обобщения; организует беседу
Преподаватель создает проблемную ситуацию, для решения которой необходимы индуктивные обобщения; организует беседу, в ходе которой рядом последовательных вопросов он изобличает студента в противоречиях. Для подобных бесед характерны две специфические черты: 1) «сократовская индукция» – построение наводящих вопросов таким образом, что, отвечая на них, студент сам постепенно убеждается в неверности и несовершенстве ранее высказанных положений, 2) «сократовская ирония» – шутливо искаженная позиция преподавателя, подчеркивающего свое мнимое незнание обсуждаемого вопроса в противовес самоуверенности обучающегося. Задаваемые вопросы должны стимулировать у студентов стремление размышлять, доказывать и отстаивать свои позиции, свои мысли. Вопросы строятся по принципу критического отношения к догматическим утверждениям. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство, в которое при этом ввергается ум, побуждает мысль обучающегося к поискам истины. Преподаватель с помощью подобранных вопросов помогает студенту найти истинный ответ и тем самым привести его от неопределенных представлений к логически ясному знанию обсуждаемого предмета. Использование «сократовского» метода в ходе семинара позволяет выявить пробелы в знаниях студентов, повышает интерес к изучаемой дисциплине, способствует активному усвоению знаний, формирует и развивает навыки самостоятельной работы и ведения дискуссии.
Семинар с использованием метода «мозговой атаки» Семинар с использованием метода «мозговой атаки» – это вид семинара, в котором «мозговая атака» применяется как один из методических приемов или как самостоятельный метод его проведения. Особенности проведения Порядок подготовки и проведения определяются особенностями метода. Этапы работы участников семинара с использованием метода «мозговой атаки» 1. Формулирование проблемы, подлежащей решению, определение условий коллективной работы, объявление правил поведения участников в поиске решения, формирование рабочих групп и постановка задачи. 2. «Мозговой атаке» может предшествовать «интеллектуальная разминка» –упражнение в быстром поиске ответов на заранее подготовленные вопросы ответов и решение нетиповых задач. В процессе разминки обучающиеся освобождаются от воздействия сковывающих факторов, добиваются снятия психологических барьеров, стеснительности, боязни ошибок, а также учатся воздерживаться от критики выдвигаемых любых, пусть даже нелепых предложений. 3. Анализ выдвигаемых идей – изучение, сопоставление, оценка, отбор лучших идей экспертами. 4. Информация о результатах коллективной работы, оценка наилучших идей и их публичная защита, принятие решения. Для работы на этапах семинара обычно вводятся следующие условия и правила: – недопустима критика по поводу выдвигаемых идей на этапе их генерирования: мгновенная критика – враг идей, в каком бы виде она не проявлялась, в жестах, взглядах, мимике; это губит идею; – в «мозговой атаке» все равны, нет приоритета и персонального авторства, не важно, кто сказал; важно, что сказано; – творческий поиск направляется на генерирование оптимальной идеи для решения поставленной проблемы, уход в сторону не допускается; – выдвигаемая идея формулируется четко и кратко; – высказывания не должны дублировать друг друга и повторяться, но возможны и желательны комбинации, обобщение и развитие высказанных идей; – синтез, критика, обоснование идеи проводятся в конструктивной форме – не группой, их выдвинувшей, а другой; – выбираются рациональные идеи, но остальные не отбрасываются. Организационные правила: – обучающиеся разбиваются на группы: руководители, генераторы идей, аналитики идей; – время выступления – не более 3 минут; – все стремятся к установлению непринужденной атмосферы, благоприятной для генерирования идей.
Семинар с использованием метода «круглого стола» Семинар с использованием метода «круглого стола» – это вид семинара, в котором используется разновидность диалога «круглый стол», в процессе которого происходит мобилизация и активизация студентов (специалистов) на решении конкретных актуальных проблем. «Круглый стол» может быть организован как один из методических приемов семинарского занятия, а также как самостоятельный метод его проведения. Данный вид семинара реализует принцип коллективного обсуждения проблемы, умения соединить элементы доказательства и убеждения в ходе дискуссии, и обеспечивает решение задач: наращивание информации, прогнозирование определенных проблем и возможностей их решения, укрепление позиций в проблемных вопросах; воспитание логической и творческой культуры ведения дискуссии и пр.
|