![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проведение дискуссии
Выделяется несколько этапов дискуссии. Этап 1-й, введение в дискуссию: – формулирование проблемы и целей дискуссии; – создание мотивации к обсуждению – определение значимости проблемы, указание на нерешенность и противоречивость вопроса и т.д.; – установление регламента дискуссии и ее основных этапов; – совместная выработка правил дискуссии; – выяснение однозначности понимания темы дискуссии, используемых в ней терминов, понятий. Приемы введения в дискуссию: – предъявление проблемной производственной ситуации; – демонстрация DVD сюжета; – демонстрация материалов (статей, документов); – ролевое проигрывание проблемной ситуации; – анализ противоречивых высказываний – столкновение противоположных точек зрения на обсуждаемую проблему; – постановка проблемных вопросов; – альтернативный выбор (участникам предлагается выбрать одну из нескольких точек зрения или способов решения проблемы). Этап 2-й, обсуждение проблемы: обмен участниками мнениями по каждому вопросу. Цель этапа – собрать максимум мнений, идей, предложений, соотнося друг с другом; Обязанности преподавателя (ведущего): – следить за соблюдением регламента; – обеспечить каждому возможность высказаться, поддерживать и |стимулировать работу наименее активных участников с помощью вопросов: «А как считаете вы?», «Вы удовлетворены таким объяснением?», «Вы согласны с данной точкой зрения?», «Нам очень 5ы хотелось услышать ваше мнение» и т.д.; – не допускать отклонений от темы дискуссии; – предупреждать переход дискуссии в спор ради спора; – следить за тем, чтобы дискуссия не переходила на уровень межличностного противостояния и конфликта; – стимулировать активность участников в случае спада дискуссии. Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения: – «уточняющие вопросы» – побуждают четче оформлять и аргументировать мысли («Что вы имеете в виду, когда говорите, что...?», |«Как вы докажете, что это верно?»); – «парафраз» – повторение ведущим высказывания, чтобы стимулировать переосмысление и уточнение сказанного («Вы говорите, что...», «Я так вас понял?»); – «демонстрация непонимания» – побуждает студентов повторить, уточнить суждение («Я не совсем понимаю, что вы имеете |в виду. Уточните, пожалуйста»); – «сомнение» – позволяет отсеивать слабые и непродуманные высказывания («Так ли это?», «Вы уверены в том, что говорите?»); – «альтернатива» – ведущий предлагает другую точку зрения, акцентирует внимание на противоположном подходе; – «доведение до абсурда» – ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы; – «задевающее утверждение» – ведущий высказывает суждение, заведомо зная, что оно вызовет резкую реакцию и несогласие участников, стремление опровергнуть данное суждение и изложить свою точку зрения; – «нет-стратегия» – ведущий отрицает высказывания участников, не обосновывая свое отрицание («Этого не может быть»). Этап 3-й, подведение итогов обсуждения: – выработка студентами согласованного мнения и принятие группового решения; – обозначение ведущим аспектов позиционного противостояния и точек соприкосновения в ситуации, когда дискуссия не привела к полному согласованию позиций участников. Настрой обучающихся на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения; – совместная оценка эффективности дискуссии в решении обсуждаемой проблемы в достижении педагогических целей, позитивного вклада каждого в общую работу.
«Лекция вдвоем» Лекция вдвоем – разновидность проблемной лекции, в которой изложение материала происходит в диалоге двух преподавателей, по заранее разработанному сценарию. В данном виде лекции реализуются принципы проблемности и диалогического общения. Это – работа двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно организованном материале, как между собой, так и с аудиторией. Участниками могут быть представители различных научных школ, теоретик и практик, сторонник и противник того или иного подхода. Виды «лекции вдвоем»: – предметная «лекция вдвоем» – читается преподавателями одной учебной дисциплины, – межпредметная «лекция вдвоем» – проводится преподавателями двух различных дисциплин.
|