Этап
| Путь реализации
| Результат
| Спектр изменений личности студента
|
1. Актуализация опорных знаний
Цель:
вспомнить и актуализировать имеющиеся знания
Что мы знаем или должны знать?
| Фронтальный опрос,
рассказ-вступление,
решение задачи, индивидуальный устный ответ с последующими необходимыми уточнениями и добавлениями
| Наличие у студентов опорных знаний, необходимых для осмысленного восприятия противоречий
| Формируется умение соотносить ответы с образцом, четко формулировать ответы, управлять своим вниманием, развивается стремление к взаимопомощи и оказанию поддержки
|
2. Анализ проблемного задания
Цель:
понять начальные условия
Почему это происходит?
| Коллективное обсуждение, изложение преподавателя, постановка проблемного опыта
| Понимание существования, наличия
какого-то несоответствия
| Формируется умение ответственно относиться
к своей позиции
и сопоставлять ее
с позицией другого, корректировать свою точку зрения
|
3. Вычленение проблемы
Цель:
выявление сути противоречия
В чем наше затруднение?
Что мы не знаем?
| Изложение преподавателем, индивидуальные суждения-выступления, коллективное обсуждение
| Вербальная формулировка проблемы
| Формируется развитие логического мышления, вербализация перехода от анализа противоречия
к поиску направления его разрешения, самостоятельность суждений, развитие навыков интеллектуального взаимодействия
с партнерами по образовательному процессу
|
4. Выдвижение всевозможных предположений
Цель:
выдвижение предположений по решению проблемы
Как можно ответить на вопрос, какие могут быть гипотезы?
| Предложения, выдвинутые преподавателем (изложение); индивидуальные суждения; групповая работа.
| Наличие ряда гипотез
| Проявляется гибкость мышления, формируется
умение мысленно прослеживать путь решения,
аналитико-прогностические умения
|
5. Сужение поля поиска
Цель:
проработать каждое из выдвинутых предложений с целью отсева неперспективных
Какие гипотезы неперспективны?
Какие более перспективны?
| Изложение-рассуждение преподавателя, индивидуальные суждения, коллективное обсуждение
| Сужение поля поиска решения, определение рабочей гипотезы
| Формируется умение делать эскизный проект решения проблемы, анализировать перспективность гипотез,
определять недостатки
и достоинства предложений, несмотря на их авторство
|
6. Доказательство рабочих гипотез
Цель:
доказать рабочую гипотезу
Какое теоретическое или практическое обоснование мы можем предложить? Как доказать справедливость выдвинутой гипотезы?
| Доказательство гипотезы самим преподавателем (мини-лекция, объяснение), коллективное доказательство под руководством преподавателя (фронтальная беседа)
| Наличие стройной системы доказательства и уяснение ее сути
| Формируется умение формулировать
и выстраивать логику доказательства, конструировать цепочку причинно-следственных связей, выстраивать свою позицию
и быть готовым к ее коррекции или замене
|
7. Проверка гипотез
Цель:
осуществить рефлексию проделанной работы, сделать вывод
Как проверить правильность решения?
или
Как доказать правильность доказательства?
| Задания
(на поэтапную проверку правильности выполненных действий, соотнесение начальных условий
с характером
и содержанием решения и т.д.); упражнения
(на проверку правильности вывода путем переноса его
на другие, аналогичные исходной, ситуации)
| Убежденность в правильности полученного вывода
| Формируется способность
к объяснению, оценке собственных действий, убежденность
|