![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности подготовки и проведения
Средствами активизации выступают отдельные вопросы к студентам. Различают несколько разновидностей данной лекции: лекция-диалог, лекция-дискуссия, лекция-диспут, лекция-семинар (полилог). Преимущество лекции-беседы состоит в том, что внимание слушателей привлекается к наиболее важным вопросам темы. Содержание, методы и темп изложения учебного материала определяются с учетом особенностей аудитории; расширяется круг мнений и привлекается коллективный опыт и знания студентов. Эффективность определяется степенью вовлечения каждого слушателя в процесс обмена мнениями. Вариант 1. Вопросы к аудитории в начале лекции и по ходу ее проведения адресуются ко всей аудитории и предназначены не для проверки знаний, а для выяснения мнений и уровня осведомленности студентов по рассматриваемой проблеме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы могут быть как репродуктивного, так и проблемного характера. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. Студенты отвечают с мест. Преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения с учетом разногласий или единодушия в ответах, получая при этом возможность наиболее доказательно изложить очередной тезис выступления. Студенты, продумывая ответ на заданный вопрос, самостоятельно приходят к тем выводам и обобщениям, которые должен был сообщить им преподаватель, понимают глубину и важность обсуждаемой проблемы. Это повышает их интерес к материалу и уровень его восприятия. При такой форме занятия преподаватель должен следить за тем, чтобы его вопросы не оставались без ответов, иначе они будут носить риторический характер и не обеспечат достаточной активизации мышления студентов. Вариант 2. Преподаватель приглашает студентов к коллективному исследованию, организуябеглую «мозговую атаку». Преподаватель, обращается к опыту и знаниям студентов, предлагает им совместно сформулировать комплекс позиций или закономерность процесса, явления. Уточняя и дополняя внесенные предложения, он подводит теоретическую базу под коллективный опыт, систематизирует его и «возвращает» слушателям уже в виде совместно выработанного тезиса. Таким образом, преподавателю удается не только сообщить студентам необходимую информацию, но и убедить их в необходимости сделать ее для себя руководством к действию.
|