![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды самостоятельной работы студентов
по характеру познавательной деятельности (И.И. Малкин) 1. Работы репродуктивного типа. Воспроизводящие работы. Выполнение этих работ основано на восстановление в памяти ранее изученного материала, который необходим для понимания нового материала. Хотя этот вид работы носит репродуктивный характер, но не является легким: студенту необходимо вспомнить ряд понятий, привести их в систему и подготовить связное выступление. Тренировочные работы. Этот вид предусматривает не только простое воспроизведение изучаемого материала, но и применение ранее усвоенных знаний в новых ситуациях. Выполнение подобной работы способствует углублению знаний и более успешному формированию умений и навыков, связанных с изучением конкретных тем. Обзорные работы. Это задания на упорядочивание и систематизацию изучаемых сведений. Проверочные работы. Их цель – проверка качества усвоения знаний. При выполнении данного вида работы у студентов должны быть сформированы навыки самоконтроля. 2. Работы познавательно-поискового типа. Подготовительные работы. Данный вид работы направлены на использовании студентами уже имеющихся знаний, но при этом убеждаются в том, знания по теме неполные. Это приводит к необходимости более глубокого ознакомления с новым материалом. Осмысление противоречий между имеющимися знаниями и новыми требованиями к решению учебных, проблемных, исследовательских и познавательных задач имеет большое значение для развития познавательного интереса. Самостоятельные работы данного типа полезны, особенно, для студентов первых курсов. Констатирующие работы. Подобные работы связаны с описанием новых факторов и явлений по их признакам: наблюдения над природными явлениями и общественной жизнью, изучению дидактического материала и т.п. Экспериментально-поисковые работы. Это вид работы, основанный на исследовательских методах науки учебные задания, при выполнении которых студенты выделяют существенные признаки понятий, устанавливают причинно-следственные зависимости, «открывают» законы и т.п. Логически-поисковые работы. К ним относятся различные задания по оперированию существенными признаками изучаемых понятий. Самым распространенным видом таких упражнений являются задания на сопоставление сходных и отличительных признаков изучаемых явлений. К логически-поисковым самостоятельным работам относятся также задания на обобщение изученного по основным и проблемным вопросам. 3. Работы творческого типа. Художественно-образные работы. Данный вид предполагает создание нечто нового, оригинального. Научно-творческие работы. К работам данного вида относится деятельность студентов, выходящая за рамки конкретной дисциплины, но связанная с решением познавательных задач повышенной трудности – проявления собственной инициативы, поиска оригинального решения и т.п. Конструктивно-творческие работы. К этому виду работ относятся творческое проектирование, конструирование с использованием специальных компьютерных программ и т.п. 4. Работы познавательно-практического типа. Учебно-практические работы. К ним относятся изготовление наглядных пособий (графиков, диаграмм, схем, макетов приборов, подготовка статей для сборников научных трудов и т.п.). В процессе такой работы знания, умения и навыки формируются в единстве с практикой и опытом студента. Общественно-практические работы. Деятельность студентов, выходящая за рамки учебного процесса в вузе [4]. Однако какого бы вида самостоятельную работу студента не организовывал преподаватель, важно, чтобы он учитывал и глубоко понимал специфику вида деятельности самих студентов. Выбор видов самостоятельной работы осуществляется с учетом готовности студентов к данной работе. Основные требования к организации самостоятельной работы студентов: – комплексный подход к организации самостоятельной работы студентов по всем формам аудиторной работы; – сочетание всех уровней и типов самостоятельной работы; – осознание студентом цели самостоятельной работы; – наличие умений, обеспечивающих выполнение самостоятельной работы; – наличие интереса (положительной мотивации) к выполнению самостоятельной работы; – максимальная активность студента при выполнении самостоятельной работы, развитие познавательных способностей, инициативности в принятии решения, творческого мышления. – обеспечение контроля со стороны преподавателя за качеством выполнения самостоятельной работы студента (формы контроля, требования, консультации). Этапы организации самостоятельной работы студентов 1 этап – осознание целей и задач самостоятельной работы (данный этап задает основную цель самостоятельного поиска, формирует мотивацию к самостоятельным действиям); 2 этап – отбор информации, необходимой для выполнения самостоятельной работы (на этом этапе роль преподавателя заключается, в информировании студентов об основных задачах учебной дисциплины, курса); 3 этап – планирование самостоятельной работы; 4 этап – определение умений и навыков, необходимых для выполнения работы (важно определить, насколько студенты склонны к самостоятельному поиску, умеют ли они правильно работать с литературой, насколько владеют технологией работы с компьютером); 5 этап – выполнение самостоятельной работы в соответствии с поставленной целью; 6 этап – оформление самостоятельной работы в соответствии с предъявляемыми требованиями; 7 этап – самоанализ и самооценка выполненной работы; 8 этап – подготовка выступления, презентация материалов выполненной работы.
|