Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коллективная творческая деятельность как технология организации и сплочения студенческого коллектива
Коллективная творческая деятельность - это организация определенного образа жизни коллектива, где вся работа основывается на началах нравственности и творчества (Казакина М.Г.). О.С. Газман определяет коллективную творческую деятельность как методику интенсивного формирования и творческого развития коллектива, которая предполагает: § создание коллектива на основе идеалов, формирующихся не лозунгами, а повседневной гражданской заботой об улучшении окружающей жизни; § построение самоуправления на принципах периодической сменяемости всего актива; § организацию деятельности общественно значимой (для людей), личностно значимой, художественно инструментированной (ритуалами, законами, традициями), одухотворенной искренностью, юмором. Отличительная черта методики в том, что субъектами ее применения являются воспитатели и воспитанники в равной мере. Основной результат – развитие гражданского самосознания и способности к социальному творчеству.
Из истории … В 1956 году при Ленинградском НИИ педагогики АПН РСФСР было создано первое общественное объединение – союз энтузиастов (СЭН), которое начало целенаправленную коллективную работу по использованию опыта коллективной творческой деятельности в практике работы школ. Руководил союзом энтузиастов И. П. Иванов- доктор педагогических наук, профессор. Игорь Петрович Иванов родился в 1923 году, закончил философский факультет ЛГУ, работал учителем в школах Ленинграда. Под руководством И.П. Иванова союз энтузиастов развернул борьбу с традициями чрезмерной опеки, сводившими воспитательную работу к мероприятиям для школьников, превращавшими их в послушных исполнителей поручений и планов, придуманных взрослыми за них и без них. Весной 1959 г. участники СЭНа создали и возглавили коммуну юных фрунзенцев (КЮФ), где на базе всех 30 школ Фрунзенского района г. Ленинграда шло дальнейшее углубление и распространение современной методики. Благодаря коммуне юных фрунзенцев (или как ее иногда называют, фрунзенской коммуне) появились и стали распространяться по всей стране (в разных вариантах) трудовые десанты, вечера разгаданных и неразгаданных тайн, пресс-конференции с «делегатами» из космоса, вечера горящих сердец, города веселых мастеров, диспуты и многие формы общей и гражданской заботы школьников и их взрослых друзей об улучшении своей и окружающей жизни. Первым научным руководителем КЮФ был И.П. Иванов. Плечом к плечу с такими педагогами, как Ф.П. Шапиро в КЮФ трудились и люди других профессий – рабочие, инженеры, музыканты, сами школьники. КЮФ официально просуществовал с 1959 по 1972г. Брошенные в 60-е годы семена возрождения детских коллективов дали всходы. О.С. Газман в развитии методики коллективной творческой деятельности выделяет 5 стадий: 1) Период рождения идей на базе нескольких школ и пионерских дружин Ленинграда (проектировочный период) – 1956 – 1959. 2) Рождение экспериментальных коллективов и создания целостной, коммунарской методики (строительный период) – КЮФ, Орденок. 1959 – 1962. 3) Распространение методики. 1962 – 1966. 4) Период консервации. 1966 – 1986. 5) Период расконсервации – с 1986 года. С этого времени методика коллективной творческой деятельности успешно используется в работе с разными возрастными группами. А коллективные творческие дела (КТД) стали эффективной формой воспитательной практики. КТД является технологически выверенной и надежной коллективной формой воспитания. Технологичность её представлена последовательностью действий, которые дают возможность построения технологической цепочки и повышают степень управляемости процессом. При этом следует отметить, что эта технологичность обусловлена пониманием закономерностей воспитания, имеет глубокое психологическое обоснование.
|