![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности организации самостоятельной работы студентов
При организации самостоятельной работы студентов особое внимание придается постановке учебных целей перед студентами, стимулированию положительного отношения и интереса к самостоятельной работе, учету уровня подготовки и индивидуальных особенностей студентов, дифференциации заданий. Умение работать самостоятельно состоит из умений: – планировать свою деятельность, – организовывать ее, – корректировать, – осуществлять самооценку, – осуществлять самоконтроль. Последовательность действий при описании студентами того или иного объекта или явления при выполнении учебного задания, решении учебных задач: – четко сформулировать задание и способ его выполнения; – предъявить объект для наблюдения (в натуре, модели, на схеме, чертеже, рисунке), дать общую картину протекания явления (словесно, с помощью карты, рисунка, схемы); – дать все необходимые ранее изученные опорные понятия, а также предъявить в готовом виде карту языка описания – название объекта и его составных частей, в том числе термины, условные обозначения, кодовые знаки; – определить границы и дать ориентиры для самостоятельного распознавания существенных признаков сходства и отличия; если необходимо дать подсказку – где, как и какие признаки искать [9]. Последовательность действия педагога при подготовке студентов к выполнению задания на объяснение ранее описанных объектов или явлений: – дает ориентиры для распознавания устойчивых связей или отношений между составными частями и сторонами описанного объекта или явления; если необходимо, указывает на характер связей – причинно-следственные, фундаментальные, практических, морфологические – и на границы их действия; – показывает способы пробных преобразований (вычисления, измерения, проведение опыта – в точных науках), прикидки и переноса связи с изучаемой модели объекта или явления на ранее изученную с целью выявления устойчивого характера связей или отношений; – показывает возможные способы логического построения предложений, которые отражали бы найденные связи или отношения, – логические схемы предложений, их возможные варианты, способы кодирования (там, где это необходимо и возможно); – показывает типовые способы обоснования сформулированных предложений и, если необходимо, подробный план доказательства, его логическую схему; – дает перечень опорных понятий, используемых при доказательстве [9]. Условия эффективности реализации всех видов самостоятельной работы студентов (за основу взяты условия, предложенные М.В. Булановой-Топорковой [8]): – постепенность введения различных по степени сложности и стимулирования умственной активности видов самостоятельной деятельности; – обязательность подготовки студентов к выполнению заданий (сообщение об исходных знаниях и обучение учебным умениям); – наличие разнообразия видов самостоятельности работы, используемых при преподавании каждой дисциплины; – подбор заданий, способствующих пробуждению интереса к их выполнению, содержавших посильные трудности; – ознакомление студентов с источниками получения необходимой для выполнения задания информации; – оказание преподавателем в случае необходимости помощи в работе; – обучение студентов приемам самоконтроля при выполнении работы; – обязательность проверки преподавателем самостоятельных работ студентов. Условия успешного выполнения самостоятельной работы студентов: – мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует); – четкая постановка перед студентами познавательных задач; – использование алгоритма, метода выполнения работы и знание студентами способов выполнения работы; – четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления; – определение видов консультационной помощи (консультации – установочные, тематические, проблемные); – определение критериев оценки, наличия отчетности и т.д.; – выбор видов и форм контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и пр.). Преподавателем в аспекте самостоятельной работы студентов разрабатывается: – система заданий для самостоятельной работы; – система индивидуальных домашних заданий (ИДЗ); – темы рефератов и докладов; – инструкции и методические указания к выполнению лабораторных работ, тренировочных упражнений, и пр. – темы курсовых работ, курсовых и дипломных проектов; – списки обязательной и дополнительно литературы. При разработке заданий для самостоятельной работы преподаватель должен руководствоваться требованием профилирования своей дисциплины в соответствии со специальностью (профилем). Профилирование заданий предусматривает в равной мере их прикладной характер, связанный со спецификой будущей профессии, и методологические особенности, связанные с формированием специалиста. Подготовка и руководство преподавателя самостоятельной работой студентов на учебном занятии: – выбрать и сформулировать тему; – установить цели самостоятельной работы (узнать, научиться, найти решение и пр.); – продумать последовательность действий, операций; – подготовить материальную базу (дидактические материалы, ТСО, литературу и т.д.); – предварительно научить работать (как читать и вычленять главное, писать конспекты, тезисы, составлять план, решать задачу, работать с перфокартой, пособием, ТСО и пр.); – продумать способы оформления результатов работы, итоговый и промежуточный контроль, роль преподавателя в ходе самостоятельной работы, своевременную помощь нуждающимся) – в отдельных случаях обеспечивать ТБ и необходимый инструктаж; – перед началом работы объяснить студентам ход работы. Руководство домашним заданием: – правильно определить объем, содержание; – объяснить, как выполнить, какими приемами и методами пользоваться; – продемонстрировать образцы выполнения задания.
Показатели наличия у студентов умения работать самостоятельно: – стремится начать выполнение работы только после того, как понял и принял задачу; – выполняет последовательно и аккуратно все операции; – контролирует все действия в ходе выполнения работы (замечает ошибки); – контролирует свою работу по результату (или предъявляет результат, не согласующийся с тем, что можно ожидать); – может оценить, достаточно ли хорошо справился с работой (спросить об этом, принимая работу); – может правильно оценить, трудна ли для него работа; – хорошо представляет, что, как и в какой последовательности собирается выполнять (умеет планировать); – не переделывает работу заново [7].
|