Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. Аналитическая юриспруденция ХХ века возникла на основе постулатов классического юридического позитивизма






Аналитическая юриспруденция ХХ века возникла на основе постулатов классического юридического позитивизма, учений Дж. Остина, Г. Кельзена. Её изучение студенты должны начать с характеристики их понимания сущности права. Почему это направление юриспруденции называют догматическим? Какие элементы они вкладывают в понятие закон?

Основу их взглядов составляет обоснование необходимости понимания и толкования законов для юридической практики, с целью избавления права от противоречий и пробелов. Наиболее полно эти воззрения нашли выражение в учении Герберта Харта о «первичности» и «вторичности» формально-логических систем права. Студентам рекомендуется изучить его работу «Концепция права», охарактеризовать такие моменты, как роль суверена в создании правовых норм, взаимоотношение права и морали, отношение к естественно-правовым теориям. Целесообразно провести сопоставление концепции Г. Харта с идеями Дж. Остина и Г. Кельзена.

Современные естественно-правовые теории приближены к позитивному праву, и также признают существование идеального устройства правоотношений между людьми. Для них высший нормативный порядок и является естественным и неизменным правом. В этой связи студентам важно сопоставить современное понимание естественного права с предшествующими взглядами: Как изменились воззрения на человека, как носителя естественных прав? Возможно ли существование человека обособленно, изолированно от социально-общественных отношений? Как последние влияют на полноту естественных прав?

Студентам рекомендуется рассмотреть перечень естественных прав, признаваемых в современных обществах. Какие из них относят к неотъемлемым правам? Какова роль социально-экономических прав, свободы объединений, политических организаций и партий? В чем состоит смысл высказывания Р. Штаммлера, что «естественные права существуют с изменяющимся содержанием»?

Из представителей современной естественно-правовой теории необходимо студентам выделить Ж. Маритена, В. Катрайна, И. Месснера, В. Майхофера, А. Кауфмана. Подробнее рекомендуется ознакомиться с взглядами Ж. Маритена (1882 – 1973гг.), изложенными им в работах «Права человека и естественный закон», «Человек и государство». Как Маритен раскрывает понятие «естественного закона»? Что он выделяет в качестве источника естественного права?

Интересна трактовка Маритена процесса эволюции естественных прав. Он считал, что собственно общественный прогресс, развитие человеческой культуры способствуют постепенному раскрытию естественных прав человечеству. Студентам следует проанализировать высказывание Маритена, что «каждая историческая эпоха имеет свой конкретный исторический идеал естественных прав». Возможно ли составить полный и исчерпывающий каталог естественных прав? Какие политические и правовыми меры необходимы в государстве для реализации этих прав? Подробнее нужно охарактеризовать его классификацию прав человека: фундаментальные, политические и социальные права.

Позитивизм, как политико-правовое учение, в ХХ веке не представлял собой единого целого. Наибольший интерес представляют направления прагматического позитивизма и нормативизма. Первое течение нашло выражение в американской и скандинавской школах «реального права». Студентам рекомендуется изучить взгляды Дж. Фрэнка, автора труда «Право и современный разум» (1930 г.). Какова, по его мнению, роль юриспруденции? Что он понимал под правовым реализмом? Какое определение давал праву и закону?

Основателем нормативистской школы в рамках юридического позитивизма являлся Ганс Кельзен (1881 – 1973 гг.). В его произведениях «Чистая теория права», «Общая теория государства и права», «Что такое справедливость?» обосновывается точка зрения о необходимости отделения права от политики, социологии, этики.

Следует рассмотреть его трактовку понятия «позитивного права» и «естественного права». Как они взаимодействуют друг с другом? Как Кельзен характеризовал соотношение права и власти, права и государства? На чем основывалось его критическое отношение к естественно-правовой доктрине?

Студентам рекомендуется сопоставить взгляды Кельзена на право и иные социальные нормы. В чем состоит «принудительный порядок» права? При каких условиях возможно достижение общественной справедливости?

Одним из крупнейших представителей социологического направления в области политики и права выступал Макс Вебер (1864 – 1920 гг.), автор типологии власти и теории бюрократии. Студентам рекомендуется изучить его работы: «Собрание сочинений по социологии религии», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Политика как призвание и профессия», «Хозяйство и общество», особое

внимание обратив на такие моменты, как понятие, сущность, классификация политики, власти, государства, гражданского общества. Каковы принципы функционирования профессиональной политики?

Концепция солидаризма и институционализма были обоснованы в начале ХХ века такими политическими идеологами, как Леоном Дюги (1859 – 1928 гг.) и Морисом Ориу (1859 – 1929 гг.). В своей работе «Трактат о конституционном праве» Дюги обосновывал, что основу любого государства составляют социальные нормы и особое соотношение классов. Стабильность государства предопределяется взаимной солидарной зависимостью социальных групп. Поэтому, все современные общества должны строиться на принципе солидаризма. Студентам необходимо подробнее охарактеризовать такие понятия, как «социальный класс», «индивидуальные» и «коллективные» права. Что объединяло Кельзена с взглядами Аристотеля о роли человека в государстве? Какова роль дисциплины, по мнению Кельзена, в регулировании социально-общественных отношений?

Морис Ориу в своих работах «Основы публичного права», «Этюды конституционализма», «Национальное единство» трактовал государство как особый государственный режим, который возникает на этапе отделения политической власти от институтов частной собственности. Подробнее студентам следует остановиться на характеристике понятий: «централизация права» и «централизация политической власти». Какие этапы проходит правовая централизация? В чем состоят различия между писанным законом и социальными нормами? Как соотносятся между собой понятия справедливость, закон и божественное право? Что он вкладывал в «режим внутреннего закона» и «господство статута»?

Школа психоанализа возникала в США, Западной Европе на рубеже XIX – XX вв., основоположником которой являлся Зигмунд Фрейд (1856 – 1939 гг.). Студенты должны уяснить, что в рамках данного учения

отсутствует целостная политическая теория. Фактически они разработали методологию анализа социально-политических явлений на основе анализа психики отдельного субъекта. Частично политико-правовые вопросы рассмотрены З. Фрейдом в работах «массовая психология и анализ человеческого Я», «Почему война?». Студентам необходимо раскрыть сущность и содержание его понятия «психоанализ», выделить его составные элементы.

Интерес представляет интерпретация З. Фрейдом догосударственного состояния. Студентам необходимо изучить его гипотезу о «первобытной орде». Как она повлияла на модели, функции будущих государств? Какие психологические функции властвующих и подданных были сформированы в первоначальном состоянии? Сохраняются ли они в современных цивилизациях?

З. Фрейд видел главную особенность масс в их приверженности определенному вождю, в котором персонофицируется какая-либо идея. Властные отношения для него – есть продолжение отношений отца – сына. Следовательно, личность бессознательно подчиняется вождю в государстве, отождествляя себя с ним. Целесообразно провести сравнение данного подхода с ранее существовавшими теориями политического лидерства, и патриархальной теории государства.

Особое внимание следует уделить политическим воззрениям З. Фрейда. Какую оценку он давал демократическим институтам с точки зрения психоанализа? Связана ли модель государства с психическими особенностями нации? Что он вкладывал в понятие революция и почему считал её неперспективной? Студентам необходимо охарактеризовать его оценку революции, как проявления «эдипова комплекса».

Государство и право, по мнению З. Фрейда, есть два взаимообусловленных явления. Причем, интересна его интерпретация права как производного от насилия. Что он вкладывал в понятия свободы и справедливости? Почему он считал, что свобода враждебна культуре и всегда имеет разрушительные тенденции по отношению к государству и праву?

Студенты должны раскрыть его понимание природы социальных конфликтов в зависимости от особенностей психических конструкций людей. Как данный подход соотносится с другими правовыми теориями? Как он объяснял появление правящей элиты? Возможно ли всеобщее социальное равенство?

Понятие «бессознательного» в политическом процессе получило дальнейшее развитие в учение швейцарского психолога и философа Карла Юнга (1875 – 1961 гг.). Студентам необходимо рассмотреть содержание следующих понятий, составляющих базу его воззрений: «архетип», «психическая инфляция», «психическая дефляция», «манна-личность», «манна-движение», «тень нации». Значительный интерес представляет его анализ тоталитарных режимов, механизмов их образования и функционирования. Как он оценивал роль идеологии в этом процессе?

Своеобразная интерпретация учения Фрейда и Маркса представлена в концепции Эриха Фромма (1900 – 1980 гг.). В своих работах «Бегство от свободы», «Концепция человека у Маркса» он провел соотношение между психическими составляющими человека и общества с материалистическим пониманием истории. Что, по его мнению, объединяет эти процессы? Какова роль «синдрома распада» и «синдрома роста»?

Студентам необходимо охарактеризовать отдельные элементы механизма образования социальной патологии, представленные Э. Фроммом: нарциссизм, инцестуальные влечения, садомазохизм, деструктивность, конформизм.

Большой вклад в разработку теории тоталитаризма в ХХ веке внес австрийский философ, политик Фридрих Август фон Хайек (1899 – 1991 гг.), автор таких работ «Дорога к рабству», «Конституция свободы». Студенты должны изучить его всестороннее восприятие государственно-правовых институтов: философско-историческое, религиозное, традиционно-моральное. В научной литературе его относят к идеологам консерватизма, хотя он сам выступал с критикой консервативной политики. Студентам необходимо ознакомиться с его трактовкой частной собственности, социальной справедливости. Почему главным врагом общественного развития он называл социализм? В чем, по мнению Ф. фон Хайека, разрушительная сила социализма? Как он относился к диктаторским методам управления?

Ф. фон Хайек выступал также и противником государственного регулирования экономики, считая, что таким способом нарушаются свободы и права человека. Одновременно у него имела место и критика плановой системы экономики. Высшей ценностью он признавал демократию.

Критический подход к социализму был характерен и для Карла Поппера (1902 – 1994 гг.), который считал, что историзм приводит к формированию тоталитарных режимов. Целесообразно рассмотреть его интерпретацию признаков тоталитаризма, причин появления. Чем была обусловлена его критика социализма.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал