Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь понятий и терминов






Аналитическая юриспруденция (от гр. analytikos – аналитическая деятельность и лат. jurisprudentia – область научных и практических знаний юристов) – «юриспруденция понятий», это правовое течение, возникшее в ХХ веке в Англии как направление юридического позитивизма, базирующееся на системном научном анализе права с целью его теоретического и практического осмысления. Аналитическая юриспруденция ещё именуется догматической, т.к. для данного подхода характерно понимание права как совокупности юридических норм, как упорядоченной системы законов и отраслей права. Закон выступает единственным источником права и является выражением воли законодателя. Познание и развитие законов возможно только в практической деятельности, поэтому цель юриспруденции – выявление противоречий, пробелов в праве, толкование законов для судей и специалистов.

Наиболее крупным представителем данного направления в начале ХХ века являлся Герберт Харт. Он рассматривал право как формально-логическую систему «первичных» и «вторичных» правил. Первичные правила – это законодательные установления, принятые суверенным органом, парламентом, содержащие определенные обязанности и правомочия. Вторичные правила – это «правила о правилах», которыми пользуются судьи, правительственные чиновники и другие специальные должностные лица в процессе применения и толкования законов. Последние он подразделял на правила признания, правила изменения и правила вынесения судебного решения.

Взгляды аналитической юриспруденции в середине ХХ века подвергались критике со стороны философских и социологических школ, например профессора юриспруденции в Оксфорде Рональда Дворкина. В работе «Если о праве говорить серьезно» он доказывал, что ни один закон-приказ не может игнорировать общественные взгляды и морально-этические постулаты.

 

Анархизм (от греч. аnarchia – безвластие) – общественно-политическое течение возникшее в 1840-1870-е годы в противовес научному социализму и получившее наибольшее распространение в Испании, Португалии, Италии, Швейцарии, Франции, России, Нидерландах. Первые анархические идеи появились в рамках древнекитайских, древнегреческих политических школ (Антифонт, Диоген Синопский, Лао-цзы, Чжуан-цзы). Непосредственно родоначальником современного анархизма был Уильям Годвин (1756 – 1836 гг.), автор «Исследования политической справедливости и её влияние на общественную нравственность» (Enquiry concerning Political Justice and its influence on general virtue and happiness).

Сам термин «анархизм» был введен Пьером Жозефом Прудоном, под которым он понимал «форму правительства или конституции, в которой общественное и личное сознание, сформированное через развитие науки и закона, достаточных, чтобы поддерживать порядок и гарантировать все свободы. В таком случае, как следствие, учреждения полиции, превентивных и репрессивных методов, бюрократического аппарата, налогообложения уменьшатся до минимума. В этом, в особенности, формы монархии и усиленной централизации исчезают, чтобы быть замененными федералистическими учреждениями и образом жизни, основанной на коммуне».

Основная идея анархизма состоит в отрицании всякой государственной власти и провозглашении ничем неограниченной личной свободы человека. Базовыми для данного учения являются принципы: отсутствие власти, свобода от принуждения, свобода ассоциаций, взаимопомощь, разнообразие, равенство и братство. Анархисты выдвигали различные пути борьбы за свои идеалы: пропаганда, организация восстаний, террористические акты, создание коммун, профсоюзов, синдикатов. Представителями анархизма выступали: М. Штирнер (Германия), М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин (Россия), П.Ж. Прудон, Ж. Грав (Франция). Одни из них считали необходимым революционное, насильственное свержение государства (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, Э. Малатеста), другие (П.Ж. Прудон, Л.Н. Толстой) выступали противниками насильственного перехода к анархии.

Анархо-индивидуализм ( П.Ж. Прудон, Макс Штирнер, Бенджамен Таккер, Генри Дэвид Торо, Алексей Боровой, Мюррей Ротбард ) – течение анархизма, базирующееся на приоритете принципа индивидуализма в социально-политической сфере. Они проповедовали идею о том, что каждый сам живет и работает на себя, не ограничивая свободу других. Для обеспечения свободы каждого государство не требуется. «Индивидуальная совесть и преследование личного интереса не должны быть ограничены никаким коллективом или органом государственной власти».

 

Основные принципы анархо-индивидуализма были раскрыты в книге М. Штирнера «Единственный и его собственность» («Der Einzige und sein Eigentum», 1844 г.). Единственным ограничением прав человека он называл его собственную силу, которая может быть ограничена только силой других. То, чем ты в силах стать, на то ты имеешь право. Соответственно все права и полномочия содержаться только в самом человеке. Он предсказывал создание «Союза эгоистов», где не идея общего блага, а только жестокость будет сплачивать людей. Государство он понимал как незаконный, противоестественный институт и пропагандировал идею игнорирования его, когда цели государства и отдельной личности не совпадали. В отличие от других течений анархизма, М. Штирнер не призывал к насильственному уничтожению государства, считая, что оно само эволюционно погибнет, когда будет господствовать человеческий эгоизм.

В социальной сфере М. Штирнер исходил из права силы, а собственно общество – это иллюзия, где только отдельный человек является реальностью. Критические высказывания касались и наличия общественных, политических организаций. Только неорганизованные, спонтанно действующие люди сохраняют полную автономию от власти и принуждения. Он выступал также защитником частной собственности, источником которой выступает либо сила, либо власть, но не моральные права.

Анархо-капитализм ( Ротбард, Давид Фридман ) или «анархизм свободного рынка», социально-политическое течение, которое базируется на критике государственного контроля за производством и управлением. Течение возникло в 60-е годы ХХ века в США. Они сторонники свободной, неограниченной частной собственности, конкурентоспособного свободного рынка и противники любой формы правительственной власти. Их политический идеал – санкционированный законом правопорядок, определяющий систему и защиту благотворительных организаций и свободных ассоциаций без наличия государственной власти. Законы создаются самим рынком и для этого рынка.

Анархо-коллективизм ( М.А. Бакунин, Джеймс Гильом ) сформировался как направление революционного социального анархизма в XIX веке. Наибольший вклад в развитие данной теории внёс Михаил Александрович Бакунин. Он выступал противником государственной и частной собственности на средства производства, предлагая вместо этого идею общественного распоряжения продуктами непосредственно самими производителями через «свободные ассоциации». Создание общества на коллективистских началах возможно только в результате революционных преобразований, когда произойдет перераспределение собственности и будет установлен общекоммунальный рынок. Часть населения образуют сельские колонии, основанные на принципах общего пользования и обработки землёй, равного распределения продуктов на основе справедливости. Последняя будет определятся не законами, а самими людьми. При этом, больше работать будут способные и сильные, меньше – неспособные и слабые, а заработки будут распределяться не по объему работы, а по потребностям каждого.

В отличие от анархо-коммунистов, М.А. Бакунин выступал за сохранение товарно-денежных отношений, что приближало его теорию к индивидуализму. «Во имя свободы, которую мы признаем как единственную основу и единственный творческий принцип всякой организации, мы всегда будем протестовать против всего, что хоть сколько-нибудь будет похоже на государственный социализм и коммунизм». Коллективисты высказывались также в пользу автономии рабочих и их самоуправления.

Анархо-коммунизм ( П. Кропоткин, Мюррей Букчин ) базировался на критике частной собственности, как основе угнетения и эксплуатации граждан, призывая к замене её коллективной, общественной собственности. Рабочие должны получить право «завладеть всем общественным богатством, домами, съестными припасами, чтобы после слишком долгого голодания узнать наконец довольство». Будущее общество – это объединение равных сограждан, в основе которого будет лежать потребительское равенство. «Точно так же мы вовсе не хотим и делить деньги Ротшильда. Мы хотим устроить так, чтобы каждому родящемуся на свет человеческому существу было обеспечено, во-первых, то, что оно выучится какому-нибудь производительному труду и приобретет в нем навык, а во-вторых, то, что оно сможет заниматься этим трудом, не спрашивая на то разрешения у какого-нибудь собственника или хозяина и не отдавая львиной доли всего своего труда людям, захватившим землю и машины». Они пропагандировали полный отказ от денег, а вместо прямой компенсации за труд граждане должны получить свободный доступ ко все ресурсам и излишкам, произведенными коммуной. Сам труд будет являться спонтанным и добровольным в основе которого будет лежать само осознание выгоды общественного производства и взаимопомощи.

Действительная свобода социальной организации с их точки зрении возможна только в обществе самоуправляющихся коммун и общин, на базе коллективного пользования средствами производства, с использованием принципа прямой демократии и коллективным, совместным принятием решений. Коммуны будут связаны между собой горизонтальными и вертикальными связями в форме федерации или конфедерации. В отличие от М.А. Бакунина они выступали за мирные, постепенные преобразования «при наименьших размерах гражданской войны».

Анархо-синдикализм ( Ж. Сорель, А. Лабриола, Р. Рокер ) – как течение возникло в начале ХХ века, базирующееся на идее особой роли рабочих и пролетариата в обществе. Радикальное преобразование социума, уничтожение капитализма и государства способны осуществить только профсоюзы. Они выступают главной формой самоуправления трудящихся, которые станут основой будущего общества. С анархо-коммунистами их объединяет идея отмены системы наемного труда, частной собственности на средства производства. Базовыми принципами анархо-синдикализма являются рабочая солидарность, экономические формы борьбы (всеобщие стачки, саботажи на рабочих местах), расширение самоуправления рабочих. Синдикалисты выступали за интеграцию всех рабочих, создание международных ассоциаций трудящихся, синдикалистских объединений. Профсоюзы они рассматривали как единственную и оптимальную форму объединения рабочих и организации их труда.

Антропологическая теория права возникла в Италии в 70-е годы XIX века (Энрико Ферри, Рафаэль Гарофало). Основные её положения были сформулированы в трудах криминалиста, судебного психиатра Чезаре Ломброзо (1835 – 1909 гг.), который отстаивал идею, что причины преступности лежат в самой психофизической природе человека. Преступность – это явление не социальное, а сугубо биологическое. В рамках данной теории разработана следующая классификация преступных личностей: 1) прирожденные преступники (прирожденные убийцы, насильники и воры), 2) душевнобольные преступники, 3) преступники по страсти, 4) случайные преступники. Прирожденные преступники обладают определенными анатомо-физиологическими и психическими качествами, фактически являясь фатально обреченными с рождения. К подобным качествам преступника Ч. Ломброзо относил – неправильную форму черепа, большие скулы и челюсть, раздвоение лобной кости, ассиметрию лица, длинные зубы, тонкие губы, неправильность строения мозга, притупленную восприимчивость к боли, холодные глаза и др. Для воров характерны блуждающие и маленькие глаза, необыкновенная подвижность лица и рук, сдвинутые брови, оттопыренные уши, длинные пальцы.

У преступников более развиты патологические личностные черты как тщеславие, цинизм, отсутствие чувства вины, неспособность к раскаянию и угрызению совести, агрессивность, мстительность, склонность к жестокости и насилию, демонстративные формы поведения (в том числе татуирование, речевой жаргон). Эти черты могут быть как наследственными, так и приобретенными, а их носители выступают в обществе специфическим классом, особой разновидностью людей. Исходя из теории врожденности и неисправимости преступников, Ч. Ломброзо предлагал применять к ним крайние меры возмездия, как смертную казнь, кастрацию, стерилизацию. Представители данной школы отрицательно относились к деятельности судов, предлагая создание специальных административных комиссий и комиссий экспертов для выявления возможных преступников и научного изучения их личности.

Аристократическая теория права ( Ф. Ницше, О. Шпенглер, Х. Ортега-и-Гасет, Н.А. Бердяев ) – была сформулирована в конце XIX века, но наибольшее развитие получила в первой половине ХХ века в условиях новых социально-политических преобразований. В период распространения фашизма выделилось радикальное германское крыло данной теории, выступающее за аристократическую ценность элиты общества от демократии (К. Манхейм, Э. Ледерер, Х. Арендт).

Классические постулаты аристократической теории права содержаться в правовом учении Ф. Ницше, которые являются производными от его концепции «воли к власти». Это есть ничем неограниченное стремление к господству, на основе личной воли и силы, постоянная жажда славы. Различия людей возникают в результате наличия у них различных «воль к власти». Одни – избранные, аристократия, элита, которые имеют право на обладание большей властью. «Где властвуют, там есть массы, где есть массы, там есть потребность в рабстве». Соответственно основным законом истории выступает борьба за власть между господствующей аристократией и массами, где выигрывают, как правило, сильнейшие. Чем большей волей к власти обладает индивид. Тем у него более развит инстинкт политического господства, тем большими правами в обществе он имеет право обладать. Ф. Ницше критиковал все концепции, которые обосновывали идею социального равенства, считая их противоречащими справедливости.

Право в учение Ф. Ницше является производным, вторичным от «воли к власти». В сущности права уже заложена сила, т.к. «сила дает первое право, и нет права, которое в своей основе не является присвоением, узурпацией, насилием». Неравенство выступает необходимым условием для существования права, поэтому собственно право – это преимущество сильных над слабыми. Наивысшими правами в обществе могут обладать только аристократы и гении. Есть не только право обороны, но и право необходимой агрессии.

Бабувизм (от франц. babouvistes) – революционное течение во Франции, возникшее на рубеже XVIII – XIX вв., названное по имени своего теоретика Гракха Бабёфа. Данная теория была возрождена после издания в 1828 году книги Ф. Буонарроти «Заговор во имя равенства» и получила распространение во Франции и Бельгии. Основу данного учения составляет идея о создании особой системы политической организации на основе полного социального равенства людей. Социализм они стремились превратить из теоретической концепции в практику революционного движения, выдвинув идею о революции и диктатуре трудящихся. Революцию они считали закономерным итогом борьбы между бедными и богатыми, патрициями и плебеями, хозяевами и слугами, сытыми и голодными.

Большевизм – российское политическое течение марксизма начала ХХ века, идеологическая основа партии РСДРП. Теоретиками большевизма были В.И. Ленин, Н.И. Бухарин, Л.Д. Троцкий. Базовым для большевизма являлось учение об особой роли партии пролетариата, сознательном меньшинстве, способном изменять ход истории. Они выступали противниками теории чистого заговора, пропагандируя идею идеологической подготовки масс к революции через партийную деятельность. Центральное место занимают идеи о социалистической революции, как насильственном уничтожении старых социальных и политических порядков, завоевание власти пролетариатом и установление модели диктатуры пролетариата. Под диктатурой пролетариата В.И. Ленин понимал новую форму власти, фактически беспощадной классовой войны пролетариата против буржуазии. Марксистское понимание диктатуры большевики дополнили учением о Советах, как новых органах власти, на основе отказа от принципа разделения властей. С критикой большевизма в ХХ веке активно выступали Н.А. Бердяев, Людвиг фон Мизес, Б. Рассел.

Брахманизм – как политико-правовое учение зародилось в древнеиндийских памятниках II тысяч. до н.э. Ведах, а наибольшее развитие получило в Упанишадах ( IX – VI вв. до н.э.). В них было сформировано представление о четырех варнах, созданных богом. Государственное устройство, статус и социальное положение различных варн, права и обязанности их членов определялись мировым законом «рта». Все представители варн должны были следовать божественному закону – дхарме, закону, долгу, обычаю, правилу поведения. Господствующее положение в обществе должны были занимать исключительно брахманы, которые имели право толковать политико-правовые значения дхармы: «само рождение брахмана – вечное воплощение дхармы…Ведь брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы, занимает высшее место на земле как владыка всех существ. Всё, что существует в мире, это собственность брахмана». Они отстаивали идею верховенства духовной власти над светской и подчинения правителей брахманам. Главное назначение царя в государстве – быть хранителем системы варн и дхармы. Ведущим способом управления должно выступать наказание, что вкладывалось в понятие данданити или «искусство управления», «руководство палкой». Отход от идеологии брахманизма в сторону рационалистических представлений о государстве и праве прослеживался в трактате Артхашастра (IV – III вв. до н.э.).

Буддизм – религиозно-политическое учение, основанное в VI в. до н.э. Буддой (Гаутамой Сиддхартхом). Он выступал с критикой брахманизма, отвергая идею о боге как первоисточнике государства и законов, социального разделения людей. Миром управляют сами люди, опираясь на нравственные основы. Социальное неравенство противоречит самой природе, т.к. от рождения все нравственно, духовно равны. Под дхармой понималась природная закономерность, естественный закон. В целом он принижал роль политико-правовых явлений, главным выступало самосовершенство отдельного человека.

Глоссаторы ( лат.glossator, греч.glossa – примечания, пометки на полях) - школа юристов, возникшая в XI – XIII веках в Болонском университете. Представителями школы являлись Ирнерий, Булгар, Мартин, Гуго, Якоб, Ацо. Глоссаторы теоретически и практически возродили классическое римское право, которое они считали общенациональным и надгосударственным. Их комментарии способствовали приспособлению классического римского права к феодальным европейским порядкам. Они разработали научные приемы и способы изучения правовых источников исходя из принципов схоластики, чистой теории. Изучали римское право ради него самого, независимо от практики. Научное изучение римского права они осуществляли в форме выяснения отдельных правовых понятий и выражений (glossa), делали общее обозрение титулов (summa), раскрывали содержание правовых терминов через примеры (casus). Результаты комментарий были объединены Аккурсием в «Glossa ordinaria».

Гражданское общество – общественное явление, совокупность социальных образований, групп, коллективов, объединенных экономическими, этническими, культурными и иными интересами, реализуемыми вне государства. Это сфера жизнедеятельности людей, где последние реализуют свои частные потребности и интересы. Оно свободно от непосредственного влияния государства, но вместе с тем организованное, внутренне упорядоченное и взаимодействующее с ним. Становление концепции гражданского общества относится ко второй половине XVIII – началу XIX веков и наиболее полно сформулировано в учение И. Канта и Г. Гегеля. Основными постулатами данного учения являются: гражданское общество – это общество негосударственного типа, со сложной структурой хозяйственных, экономических, религиозных, правовых отношений; на базе частной собственности и рыночных отношений; самоорганизующееся и саморегулирующееся; на основе солидарности и социальной справедливости; провозглашая человека высшей ценностью; защищая частные интересы людей; разделение сфер влияний между государством и гражданами.

Гуманистическое течение в юриспруденции зародилось в Европе в XV – XVI вв. и было связано с именами Budaeus, Куяция, Донелла, Дуарен. Гуманисты отказались от изучения глосс и толкований правовых норм, вернувшись к первоисточникам. Анализ последних они осуществляли в соотношение с юридической практикой, историческими условиями, культурой. Многое было сделано ими по «очистке» правовых памятников от средневековых искажений. Большую значимость имели их выводы о том, что право есть не мертвая буква закона, а живой организм, который тесно переплетается с историческими, культурными, национальными факторами.

Даосизм – китайское политико-правовое учение, основанное Лао-цзы в VI в. до н.э. Основные идеи были представлены в произведение «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»). Базовым выступает понятие «дао» как естественный ход вещей, природная закономерность, бесконечная и непознаваемая. Дао определяет законы мира, природы, общества и государства. По отношению к дао все равны. Соответственно правители не должны вмешиваться в естественный ход развития государства. Правление в государстве должно быть простым, а лучший тот правитель, о котором народ только знает, что он существует. Мудрый государь правит страной с помощью метода недеяния, воздерживаясь от активного вмешательства в дела общества. Социально-политическая концепция даосизма близка к реакционной утопии, поддерживающей интересы аристократических слоев.

Демократический социализм как теоретический термин был впервые использован в 1888 году Д.Б. Шоу, участником «Фабианского общества» (Дж. Кейнс, Б. Рассел, С. Вебб). Последователями данного течения выступали Э. Бернштейн, О. Бауэр, К. Каутский, Р. Гильфердинг. С 40-х годов ХХ века демократический социализм становится официальной доктриной социал-демократических партий. Это реформаторская теория, согласно которой, социализм на современном этапе утрачивая классово-пролетарский характер превращается в общедемократическое течение на основе примирения классов.

Под демократическим социализмом подразумевается перманентный процесс реформирования социально-политических систем, в результате которых происходит их качественное обновление. Основными направлениями преобразований выступают – демократизация хозяйственного и экономического управления, создание социального государства, юридическое закрепление и обеспечение свобод, равенства, справедливости и солидарности, наиболее справедливое перераспределение национального дохода. Они выступают за сохранение смешанных форм собственности с наличием государственного контроля.

Сторонники демократического социализма являются категорическими противниками авторитаризма за народовластие, прямую демократию, широкое вовлечение трудящихся в политическую жизнь. Они придерживаются концепции плюрализма, социальной справедливости. Данный подход явно противоречит классической концепции социализма, т.к. выступает за существование буржуазного социализма. В отличие от коммунистов, они рассматривают социализм как конечный политический идеал, а не переходную к коммунизму ступень. Демократический социализм получил практическую реализацию в Израиле, Великобритании в 50-70-е годы ХХ века.

Догматизм в праве ( от греч. dogma – мнение, учение) – направление в юриспруденции, которое отрицает необходимость познания сущности и происхождения права, закономерностей его развития, взаимоотношения права с другими социальными, историческими и культурными явлениями. Представителями данного подхода выступали Джон Остин (Англия), Меркель, Бирлинг (Германия), которые видели значимость юриспруденции в описании и обобщении норм позитивного права, отдельных юридических определений, конструкций, классификаций, в их формальном анализе. Правовую часть надстройки они полностью изолируют от социальных, политических и общественных отношений, считая её самодовлеющей и саморазвивающейся.

Договорная теория происхождения государства была окончательно сформулирована в XVII – XVIII вв. в учениях Г. Гроция, Б. Спиноза, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, П.И. Пестеля, А.Н. Радищева. Базовой выступает идея о возникновении государств на основе общественного договора, а власть и право представлялись продуктом разума и воли людей. Последние объединялись в государства на определенных условиях, передавая добровольно государственной власти свои естественные права и свободы. Государство было призвано обеспечивать и санкционировать личную безопасность граждан, сохранять их частную собственность. В результате формирования государства возникали две системы права: естественное и позитивное (исходящее от государства).

Дуалистическая теория государства была сформулирована в конце XIX – начале XX на базе либеральной концепции. Одним из авторов этой теории был профессор Гейдельбергского университета Георг Еллинек. В России её поддерживали профессор В.С. Афанасьев, А.Я. Малыгин. Они отрицали объективный характер государства, видя в нём только феномен субъективного сознания. Государство с одной стороны сфера сущего через социальные отношения, с другой стороны – сфера должного через юридические нормы. Выдвигали теорию двух путей возникновения государств – восточном (азиатском) и западном (европейском). Восточный путь базировался на эволюции аппарата управления первобытного общества с ирригационной формой производства и усилением начал централизации. Для западного пути государствообразующим фактором было разделение на классы и наличие частной собственности.

Еретические учения – идеологические течения антицерковной направленности, возникшие в период средневековья в форме революционной оппозиции существующего строя. Первым крупным еретическим учением была ересь «богомилов», возникшая в Х веке в Болгарии. Источником существующих социальных отношений, неравенства, феодальной собственности и крепостного права они считали «злую силу», дьявола, выступая за возрождение демократических традиций раннехристианских общин. Последователями богомилов были еретические учения «вальденсов», «катаров», «альбигойцев». Одни еретики ограничивались требованиями церковной реформы, другие – осуждали в целом государственную власть и феодально-сословный строй. С конца XIV века еретические выступления стали приобретать открыто военный характер, как крестьянское восстание Уота Тайлера, Яна Гуса, таборитов.

В России еретические учения были представлены движениями жидовствующих, стригольников, в концепции «нового учения» Феодосия Косого.

Западники – представители русской общественно-политической мысли 1830-1850-х гг., связывающие социальные и политические преобразования в России с опытом западноевропейских стран. Они основывались на идеи изначального единства человечества и общих закономерностях государственного, исторического развития наций. Передовые западноевропейские политико-правовые идеи целесообразно использовать отстающим государствам для их прогрессивного развития. Наиболее крупными представителями данного течения выступали К.Д. Кавелин, Т.Н. Грановский, В.Г. Белинский, И.С. Тургенев, П.В. Анненков.

Институционализм ( Морис Ориу, Ж. Ренар, Г. Гурвич, С. Романо, Д. Стрейчи, С. Файнер ) – направление буржуазного государственного права ХХ века, которое рассматривает проблемы общества, государства и права через призму «институций» или устойчивых объединений людей с общей целью и идеями (семьи, партии, треста, церкви, профсоюзов, государства). Систему «институций» они противопоставляли либеральному буржуазному индивидуализму, и классовой модели марксистов. Государство они считали одной из многих институций, обладающей властными правами. Законы, созданные государством – это лишь одна из форм прав, т.к. у каждой институции имеются свои права. Право в целом регулирует коллективные потребности и уравновешивает социальные интересы.

После Второй мировой войны данная теория получила дальнейшее развитие в концепции «диффузии власти» и «плюралистической демократии».

Интегративная юриспруденция ( Джон Берман, Джон Холл, П.Г. Виноградов ) – правовая теория ХХ века, в основе которой лежит идея объединения трех классических школ правоведения: юридического позитивизма, теории естественного права и исторической школы права. Право они рассматривали как неотъемлемую часть социального опыта, не менее важную, чем собственно государственное устройство и реализация власти. Сочетание различных правовых подходов позволяет, по их мнению, осознать всю значимость и сущность права, ценность как правовых конструкций, так и практического их применения.

Инцестная (половая) теория происхождения государства была выдвинута К. Леви-Строссом, который связывал введение запрета на кровосмешение с выделением человека из мира природы и созданием социальных отношений, а затем и государства. Не материальное производство и совершенствование орудий труда, а установление коммуникативных связей между племенами, регулирование и контроль за инцестом заложили фундамент под государственной основой.

Ирригационная теория – концепция происхождения государств в ряде стран Древнего Востока, которая была разработана немецким ученым К.А. Витфогелем (Восточный деспотизм»). Процесс складывания государств он соотносит с потребностями обществ строить ирригационные сооружения, что послужило основой для образования управленческих, бюрократических классов и огромной армии производителей-рабов. Наиболее целесообразной для управления явилось создание жестко централизованных, деспотических моделей государств, что было продиктовано географическими, климатическими и экономическими факторами. Сам процесс классообразования не брался во внимание.

Историческая школа права ( Г. Гуго, Ф.К. Савиньи, Г. Пухта, Ф.Ю. Штоль ) – правовое течение, возникшее в первой половине XIX века в Германии. Возникновение и развитие права они связывали с общими объективными законами исторического развития. Источником права был провозглашен обычай, народный дух и народное правосознание. Собственно кодификация отвергалась, а позитивное право ставилось в зависимость от права обычного. Право они относили к общей культурной, идеологической надстройке государства, которые взаимно влияли друг на друга. Законодательство могло лишь дополнить и конкретизировать, но не изменить действующее право. Они выделяли три стадии развития права: спонтанного, неосознанного обычного права; права, излагаемого учеными юристами; кодификацию права.

Каноническое право как система религиозно-правовых предписаний была сформирована в XII веке. Основные идеи были представлены в трактате болонского монаха Грациана «Согласование разноречивых канонов» (“Concordia discordantium canonum”), дополненном и переработанном папой Григорием XIII в 1582 году в Corpus juris canonici. Данная правовая система регулировала не только внутри церковные правоотношения, но и часть светских вопросов как семейно-брачных, так и процессуальных, входящих в церковную юрисдикцию.

В ХХ веке дважды проводилась кодификация канонического права – в 1917 году папа Бенедикт XV утвердил «Кодекс канонического права 1917 г.», упорядочивший прежние издания и установивший четкую систему юридических формулировок, и в 1983 году была принята новая редакция «Кодекса канонического права», где урегулированы вопросы церковного правотворчества, прав и обязанностей служителей церкви, церковная иерархия, каноны совершения таинств, управления церковным имуществом, церковной дисциплины.

 

Коммунистическая теория (от лат. communis – общий) – возникла на базе идеологии раннехристианских общин как требование всеобщего социального равенства на основе общности имущества или отказе от имущества. С XVII века выделяются ряд направлений коммунистического толка – эгалитарный, светский коммунизм (Дж. Уинстэнли, Г. Бабёф), гуманистический коммунизм (Морелли, Г. Мабли).

Научный коммунизм возник в 40-е годы XIX века, как базовая идеологическая концепция марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс). Опираясь на материалистическое понимание исторического развития они научно обосновали неизбежность перехода к коммунизму. Под ним понималась система построения будущего общества на основе общественной собственности на средства производства, отсутствия деления на классы, упразднения государства и отмирания денег: «…коммунизм есть положительное выражение упразднения частной собственности, на первых порах он выступает как всеобщая частная собственность». Коммунистическое общество должно функционировать по принципу «От каждого по способности, каждому по потребностям» с сохранением элементов политической централизации.

 

Концепция экзегезов – течение во французской юриспруденции первой половины XIX века, которое представляли комментаторы Гражданского кодекса Наполеона – А. Дюрантон, Ш. Тулье, Ф. Лоран, Ш. Демоломб. Их взгляды базировались на принципах позитивизма. Они отождествляли право с законом, а в качестве задач юриспруденции выделяли формально-догматическое описание и комментирование действующего законодательства. Мало внимания уделялось общетеоретическим и методологическим вопросам, сводя всё к анализу отдельных правовых норм. Результатом их научно-комментаторской деятельности явились многотомные постатейные комментарии к Гражданскому кодексу Наполеона (А. Дюрантон «Курс французского права в последовательности статей Гражданского кодекса» в 19 томах, Ш. Демоломб «Курс Кодекса Наполеона» в 31 томе).

 

Конфуцианство – политико-правовое учение Древнего Китая, родоначальником которого являлся Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.). Его взгляды изложены в произведении «Лунь юй». В основе конфуцианства лежит патриархально-патерналистическая концепция государства большой семьи, где император подобен власти отца, а подданные подчиняются ему в соответствие с семейной иерархией. Идеальной моделью правления Конфуций считал аристократию. Управлять государством должны благородные мужи на принципах добродетели и почитания традиций, опыта старших: «Управлять – значит поступать правильно». В основе общественных отношений лежал принцип «исправления имен», т.е. закрепления за каждым определенного статуса, титула и обязанностей.

Правопонимание строилось на этическом, моральном подходе. Для конфуцианства характерно критическое отношение к позитивному закону (фа), в котором преобладают наказательные черты. Законодательство выполняет только вспомогательную роль.

 

Космополитизм ( от греч. «гражданин мира») – идеология, базирующаяся на провозглашении принципа «мирового гражданства». Господствующее положение данная теория приобрела в эпоху Возрождения, когда идеал мирового гражданства противопоставлялся феодальной раздробленности, теологической концепции государства и права. Космополитизм формировался на основе идеи освобождения граждан от феодальных социальных и политических институтов. В современных условиях данные взгляды не представляют единой системы и варьируют от идеи сближения и интеграции народов, до нигилистического отношения к национальным культурам и традициям.

 

Кризисная теория государства – сформулирована профессором А.Б. Венгеровым во второй половине ХХ века, который соотносил процесс складывания государств с неолитической революцией, т.е. переходом от экономики присваивающей к экономике производящей (10 – 12 тыс. лет назад). Этот переход был вызван экологическим кризисом, глобальным изменением климата планеты, что не только изменило характер деятельности человечества, но и привело к формированию новой социальной и хозяйственной организации, расслоению общества и появлению классов. Государство призвано было обеспечивать и регулировать новую экономическую и социальную модель.

 

Легизм ( кит. «фа цзя» – «школа закона», законники) политико-правовое течение Древнего Китая эпохи Чжаньго, известное как «школа законников». Основоположниками легизма являлись Шан Ян (390 – 338 гг. до н.э.), взгляды которого изложены в трактате «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»); Хань Фэй (ум. в 233 г. до н.э.), автор произведения «Хань Фэй-цзы» («Об искусстве управления»); Гуань Чжун; Ли Сы. Легисты выступали сторонниками сильного централизованного государства и укрепления власти правителей. Они придерживались принципа этатизма государства. В идеальном государстве власть правителя всегда опирается на силу, а чиновники слепо повинуются ему. В социальной сфере они выступали за «ослабление народа», превращение его в безропотное, послушное власти сообщество: «Когда народ глуп – им легко управлять».

Они были противниками конфуцианских правил этикета, моральности и ритуалов. Единственным источником права должен выступать позитивный закон, в основе которого лежало бы суровое наказание. Законы должны быть едиными и равными для всех. Ведущими методами государственного управления должны выступать метод наказания и метод поощрения. В политической практике Китая легисты смогли создать сильное политическое государство, но преобладающими были деспотические методы управления.

 

Либерализм ( фр. liberalisme) – ведущая политическая идеология XIX века представителями которого являлись Г. Спенсер, Д. Милль, И. Бентам, Б. Констан, А. Токвиль, Ф. Гизо, В. Гумбольдт. Ценностью любого общества они провозглашали отдельного человека. Все индивиды самодостаточны, соответственно государство должно обеспечивать и охранять их свободу, частную собственность. Как политический субъект человек имеет право как на экономические, так и политические свободы, свободу предпринимательской деятельности и конкуренции. Государство они представляли как надобщественный элемент, который должен обладать минимум функций – внешняя, по защите границ, обеспечение социального порядка, охрана частной собственности.

Политическим идеалом либералов являлось государство с широкой демократией, парламентаризмом, разделением властей, политическим плюрализмом, широкими избирательными правами при условии защиты прав меньшинства граждан. Современный либерализм представлен рядом течений: политический, экономический, социальный, христианский.

Либерализм политический исходит из постулата, чтооснову политической и социальной сферы общества составляют отдельные личности. Общественные и политические институты существуют для того, чтобы способствовать наделению граждан реальной властью, что обозначается понятием «методологический индивидуализм». Они используют теорию общественного договора для обоснования необходимости согласования всех законов с народом для его же блага и защиты их прав. Безусловным они называют принцип верховенства закона, т.к. именно государство обладает необходимой силой для их обеспечения.

 

Либерализм социальный возник в Европейских государствах во второй половине XIX века под влиянием идей утилитаризма. Авторами данной теории выступали Т.Х. Грин. Дж. Гобсон, Л. Хобхауз, Дж. Дьюи, М. Адлер. Индивиды, как основа общества, должны иметь доступ к базовым правам на образование, на предпринимательскую деятельность, на защиту от конкуренции. Данные позитивные права необходимо обеспечивать и гарантировать, поэтому государственная власть должна осуществлять меры по социальной защите граждан и реализации социальной стабильности: предоставление питания и жилья нуждающимся, предоставление гарантий в образовании и здравоохранении, уход за детьми, инвалидами, пенсионное обеспечение, защита меньшинств.

 

Либерализм экономический исходит из приоритета индивидуальных прав каждого на собственность и свободу экономической деятельности. Провозглашается принцип «свободного частного предпринимательства». Предпочтение отдается капитализму на основе невмешательства государства в экономическую сферу и минимальном регулировании торговых и экономических отношений. Позитивное право неизбежно нарушает личную свободу каждого, поэтому роль государства в этой сфере необходимо сужать. Функции государства ограничиваются только вопросами обеспечения законности, безопасности и обороны.

 

Марксизм – политическая и экономическая теория, разработанная в XIX веке К. Марксом и Ф. Энгельсом. Принципы данной теории были сформулированы в работах «Манифест коммунистической партии», Капитал», «Критика Готской программы», «Анти-Дюринг» и др. Первичным фактором развития общества или базисом они считали экономику – производительные силы и производственные отношения. Социальная психология, право, политика, идеология относятся ко вторичным явлениям, составляя надстройку общества. Единство базиса и надстройки образуют единое целое – общественно-экономическую формацию, смена которых и составляет эволюцию общества. Движущей силой истории они считали борьбу классов, высшим выражением которой являлась революция. Государство они представляли как властную организацию господствующего класса, обладающее исключительными законодательными правами. Эксплуататорские формации должны быть заменены в итоге на коммунизм, где не будет классов, угнетения людей, частной собственности

В марксизме абсолютизируется роль социальных антагонизмов, классовой борьбы и насилия, отрицалось эволюционные преобразования общества, утверждалась необходимость уничтожения парламентских институтов и разделения властей. Они были сторонниками мировой пролетарской революции, не учитывая национальные особенности государств.

Российский марксизм XIX – начала XX вв. – Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, А.А. Богданов, Л.Д. Троцкий, Ю.О. Мартов, Н.С. Чхеидзе, П.Б. Аксельрод.

Российский марксизм ХХ века – Л.С. Выготский, М.А. Лифшиц, Э.В. Ильенков.

Российский марксизм XXI века – А.В. Бузгалин, А.И. Колганов, Б.Ю. Кагарлицкий, А.Н. Тарасов.

Европейский марксизм XIX века – Карл Каутский, Р. Люксембург, Рюлле.

Европейский марксизм ХХ века

Луи Альтюссер – структуралистический марксизм

Эрнст Блох – религиозное течение марксизма

Жан Бодрийяр – политэкономия знака и символа

Карл Манхейм – идеологический марксизм

Вильгельм Райх – фрейдо-марксизм

Жан Поль Сартр – марксизм-экзистенционализм (отчуждения и свободы)

Антонио Грамши – культурно-идеологический марксизм

Максимилиан Рюбель – либертарный коммунизм

Европейский марксизм XXI века – Иштван Мессарош, Эрнесто Лаклау, Шанталь Муфф.

 

Меновая теория права была сформулирована Е.Б. Пашуканисом (1891 – 1937 гг.) в работе «Общая теория права и марксизма». Он проводит соотношение между товарным, производственным фетишизмом и фетишизмом права. Воля человека рассматривается через волю к вещам, которые возникают у каждого в процессе его производственной деятельности. Как только произведенный продукт приобретает свойство товара, у человека появляются права и обязанности. Из товарообмена соответственно возникают договорные правоотношения. А развитие права в целом было вызвано не потребностями политического господства и воли власти, а потребностями товарообмена. Право возникает там и тогда, где появлялись коммуникативные связи отдельных субъектов для осуществления обмена или торговли. Право он понимал как объективное социальное явление, которое не может существовать вне человеческой практики. Критически высказывался о догматизме права. Неотъемлемым свойством права выступает его правосубъектность, т.е. обязательно наличие определенного лица, наделенного правом и активно притязающее его. Право есть форма правовой коммуникации, которая возникает на основе обменных отношений в обществе.

Меритократия – власть, основанная на заслугах. Сам термин был впервые введен английским политологом М. Янгом и получил дальнейшее развитие в концепциях З. Бжезинского и Д. Белла. В меритократии они видели особую модель социально-политического устройства, направленного против идеи социального равенства. Особая роль в данной системе должна была принадлежать «новой интеллектуальной элите», которая получала права на политические и экономические привилегии.

Моизм – политико-правовое, радикально-демократическое учение Древнего Китая, основоположником которого выступал Мо-цзы (479 – 400 гг. до н.э.). В основе лежит идея о естественном равенстве всех людей от рождения и теория договорного происхождения государства. Идеальная модель государства складывается из наличия мудрого правителя, установления единой системы справедливости и власти, единомыслия, искоренения вредных учений, поддержание социального равенства. Управлением государства должны заниматься мудрые и талантливые, но не происхождению, и по обучению, а по природным способностям: «Если человек имеет способности, то его нужно выдвигать, хотя бы он был простым земледельцем или ремесленником». Позитивное право они понимали как негативное явление, придавая огромное значение принципам морали, взаимной любви, где каждый помогал друг другу. Предполагался безусловный примат коллективных начал над индивидуальными с закреплением принципа равных возможностей.

Практическая значимость моизма возросла в Китае в конце XIX – начале XX и поддерживалась такими общественными деятелями как Сунь Ятсен, Лу Синь, Ху Ши.

Надклассовая теория государства получила распространение в Западной Европе в XIX веке. Одним из авторов данной теории являлся немецкий правовед, экономист Лоренц фон Штейн (1815 – 1890 гг.), изложивший её в произведении «Социализм и коммунизм в современной Франции». Признавая классовый характер всех политических систем, он выдвигал идею надклассового характера государства и власти. Последние призваны урегулировать внутренние социальные противоречия, должны обеспечивать существование всех классов. При капитализме реализуется власть богатства и явно ущемляются права пролетариата. При захвате власти рабочими также происходит перераспределение имущества, разложение и смерть гражданского общества. Единственной формой государства, независимой от классов он считал конституционную монархию, где монарх занимал бы такое могущественное и недосягаемое положение, что ему были бы чужды интересы какого-то класса. Такой монарх способен осознавать общие интересы и потребности общества, выступать единым гарантом социальной стабильности.

Законотворчество должны осуществлять представительные органы, которые позволили бы узнать мнения отдельных социальных групп. Штейн отстаивал принципы законности, правопорядка, незыблемости прав граждан, равные правовые возможности для всех.

В ХХ веке данные взгляды были использованы в концепции «социальной монархии».

 

Народничество – общественно-политическая доктрина, сформулированная российской интеллигенцией во второй половине XIX века и получившая распространение в Польше, Прибалтике. Отличительными чертами этого течения были: признание капитализма упадком, регрессом; признание самобытности российской экономической системы и крестьянской общины; выделение особой роли интеллигенции в процессе преобразования российского государства; поддержка ряда принципов утопического социализма. В рамках народничества выделялось ряд течений: консервативное, либерально-революционное (пропагандистское), социально-революционное (заговорщическое), анархическое.

Консервативное направление было представлено в рамках журнала «Неделя» - П.П. Червинского, И.И. Каблица-Юзова. Для них была характерна идеализация народных «устоев», общинного начала, духовной простоты.

Либерально-революционное крыло было представлено П.Л. Лавровым, Г.З. Елисеевым, Н.К. Михайловским, В.Г. Короленко. Основную роль в преобразовании российского общества они отдавали интеллигенции, которая должна отдавать свой долг народу – просвещая и обучая его, пропагандируя идеи социального равенства и подготавливая народ к революции. Историю двигают одиноко борющиеся, критически мыслящие личности. Организационные функции должны принадлежать единой политической силе – революционной партии. Приоритетными они считали политические и экономические свободы индивидов, личную неприкосновенность, равенство в правах, социальную солидарность.

Социально-революционное или заговорщическое течение поддерживали П.Н. Ткачев, Н.А. Морозов. Преобразование общества возможно только с помощью радикальных мер – бунта, заговора, которые смогут сразу сбросить «рабство и унижения». Для этого радикальная часть интеллигенция должна организовать строго законспирированную организацию, способную захватить власть и образовать в России общинно-коммунное устройство. Революция должна осуществляться меньшинством. В отличие от анархистов они не выступали за уничтожение государства, а наоборот придавали политической власти особое значение, которая должна сформировать демократический политический режим, перераспределить собственность.

 

Национал-социализм – германская политическая идеология первой половины ХХ века, вариант фашизма, отличавшаяся принципами расизма и милитаризма. Приоритетной выступала идея создания мировой империи. Для данной цели необходим отказ от демократических методов управления, установление тотального идеологического и политического контроля, базирующегося на применение силы. Данные взгляды были реализованы НСДАП в 1933 – 1945 гг. в период существования нацистского режима в Германии.

 

Неогегельянство – антипозитивистское правовое направление ХХ века, представителями которого выступали Фрэнсис Брэдли, Робин Коллингвуд, Джосайя Ройс, Бенедетто Кроче. Свои правовые воззрения они называли «религией свободы». Свобода для них выступала высшей человеческой ценностью, основополагающим законом, которому подчинены все остальные. Государства изначально строится на принципе индивидуальной свободы, принципов нравственности и поэтому установление тоталитаризма, деспотии ни как не является оправданным и противоречащим человеческой природе.

 

Неокантианство – идеалистическое философско-политическое течение, возникшее во второй половине XIX века в Германии. Наибольшую известность приобрели немецкие школы: марбургская (Коген, П. Наторп) и фрейбургская (баденская) (Виндельбанд, Риккерт). Их идеи противопоставлялись марксизму, т.к. они были сторонниками исключительно догматического, аксиологического, нормативного познания общественных и политических процессов. Отрицая принцип исторической закономерности и причинности, они придерживались закона целеполагания – через свободные воли людей, их стремления к определенным целям. Они доказывали первичность права по отношению к другим явлениям жизни. Человеческая жизнь конструируется с помощью права, а эволюция общества и государства – есть результат правовых изменений. Социальная, политическая жизнь «подстраивается» под юридические формы. Правопонимание реализуется только через определенные идеи, которые выступают целью права и способствуют установлению справедливости.

Идеи марбургской школы были развиты в произведении немецкого юриста Рудольфа Штаммлера (1856 – 1938 гг.) «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории». Движущими силами общественно-политических процессов он называл волю, цели, реализуемых через область права – прогресс общества связывается с определенными правовыми идеалами. Общественный строй тождественен правовой системе, а естественное право всегда имеет «меняющееся содержание». Правовая и экономическая сферы – это общие явления, не существующие обособленно. Исключительно социальные конфликты и противоречия приводят к изменению права. При этом борьба классов и гражданская война всегда выступают самыми пагубными для общества.

 

Неоконсерватизм ( Лео Штраус, Дэниел Белл, Вильям Кристол, Фридрих фон Хайек ) – политическое течение, сформированное в 1960-е годы в США, стремящееся к распространению традиционных политико-правовых принципов западных государств. Неоконсерваторы сторонники сокращения государственного регулирования, расширения частного предпринимательства и экономической свободы граждан, возрождения авторитетов социальных институтов – семьи, школы, церкви и национального самосознания. Основные положения неоконсервативной программы были изложены Вильямом Кристолом и Робертом Каганом в 1996 году: провозглашение «гуманной глобальной гегемонии», пропаганда патриотизма, «единение народа и армии», «моральная ясность действий», внедрение в мире демократии, рыночной экономики, свобод граждан.

 

Неолиберализм ( Дж. Кейнс, А. Хансен, Дж. Гэлбрейт, Г. Мюрдаль) – политическое течение ХХ века, базирующееся на идее активного вмешательства государства в экономику и частнопредпринимательскую деятельность. Они выступают за расширение государственного воздействия на социальные и общественные процессы для преодоления кризисных явлений, осуществление принципа стимулирования занятости населения. Реализация данных принципов возможна только при усилении властных полномочий правительства в ущерб законодательным органам власти и парламентским процедурам. В противовес расширения статуса правящей элиты они выступали за расширение демократии и установления жесткого контроля за политиками.

В 1950-1960-е годы в рамках неолиберализма выделялись концепции постиндустриального общества (Дж. Гэлбрейт), стадий экономического роста (В. Ростоу), государства благоденствия (Г. Мюрдаль).

 

Нестяжательство – идеологическое и политическое течение в России XV – XVII вв., которое было направлено на реформирование церковной экономической, политической деятельности, её имущественных и владельческих прав. Основателем данной доктрины был старец Нил Сорский (1433 – 1508 гг.), последователи – Вассиан Патрикеев, Максим Грек. Нестяжатели сформулировали свой идеал монашеской жизни, который был связан с принципами аскетизма, скитничества, духовного самосовершенства. Они отвергали стяжательство и накопительство, особо почитая трудового человека, идеализировали скромный достаток, помощь нуждающемуся.

Радикальное направление нестяжательства было представлено в концепции Феодосия Косого, который выступал с критикой ряда духовных догматов, почти полностью отрицал обрядовую технику. Социальное освобождение человека он связывал с уничтожением церковной власти и отделением церкви от государства. В качестве идеала он выдвигал общинное социальное устройство с общей собственностью и равными статусами.

Нормативизм ( Ганс Кельзен, Альфред Фердросса, Адольф Меркль, Ш. Эйзенман, К. де Мальберт ) – ведущая правовая теория первой половины ХХ века, возникшая на базе позитивизма XIX века. Право рассматривается исключительно как объективная логическая форма, вне социальных, исторических, психологических сфер. Г.Кельзен определил его как «чистую теорию права». Нормативисты сторонники полного отказа от социальной оценки действующего права. Право – это есть особая нормативная система, с внутренними логическими связями, конструкциями и понятиями. Право может быть обусловлено только правом, а не социальными потребностями и интересами, идеологическими взглядами, экономическими факторами. В национальных правовых системах нормы образуют строгую иерархию в виде пирамиды: на вершине – нормы конституции, далее – общие нормы, низшие – индивидуальные нормы принятые судебными или административными органами по конкретным делам. Сама правовая система является замкнутой и саморегулирующейся. При этом применение права есть то же создание права. Государство не отделено от права, даже авторитарная модель будет являться правовой.

С нормативизмом связано широкое распространение идей верховенства международного права и институтов конституционного контроля.

 

Органическая теория государства – концепция происхождения государства XIX века, согласно которой государство соответствует живому организму, рождается, живет и умирает в соответствие с биологическими законами. Представителями данной теории являлись – Герберт Спенсер, Вормс, Прейс, Р. Челлен, Ф. Ратцель. Государство – есть природное явление, которое формируется параллельно с эволюцией человека и соответствует его биологической конструкции. Руководителем, мозгом государства выступает правитель, а средствами исполнения его решений – подданные. Полиция выступает в качестве иммунной системы, деньги и экономика – это кровеносная система. На государства распространяются законы естественного отбора и борьбы за существования. Выживают наиболее социально адаптированные модели, имеющие эффективные военные силы и успешную систему управления.

В настоящее время данная теория не имеет научной поддержки. С точки зрения юридических категорий государство не организм, а лицо. Эволюция социальная, политическая и биология не совпадают.

Патриархальная теория государства – возникла в эпоху древних государств. Основоположниками считаются древнегреческие мыслители Платон и Аристотель (III – II вв. дл н.э.), в XVII веке эту концепцию отстаивал Р. Филмер в работе «Патриархия, или защита естественного права королей», в XIX веке – Н.К. Михайловский, английский историк права Г. Мэн. В основе данной теории лежит идея о развитии государств из семейных начал и перенесение внутрисемейных отношений на систему государственного управления. Глава семьи приобретает права правителя, власть которого становиться естественным продолжением отцовской власти. Так обосновывались неограниченные права монарха, как отца своих подданных и всей нации.

 

Плюрализм ( от лат. множественный) – термин был впервые введен в 1712 году немецким философом Христианом Вольфом. С конца XIX века данное понятие стали применять в отношении социально-политических процессов, подразделяя его на политический, общекультурный, идеологический, экономический плюрализм. В современных политических системах плюрализм понимается как общечеловеческая ценность, эффективный механизм реформирования политического устройства, создания гражданского общества и правового государства.

 

Плюралистическая юриспруденция ( Г. Дж. Берман, С. Декер, Е. Эрлих, Ж. Гурвич, Ж. Карбонье, Ж. Бель ) – правовое течение ХХ века, направленное на модернизацию ранее существовавших правовых традиций с учетом обновления политических и экономических систем современности. Правовые системы ХХ века как правило представлены тремя уровнями: государственное право, местное право или право применения, обычное право (в концепции Е.Эрлиха это - писанное право и живое право, с точки зрения Ж. Гурвича – «социальное право», «индивидуальное право», «субординационное»). Данный подход всесторонне отражает все потребности как власти, самого общества, практических работников. Обычное право или «живое» возникает спонтанно, независимо от интересов власти посредством согласия индивидуальных воль. Внутри общества каждая отдельная социальная группа формирует собственную нормативную базу и правоприменительную практику. Правовой плюрализм позволяет изучать нормативную систему в соотношении со всеми историческими, социальными, политические, этническими особенностями нации.

Данные источники права ряд исследователей (К. фон Бенда-Бекман, Вандерлиден, С. Мур, М.И. Кулагин, Л.С. Таль) дополняют «формулярным» и «локальным» правом, конфессиональным правом, деловыми обычаями. На современном этапе в условиях установления единого вненационального пространства формируются новые правовые системы, не относящиеся к унифицированным национальным законодательствам. Плюралистический подход предполагает широкое правопонимание, различные механизмы правообразования, не отрицая государственного правотворчества. Право – это не только официально признанные правовые нормы, но и обычно-правовая действительность.

В российской юриспруденции теорию плюралистического права разрабатывал Б.А. Кистяковский (1868 – 1920 гг.). Под правом он понимал сложное многоаспектное явление, не поддающееся единообразному определению, выражающее свободу, справедливость, нравственность, долг, национальные традиции.

 

Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – одно из ведущих правовых течений XIX века, сторонники которого ограничивают задачи юриспруденции изучением только конструкций позитивного права, принятого государственной властью и действующего на данный момент. Представителями учения позитивизма являлись английский юрист Джон Остин, И. Бентам, К. Бергбом, Э. Кларк, Т. Холланд, Дж. Сальмонд, М. Амос. Они критически относятся к теории естественного права, отрицают познавательную и практическую значимость исторического подхода в изучении права, философского и социологического. Основным источником права позитивисты признают исключительно закон, без оценки его внутреннего содержания – хорош он или плох. Право есть совокупность норм, установленных политической властью и всегда носит форму императивных велений. Задача юриспруденции состоит в построении определенной системы правовых понятий, институтов, источников права, юридических обязанностей, санкций.

На рубеже XIX – XX вв. ряд положений позитивизма были пересмотрены. В её рамках возникли концепции правового самоограничения государства, полного отрицания естественного права, «чистая теория права», монистического подхода к праву.

Юридический позитивизм доминировал в русской юриспруденции конца XIX века. Ведущим представителем этого течения был Г.Ф. Шершеневич (1863 – 1912 гг.). Он отстаивал формально-догматическую трактовку права, критически высказываясь о философии права, истории и политике права. Государство всегда предшествует праву, т.к. её властные распоряжения и есть закон. Право представляет собой всегда правовую норму или правило поведения, носящую приказной, повелительный характер.

 

Постанархизм – идеологические иполитические направления, возникшие с 1960-х годов в ряде стран Западной Европы, США (Сол Ньюман, Тодд Мэй, Жиль Делез, Феликс Гваттари, Альфредо Баннано). К ним относятся антигосударственное либертарианство, феминистический анархизм, постлевый анархизм, автономистский марксизм, ситуационизм, постколониализм, инсуррекционализм.

 

Постглоссаторы или комментаторы – средневековая юридическая школа схоластов, основоположникам которой были Якобс де Раванис, Луллий, Бальд, Бартоло. Они обосновали деление на правовые принципы и частные правовые положения, продолжая работу над источниками римского права. Постглоссаторы изучали не только сами первоисточники, а толкования глоссаторов, комментируя глоссы. Предпринимали попытки систематизации глоссов, устанавливали логический порядок, выводили общие понятия, закладывая основы для философского понимания права. Постглоссаторы были сторонниками возрождения естественного права, понимая под ним вечное, разумное, данное природой. Положительное право они провозглашали производным от права естественного.

В отличие от глоссаторов их работа носила большую практическую направленность, т.к. они приспосабливали римские правовые нормы к новым социально-экономическим условиям.

 

Прагматический позитивизм (Джером Фрэнк «Право и современный разум» 1930 г.) – одна из разновидностей современного юридического позитивизма (американская и скандинавская теории «реального права»), «юриспруденция выработки и принятия решений». Юриспруденция должна заниматься выработкой не столько общетеоретических положений, сколько конкретными разъяснениями для судей и представителей юридической профессии. Юридические фикции, условные, теоретические суждения, конструкции ничто, главное – опыт, суждения, оценки юристов-практиков: «Общие пропозиции, предположения не решают конкретных случаев». Право предстоит в своей реальности в виде


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.037 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал