Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации. Одним из выдающихся представителей европейской юриспруденции второй половины XIX века был германский правовед Рудольф фон Иеринг (1818 – 1892 гг.)
Одним из выдающихся представителей европейской юриспруденции второй половины XIX века был германский правовед Рудольф фон Иеринг (1818 – 1892 гг.). Студентам рекомендуется изучить такие его работы, как «Дух римского права на различных ступенях его развития», «Цель в праве», «Борьба за право». Сложность учения Иеринга заключается в том, что оно не однородно, а подчас и противоречиво. По мнению Иеринга, основу юриспруденции должна составлять не логика, а жизненные ценности и реальные интересы людей, их социально-прагматические ценности. Иеринг уподоблял право организму, который вырастает из самого себя, эволюционируя, совершенствуя собственные качества и функции. Следует дать анализ его трактовке права, как «совместного действия людей, объединенных общими целями». Как в его учении соотносятся государственная власть и правотворчество? Кто у него выступает главным источником права? Какую характеристику он дает отдельным сторонам права? В отличие от других правовых теорий Иеринг не проводил различия между правом и законом. Более того, они выступают у него явлениями равнопорядковыми, идентичными. Противоречивость воззрений Иеринга выражается еще и в том, что сугубо «государственное» понимание им права сочеталось у него с признанием экономической свободы индивидов, их юридическим равенством и широкими политическими правами. При этом совершенное общество Иеринг рисовал государством с твердой дисциплиной, законностью, строгим и стабильный порядком. В этой связи вполне оправдан его вывод, что право имеет двусторонне–обязательную силу, как для граждан, так и для самого государства. Студентам целесообразно проанализировать взгляды Иеринга на правовое государство. Почему он считает его не жизнеспособным? В чем отрицательные черты его государственно-правового устройства? Что он считает движущей силой государственных институтов и права? Студенты должны последовательно раскрыть его концепцию борьбы как универсального принципа организации государства и права. В этой связи необходимо провести сопоставление взглядов Иеринга с исторической школой права. Либеральная концепция государства и права была представлена в учениях французского юриста А. Эсмена, немецкого государствоведа Георга Еллинека, английского юриста Альберта Дайси. Необходимо провести сопоставление их политических взглядов, особенно на проблемы формирования правового государства, конституционного законодательства и границ суверенной власти. Все они выступали сторонниками монархической буржуазной политической системы с конституционными регулятивными нормами. Государство они рассматривали с точки зрения юридического феномена, при наличии у власти публичного, повелевающего характера. В учение А. Эсмена и Г. Еллинека сформулировано понятие правового государства, которое необходимо подробнее рассмотреть на занятии. Следует выделить их позиции в отношении ограничения государственной власти правом. Как они интерпретируют понятие свободы в государстве? Теория правового государства получает дальнейшее развитие в учение А. Дайси. Студентам следует ознакомиться с его концепцией соотношения парламентского, государственного права и правами, свободами отдельных граждан. Что он понимал под термином «закон»? Что он имел в виду под «принципом господства права»? Какую характеристику он давал конституционному праву Англии и Франции? Студентам следует проанализировать причины этих социальных противоречий. Какова, по мнению Л. Гумпиловича, роль расовых различий, материальных потребностей и экономических мотивов? Каковы истоки происхождения отдельных социальных групп и классов? Логическим результатом существующей социальной борьбы у Гумпиловича выступало государство, как институт удержания власти «господствующей расы». Студентам необходимо рассмотреть этапы и особенности формирования государства в интерпретации Гумпиловича, его роль и функции, формы. Возможно ли существование общества без государства? Каковы источники возникновения государства? Как обосновывается культ государства в его учении? В тесной взаимосвязи с концепцией государства, у Гумпиловича находится и его правовое учение. Студентам следует раскрыть основные источники права. Как в его учении сочетаются нравственные и правовые постулаты? Что означает в его учении понятие права и правопорядка как «средств» государства? Какую оценку он дает правам человека? Философская концепция понимания права наиболее ярко нашла отражение в политико-правовом учении Рудольфа Штаммлера (1856 - 1938 гг.), который являлся представителем неокантианского течения Марбургской школы. Основу его взглядов составляет критика материалистической концепции истории и государства, первичности экономической сферы перед правом. Следует начать с характеристики процесса образования государства и права, данной Штаммлером. Как в его учении нашла обоснование мысль, что право является первоосновой и предпосылкой государства? В какой взаимосвязи находятся нормативные предписания и государственная власть? Как соотносятся между собой право и «социальное хозяйство»? Герберта Спенсера (1820 – 1903 гг.) считают родоначальником органической теории государства и права. Однако в отличие от Платона, Гоббса государство он уподобил организму не человека, а животных. Проведя между ними аналогию, Спенсер пришел к ряду выводов, которые студентам следует подробно охарактеризовать: общество способно к саморегулированию; преобразования государства и общества происходят медленно и эволюционно; наличие естественных прав; защита принципа индивидуализма. Особое внимание следует уделить взглядам Спенсера на возникновение и изменение форм политической власти, механизму его функционирования. В чем состоит сущность его понятия государства, как «необходимого зла»? Возможно ли существование безгосударственного общества? Студентам необходимо дать характеристику типологии обществ, представленной Г. Спенсером. Какие позитивные и негативные черты он выделяет в обществах военного и промышленного типа? Каким он видел идеальное гражданское общество? Каково было его отношение к социалистической модели государства? Одним из теоретиков юридического позитивизма второй половины XIX века был немецкий юрист К. Бергбом, опубликовавший в 1892 году монографию «Юриспруденция и философия права». Студенты должны усвоить, что Бергбом, продолжая традиции позитивизма, очень критически относился к теории естественного права и исторической школе права. Целесообразно дать анализ его взглядам на источники права. Почему он считал, что юриспруденция должна изучать реально существующее и действующее право, а не идеальное и желаемое? Политико-правовые воззрения Фридриха Вильгельма Ницше (1844-1900 гг.) нашли выражение в его работах «Воля к власти», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Происхождение морали». При всей противоречивости правовых идей, Ницше удалось объединить принципы естественно-правовой школы и теории насилия. Что он вкладывал в понятие «воли к власти»? Каковы причины, границы и характер борьбы за власть в обществе? Почему он считал, что власть бесценна, и не нуждается ни в каких целях? В основу естественного права он положил право войны и победителя, аристократически-кастовый правопорядок. Различие людей Ницше выводил из наличия у них неодинакового количества воль к власти: одни избранные – аристократы, другие – низкого происхождения, подвластные. Студентам необходимо рассмотреть предложенный им социальный порядок и сопоставить с другими теориями. Какова роль выдающихся людей – гениев? Почему равенство он называл негативным явлением? Студенты должны дать анализ предложенному Ницше понятию «права», источникам права. На чем основывается его утверждение о существовании права сильнейших и их право слабейших? В чем сущность его аристократической концепции права? Что объединяет право и преимущества, неравенство? Особое внимание следует уделить взглядам Ницше на происхождение и роль государства. На чем основана его идеализация аристократического кастового строя? Какие типы государств он выделял? На чем основаны его критические взгляды социализма?
|