Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические задания. 1. Жозеф де Местр считал, что человек не может сочинить конституцию, так же, как не может сочинить язык






1. Жозеф де Местр считал, что человек не может сочинить конституцию, так же, как не может сочинить язык. Что он считал источником конституционного законодательства? Почему он высказывался, что истинные конституции появляются исторически из народных обычаев и традиций?

Сопоставьте его взгляды на конституционное законодательство с идеями американских мыслителей.

2. «Все величие, все могущество, все подчинение возложены на него (палача): в нем воплощены ужас и нить связи между людьми. Лишите мир этой непостижимой силы – в одно мгновение порядок обратится в хаос, троны рухнут и общество исчезнет» (Ж. де Местр). Почему он считал, что свобода, равенство противоречат природе человека?

3. Жозеф де Местр писал, что «европейская монархия не может быть утверждена иначе, как посредством религии», а «универсальным монархом может быть только папа». Какую модель государства он считал наиболее эффективной? Почему он призывал вернуться к средневековым порядкам и устоям?

4. Луи де Бональд относился к теоретикам традиционализма, критически относясь к идее революции. В чем он видел преимущества традиций, опыта, преемственности? Почему он называл революцию – разложением общества?

5. Луи де Бональд рассматривал государство и религию как «две узды, необходимые для сдерживания страстей человеческих». В чем он видел преимущества религии? Почему он считал, что религия есть основа всех учреждений? В чем сущность его клерикальных воззрений?

6. В учение Луи де Бональда представлена следующая классификация права – законы, вытекающие из природы вещей, законы из частной воли, законы природы, божественные законы. Охарактеризуйте каждый из данных видов. Сопоставьте их с правовыми классификациями Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо.

Почему де Бональд отдавал предпочтение божественному закону? В чем его преимущества?

7. Дайте характеристику отдельным моделям государства, представленным в концепции Луи де Бональда. Какое правление он считал естественным, основанным на природе вещей?

Чем было обусловлено его критическое отношение к демократии?

8. Эдмунд Бёрк называл народный суверенитет «самой фальшивой, безнравственной, злонамеренной доктриной, которая когда-либо проповедовалась народу». Проанализируйте данный подход.

Почему права человека, народный суверенитет, равенство людей он считал фикциями? На чем была основана его критика Декларации прав человека и гражданина?

9. «Честный реформатор не может рассматривать свою страну как всего лишь чистый лист, на котором он может написать все, что ему заблагорассудится» (Э. Бёрк). Какова, по его мнению, роль традиций, обычаев народа в эволюции государственных и общественных структур? Допускает ли он революционные преобразования?

10. В учение И. Бентама классический либерализм приобретает иной характер. Проанализируйте отношение Бентама к идее индивидуализма, свободы человека. Что он имеет в виду под «интересами и безопасностью личности»? Почему он не разграничивает понятия свободы и своеволия, а свободу считал не менее чем проявление зла?

11. «…эти естественные, неотчуждаемые и священные права никогда не существовали…они не совместимы с сохранением какой бы то ни было конституции…граждане, требуя их, просили бы только анархии…» (Иеремия Бентам). Чем обуславливалось его критическое восприятие школы естественного права? Почему права человека он обозначал термином «чепуха»?

12. «Собственность и закон родились вместе и умрут вместе. До закона не было собственности; устраните закон, и собственность перестанет существовать» (Иеремия Бентам). Проанализируйте данное высказывание.

13. «Законодательство должно, наконец, найти непоколебимую основу в чувствах и опыте» (Иеремия Бентам). В своем учение Бентам не разграничивал понятие права и закона. Что он называл источником права? Можно ли его воззрения отнести к школе позитивного права?

14. «Природа подчинила человека власти удовольствия и страдания. Им мы обязаны всеми нашими идеями, ими обусловлены все наши суждения, все наши решения в жизни...Принцип пользы подчиняет все этим двум двигателям» (Иеремия Бентам). Раскройте сущность его теории утилитаризма. Какова роль интересов в содержании правовых норм?

Сравните его взгляды с идеями Гельвеция, Чезаре Беккариа.

15. «Но всякое наказание есть вред; всякое наказание есть само по себе зло. По принципу полезности, если только должно быть допущено наказание, оно должно быть допускаемо только в той степени, насколько оно обещает устранить какое-нибудь большее зло» (И. Бентам, «Введение в основания нравственности и законодательства»). Раскройте сущность учения Бентама об уголовных наказаниях? Какими свойствами они должны обладать?

16. Иеремия Бентам поддерживал идею разделения властей, как наиболее эффективной системы государственного управления: «…эта взаимная зависимость трех властей производит их согласие, подчиняет их постоянным правилам и дает им систематический и непрерывный ход…Если бы власти были безусловно независимы, между ними были бы постоянные столкновения». Этот подход не совпадал с классическим учением Ш. Монтескье, американских мыслителей на разделение властей. Проведите их сравнительный анализ. Почему Бентам выступал за кооперацию властей, а не за их полную независимость?

Какую модель государства Бентам считал близкой к идеальной?

17. «Ценность государства в конечном счете измеряется ценностью индивидов, которые его составляют; государство, которое... ущемляет людей для того, чтобы сделать их послушными инструментами в своих руках, даже в том случае, когда провозглашает благие намерения... вскоре обнаружит, что с маленькими людишками невозможно достичь ничего великого, а совершенствование аппарата управления, которому все приносилось в жертву, в конечном итоге ничего не дало...» (Джон Милль). Проанализируйте данное высказывание. В чем он видел преимущества свободы? Как он соотносил государственную власть и свободы граждан?

18. Проведите сопоставление сущности «утилитаризма» в учениях И. Бентама и Джона Остина. Какова была, по их мнению, роль суверена в государственных отношениях?

19. Джон Остин изучал юриспруденцию в Геттингене, Берлине у известных представителей исторической школы права Савиньи и Гуго. Однако он не признавал исторического происхождения права, отстаивая юридико-позитивистский подход к пониманию праву. Проведите соотношение данных учений.

Каково было отношение Джона Остина к естественно-правовой теории?

20. Проведите разграничение понятий этики, науки о законотворчестве и собственно науки о праве, юриспруденции в учение Джона Остина.

Наука о праве, по мнению Дж. Остина, " имеет дело с законами, или правом в собственном смысле этого слова, без рассмотрения того, плохи они или хороши". В таком понимании право — приказ власти, обращенный к управляемому, обязательный для подчиненного под угрозой применения санкции в случае невыполнения приказа. Согласны ли вы с данным подходом?

21. Бенжамен Констан называл право «ангелом-хранителем человеческого общества», «единственно возможной основой отношений между людьми». Охарактеризуйте его позицию. Почему, по его мнению, только право способно противостоять произволу? Как он соотносил понятия свободы и права?

22. «Постепенное установление равенства есть предначертанная свыше неизбежность. Этот процесс отмечен следующими основными признаками: он носит всемирный долговременный характер и с каждым днем все менее и менее зависит от воли людей…» (А. де Токвиль). Охарактеризуйте, какие преимущества в демократии видел Токвиль? Как он соотносил понятия демократия и равенство?

Почему равенство и свобода он считал разноплановыми понятиями?

23. «В позитивном состоянии, не опирающемся на божественные начала, идея права исчезает безвозвратно. Каждый имеет обязанности перед всеми, но никто не имеет прав как таковых…Иначе говоря, никто не имеет другого права, кроме права всегда исполнять свой долг» (Огюст Конт). Проанализируйте данное высказывание. Почему Конт считал право авторитарно-теологическим понятием?

Сопоставьте определения и содержание права в концепциях Дж. Остина и О. Конта.

24. «Позитивизм по существу слагается из философии и политики, которые по необходимости нераздельны, как образующие одна – основание, другая – цель единой универсальной системы, где разум и общественность находятся в тесном сочетании…» (Огюст Конт, «Общий обзор позитивизма»). Проанализируйте данный подход.

Почему О. Конт считал, что политика обязательно должна быть подчинена морали? Какова роль отдельного гражданина в политическом процессе?

25. «Во всяком нормальном состоянии человечества каждый гражданин является государственным чиновником, более или менее определенные преимущества которого обуславливают одновременно его права и обязанности» (Огюст Конт). На чем основано данное соотношение между гражданским состоянием и политической ролью индивидов в государстве? Сохраняется ли при этом, по мнению Огюста Конта, у человека свобода?

Каково отношение О. Конта к частной собственности?

26. По мнению Огюста Конта внутри государственных и общественных систем всегда борются две тенденции – разрушающая и преобразовательная: «Одним словом, короли находятся в противоречии с фактами, а народы – с принципами…». Каковы причины подобных внутренних конфликтов? Какими способами О.Конт предлагал преодолеть эти противоречия?

27. Идеальной государственно-общественной моделью Огюст Конт называл «социократию». Охарактеризуйте, что он вкладывал в это понятие? Почему он называл социократию «некой казармой, где нет частной собственности»? Сравните систему социократии с социалистической моделью.

28. Проведите соотношение между мыслителями и их произведениями

 

И. Бентам «Принципы законодательства»

Б. Констан «О демократии в Америке»

Огюст Конт «Лекции об основах политической обязанности»

Э. Бёрк «Система позитивной политики»

«Утилитаризм»

К. Галлер «Курс конституционной политики»

Т. Грин «Реставряция политической науки»

Л. Де Бональд «Старый режим и революция»

«Теория политической и религиозной

власти в гражданском обществе»

А. де Токвиль «Деонтология, или Наука о морали»

Дж. Остин «Введение в основы нравственности

и законодательства»

Дж. Милль «Размышления о французской революции»

«Лекции о юриспруденции или

философии позитивного права»

«Курс позитивной философии»

 

29. Определите, кому из мыслителей принадлежат данные цитаты

 

«Каждый закон есть нарушение свободы»

«Единственное право, которым каждый человек обладает – это право выполнять свой долг»

«Бедняки слабы умом как дети»

«Нет ничего труднее, чем учиться жить свободным»

«Наибольшее счастье для наивозможно большего числа членов общества: вот единственная цель, которую должно иметь правительство»

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал