Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образ и философия Платона Каратаева.
Образ Платона Каратаева, солдата-крестьянина и философа, один из ключевых образов романа, отразивший размышления самого писателя об основах духовной жизни русского народа. Каратаев – крестьянин, оторванный от привычной жизни и помещенный в новые для него обстоятельства (условия войны, французский плен), в которых особенно ярко проявилась его духовность. Он живет в гармонии с миром и относится с любовью ко всему, что есть в мире. Это образец «естественного» человека из народа, воплощение инстинктивной народной нравственности. Платон Каратаев показан через восприятие Пьера Безухова, в сознание которого внедряется через впечатление чего-то круглого, уютного (вся фигура Платона…была круглая, голова была совершенно кругла, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы собираясь обнять что-то, были круглые). Каратаев выглядел очень моложаво, хотя ему более 50 лет. Речь характеризовалась простотой, сбивчивостью и отсутствием в ней логики. Он умел делать все, к чему прикасался, т.к. труд – основное его состояние. Каратаев любил весь мир и всех людей. Его любовь была всеобщей, неизбирательной, поэтому друзей в обычном понимании у него не было. Он считал, что сама по себе его жизнь не имеет смысла, как отдельная часть чего-то целого. Крестьянская жизнь для него особенно привлекательна, т.к. с ней связаны самые приятные воспоминания. Каратаев умер так же естественно, как и жил, предчувствуя великое торжество смерти. Своей жизнью и смертью Платон Каратаев явил путь праведника, жившего для себя и других, именно он сумел вывести из духовного кризиса Безухова. 8.Нравственные искания героев романа: Жизнь человека – тернистый путь к нравственным истинам. Нравственные искания свойственны только дворянству, т.к. крестьяне идут по нему интуитивно. Цель нравственных исканий героев Толстого – счастье. Способность к духовной эволюции – характерная черта любимых героев Толстого, близких ему духовно: Андрея Болконского и Пьера Безухова. Искания каждого имеют неповторимый рисунок, но общей чертой является то, что в течение жизни героям приходится переоценивать убеждения. Путь героев романа – это путь сомнений, смена противоположных циклов: вера и разочарование. Поиски счастья – это и попытка обрести свободу. · Андрей Болконский Князь Андрей – высокоинтеллектуальный герой. Отметим основные этапы духовного пути Болконского: - культ личности Наполеона, мечты о славе на фоне разочарования в светской жизни. - ранение под Аустерлицем, встреча с Наполеоном. Осознание ничтожности человеческой жизни при виде огромного синего неба. - возвращение в Лысые горы, рождение сына и смерть жены. Возникшее желание жить для семьи. - встреча с Пьером, спор о необходимости жизни без болезни и угрызений совести. - встреча с Натальей Ростовой, желание жить и любить (дуб и его преображение). - участие в государственных преобразованиях, деятельность Сперанского и разочарование. Решение жениться на Ростовой. - разрыв с Наташей Ростовой, злоба на Курагина. Попытка забыться на военном поприще. - 1812 г. Андрей переходит в действующую армию, чем навсегда разрывает отношения со светом. - Ранение в Бородинской битве. Встреча с Анатолем Курагиным и внезапное духовное прозрение Болконского: жизнь есть сострадание и любовь к братьям и ненавидящим нас. · Пьер Безухов Пьер гораздо более близок автору, нежели Андрей. Открывшаяся истина становится основой жизни незаконнорожденного сына князя Безухова. - Культ личности Наполеона. Пьер изучает светское общество (салон Шерер и пьянка у Курагина). - женитьба на Элен Курагиной. Дуэль с Долоховым, на которой он ранит противника. - вступление в масонскую ложу. Поездка в южные имения с целью облегчения жизни крестьян. - влюбленность в Наталью Ростову. - участие в Отечественной войне (пребывание во время Бородинской битвы в батарее Раевского) – ощущение своей беспомощности и некчемности. - неправедный суд маршала Даву, расстрел невинных. Встреча с Платоном Каратаевым в плену. - брак с Наташей Ростовой.
|