Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






М. А. Булгаков






«МАСТЕР И МАРГАРИТА»

 

1.Проблематика и художественное своеобразие романа.

2.Особенности сюжетопостроения

3. Композиция романа

4.Образная система романа.

1. Проблематика и художественное своеобразие романа

Вершинное произведение писателя создавалось в течение одиннадцати лет, и на протяжении этого времени замысел неоднократно менялся. Первый вариант – сатирический «роман о дьяволе» был уничтожен автором в 1930 г. В 1932 состоялась cвадьба Булгакова и Елены Сергеевны Шиловской. История их отношений послужила основой для создания центральной сюжетной линии. В романе появилась Маргарита, а затем и мастер, ставший главным героем. Работа продолжалась, хотя название роман получил только в 1937 г. В следующем году большая часть текста была закончена, в 1939-м написан эпилог. Поправки вносились автором до конца жизни.

Публикация романа в сокращенном виде была осуществлена в 1960-х годах (1966—в журнале «Москва, 1967 —отдельное издание). Полная редакция произведения напечатана в 1973 г.

Замысел автора был поистине эпопейным. Многослойная жанровая структура произведения предоставляла возможность показать российскую послереволюционную действительность на фоне истории человечества, в соотношении с вечными гуманистическими ценностями. В обрамлении сатирического романа о современности развивается роман историко-мифологический, написанный одним из героев первого. Два этих не связанных между собой сюжета объединяет фигура героя авантюрно-фантастического повествования, которое поначалу было самостоятельным «романом о дьяволе». Благодаря этому, все три жанровых слоя воспринимаются как различные проявления единых законов мироздания. Между ними выстраивается цепь аналогий, позволяющих рельефнее высветить смысл явлений прошлого и настоящего, особенности характеров персонажей и авторскую позицию.

Проблематика романа, включающая социально-исторические, этические, философские, эстетические вопросы, имеет широкий реминисцентньй фон. В романе звучат отголоски произведений Гёте («Фауст»), Н. В. Гоголя («Записки сумасшедшего», «Мертвые души»), Э.Т.А. Гофмана («Житейские воззрения Кота Мурра»), Ф.М. Достоевского («Идиот»), А. Дюма («Королева Марго»). Важнейшим источником является христианская литература, евангельская образность. Основную идейную нагрузку несут центральные герои романа, в судьбах которых воплощается разработка таких проблем, как соотношение добра и зла, временного и вечного, нравственности и воли, идеала и его земного отражения (Иешуа, Воланд, Пилат, Иуда), истинного и ложного творчества, личности и общества, человека и истории (мастер, Бездомный).

Конфликт романа имеет нравственную основу. Проявления вечной борьбы добра и зла предстают у Булгакова как конкретные, зависящие от внешних условий и внутренней позиции события. Кульминационными в развитии сюжета становятся моменты нрав­ственного выбора, который совершает человек на краю гибели (сумасшествие мастера — гл. 13, казнь Иешуа гл. 16, «страстная пятница» мастера —гл. 30). Эти события сопровождаются симво­лической картиной борьбы света с ночным мраком: Мастер, пытаясь победить «осеннюю тьму», сжигает свое произведение; «брызги» молний освещают «черное небо» Ершалаима и бушуют над Моск­вой. Развязкой столкновения полярных сил не становится победа одной из них. Зло творит «великий бал» на земле не по воле нечистой силы, а из-за слабостей и пороков людей. Дьявол, воздавая злом за содеянное, только восстанавливает справедливость, «вечно совер­шая благо» (эпиграф к роману из «Фауста» И.В. Гёте). Но зло, как и добро, не исчезает: живы герои, «две тысячи лет» длится раскаяние прокуратора. Исходом борьбы должна явиться гармония, и окон­чанием истории, «выдуманной» мастером, становится соединение противоположностей, встреча на «лунной дороге». Именно «так будет правильно», как подытоживает Воланд, утверждая, что «на этом построен мир».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал