Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ф. М. Достоевский






РОМАН «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

1. Идеологическое многоголосие – основа полифонического романа.

2. История создания романа «Преступление и наказание».

3. Теория сильной личности Родиона Раскольникова и ее испытание.

4. Система двойников в романе.

5. Наказание или спасение – трактовка финала.

 

1. Достоевский считается отцом идеологического романа. Основу конфликтов данного жанра составляет столкновение идей. Жанр имеет глубокие исторические корни, восходящие к античному сократическому диалогу. Но революция, совершенная писателем, определяется тем, что если ранее столкновение идей носило отвлеченный характер (философские измышления в беллетристической форме), то Достоевский впервые рассматривает ИДЕЮ как художественный образ, который способен сам по себе овладеть человеком и подчинить его. Человек и идея для писателя становятся неразделимы, едины. Причем именно идея определяет характер и поступки человека, становится двигателем романического сюжета.

В классическом идеологическом романе, как правило, есть несколько идеологов и, следовательно, несколько идей. Создается идеологическое многоголосие – основа полифонического романа.

Достоевский не опошляет ни одну из представленных идей. Все они равны и имеют право на существование. У каждого человека - своя правда. Каждый воспринимает свою позицию как истинно верную. Решить, какая из представленных идей соответствует порядку вещей, может только сама жизнь.

Достоевский предупреждал, что идея не безобидна, что она может материализоваться и сокрушать города, быть источником кровопролития. Поэтому, по мысли писателя, человек должен чувствовать постоянную ответственность за те идеи, которые запускает в жизнь.

2. Роман «Преступление и наказание» был первым среди идеологических романов Достоевского (1866 год). Роман писался, когда реформы Александра II набрали полную силу. Кроме положительных, имелись и отрицательные стороны политического устройства: стремительный рост сети питейных заведений определил увеличение числа алкоголиков, в стране стремительно растет проституция и преступность, началось брожение умов (появление идей о правильном миропорядке). Была опубликована книга Наполеона III «Жизнь Юлия Цезаря», в которой высказывалась защита режима бонапартизма и тезис о праве нарушать нормы закона и морали для великих людей во имя великих свершений.

В 1884 году Достоевский задумал роман «Пьяненькие», но отказался от работы. Он пишет коротенькую повесть, основу которой составляет исповедь реального преступника – убийцы. Повествование идет от 1-го лица. Замысел при этом постоянно увеличивается, появляются все новые и новые герои. Уяснив, что Фома повести не подходит для полного выражения идеи, Достоевский сжигает написанное и вновь возвращается к роману как единственно возможной форме. В качестве рассказчика Достоевский определяет не главного героя, а автора.

Т.Манн назвал роман «величайшим уголовным романом», но это не детектив, а философско-психологическое произведение. Особую роль здесь играет преступник. Он необычен. Раскольников честный, отзывчивый, сострадающий человек, наделенный философским складом ума. Мысль (идея) увлекает его на путь преступления и держит в течение определенного периода времени.

 

3. ТЕОРИЯ СИЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ

Теория формируется в голове юноши, зажатого в тесноте крохотной коморки, вдали от мира. Раскольников – недоучившийся юрист. Он знает историю человеческого общества и историю права, следовательно, ориентируется в своих суждениях на личности известных реформаторов (Наполеон, Цезарь и др.) Он задумывается о движущих силах прогресса. По мнению Родиона, историей всегда движет личность, которая рождается раз в сотни лет. Она может изменить мир, принести лучшее будущее. Но вот тут встает проблема: чтобы привнести новое, надо уничтожить старое, а это значит, надо нарушить устоявшийся закон. У современников это поведение вызывает неудовольствие, но потомки таких реформаторов возводят на пьедестал почета.

Раскольников определяет, что истинный гений просто обязан перед грядущими поколениями быть готовым на преступление и в нужный момент совершить его даже ценой жизни миллионов людей. Любая кровь будет оправдана историей, иначе прогресс невозможен.

На этом этапе появляется морально-этический характер учения: общество неоднородно. Оно состоит из материала, и его большинство, и гениев, которые имеют право пренебрегать интересами и жизнью большинства во имя всеобщего счастья. Раскольников не считает материал людьми, т.к. все они одинаковы и способны самовоспроизводиться, а гении рождаются редко. Гении не должны подчиняться большинству и закону, так как сами есть закон.

Подобный вывод ставит Раскольникова перед дилеммой: вошь я, как и все, или право имею? Чтобы проверить себя, Раскольников решает совершить преступление. По мнению героя, оно окажется одним из миллиона, совершаемых в современном ему мире.

Мысль об убийстве оформилась после подслушанного разговора студента и офицера о допустимости убийства Алены Ивановны (процентщицы) во имя всеобщего блага. Студент арифметически доказывал выгоду этого преступления: одна смерть против жизней тысячи человек. Но сам студент никогда не сможет совершить убийство, значит справедливость не наступит. Достоевский считал, что математический прогноз, положенный в основу любой теории, доказывает лишь ее несостоятельность, т.к. жизнь не укладывается в арифметические рамки.

Убийство совершено. Раскольников считал, что ему, доброму и сострадательному, удастся одержать верх над принципами добра и зла, отрешиться от морали. Но жизнь все ставит на свои места. Раскольников хотел возвыситься над миром, человечеством, но получил только одиночество и страшнейшие муки совести.

Испытание теории начинается с того, что Раскольников внутренне отделяет себя от близких ему людей, но таких далеких нравственно. Ему тягостно от того, что его жалеют и считают страдальцем.

Жизнь шутит над ним. Вместо убийства старухи, Раскольников совершает двойное преступление – случайно убивает юродивую, притом беременную, сестру процентщицы – Лизавету.

Истинное же страдание Раскольников испытывает от того, что убедился в собственной ничтожности. Он НЕ ГЕНИЙ.

 

4. Жизнь сводит Раскольникова с людьми, которые воплощают тот же комплекс проблем. Это П.П. Лужин и А.И. Свидригайлов.

Лужин, это теоретик с прогрессивными взглядами. Его не устраивает христианская мораль. Если раньше надо было возлюбить ближнего своего, то ныне, - считает он, - надо заботиться о себе. Надо преумножать количество своих материальных благ, может быть, тогда что-нибудь достанется ближнему.

Теория Раскольникова и Лужина сходны. Идея Лужина тоже математически выверена и свидетельствует о прогрессе. Кровь здесь возможна по неосторожности. Это примитивное копирование теории сильной личности.

Свидригайлов достиг того, к чему беззаветно стремился Раскольников. Он смог встать и жить по ту сторону добра. Он страшен тем, что для него одинаково безразличны моральные и высокогуманные поступки. Свидригайлов растлевает девочку, которая из-за него совершила самоубийство. Он же обеспечивает безбедное существование сиротам Мармеладова. Оказавшись вне людей, Свидригайлов утратил смысл и вкус жизни. Он говорит, что вечность – это маленькая комната, закопченная, а по углам – пауки сидя. От скуки он то собирается жениться, то уехать за границу, то полетать на воздушном шаре. В итоге совершает самоубийство.

Судьба Свидригайлова – показатель того, что человек – существо нравственное, иначе – это не человек. Именно гибель Свидригайлова подтолкнула Раскольникова к признанию.

К двойникам можно отнести и еще одну героиню романа – Соню Мармеладову.

Это блудница, которая спасает убийцу от дальнейшего грехопадения, наставляет его на путь прощения и воскрешения. Идеология Сони противоположна теории Раскольникова. Он убивает другого человека ради себя самого. Она же принимает порок ради других людей (семья Мармеладовых). Он проповедует топором, она – крестом и Евангелием.

Соня читает Раскольникову притчу о воскрешении Лазаря, которая в проекции на события романа трактуется как притча о воскрешении человека, который сам в себе убивает человека.

Раскольников стал преступником еще на уровне теоретизирования. Он набрал много фактов в пользу своей теории (но есть и исключения, которые он не принял в расчет – Христос, который добровольно принял смерть, хотя страшился и мог избежать ее).

Именно Христос как воплощение высшей справедливости, поступок которого не логичен, с точки зрения математики, побеждает смерть и теорию сильной личности.

Главный смысл романа состоит в том, что возрождение Раскольникова происходит на каторге, где собраны истинные преступники. В С.-Петербурге он видел в людях преступников, здесь же начал видеть людей в преступниках.

Особую роль в романе играют сны главного героя:

· О лошаденке (перед убийством);

· Призрак Алены Ивановны (после убийства);

· О трихинах, микроскопических существах, наделенных волей, под воздействием которых человек сходил с ума и начинал считать себя гением.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал