![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диагностика Образности - Вербальности.
1. Методика дихотического просматривания разных изображений левым и правым глазом через линзовый стереоскоп. Существует несколько вариантов восприятия: а) только левый слайд - правостороннее зрение (правополушарный контроль); б) только правый слайд - левостороннее (левополушарный контроль); в) два слайда одновременно - нет четкого разделения полушарий; г) чередование левого и правого слайда - полушарные контроли равнозначны. Условия опыта: 1) поднести стереоскоп к закрытым глазам, открыть глаза по сигналу; 2) смотреть строго перед собой; 3) время рассматривания - 2-3 с; 4) однократное предъявление вербальных слайдов. 2. Струпптест - содержит три карты: 2 карты - контрольные, 1 - интерференционная (смешанная). Первая карта: 100 слов, обозначающие названия цвета - регистрируется время чтения слов (Тверб.); Вторая карта: крестики разного цвета - регистрируется время называния всех цветов (Тцв.); Индекс О - В = Тцв. - Тверб. Тверб. Третья карта: слова с названиями цвета написаны несовпадающим со смыслом цветом, эта карта используется при выявлении интерферируемости (см. следующий параметр).
5) по степени интерферируемости: серийность – целостность. Явление интерференции возникает при взаимодействии двух или более процессов, в результате которого нарушается протекание как минимум одного из них. Перцептивная (фоновая) интерференция - это снижение точности и скорости обработки значимой информации под влиянием незначимой информации. В третьей карте Струпптеста нужно назвать цвет, которым написано слово, не обращая внимания на смысл слова (при этом регистрируется Тцв./верб.). Индекс интерферируемости = Тцв./верб. - Тцв. Тцв.
По значению индекса интерферируемости выделяют: - высокоинтерферируемых (ВИ) - большее значение индекса; - низкоинтерферируемых (НИ) - меньшее значение индекса. Индивидуальные различия в степени интерферируемости характеризуют трудности: - в выделении фигуры и фона; - в дифференцировании частей и целого; - в переключаемости внимания; - в адаптации. Отсюда, ВИ - характеризуются невысокой скоростью чтения и печатания на машинке, медленной активизацией, чувствительностью к помехам, более продуктивным непроизвольным запоминанием и менее продуктивным произвольным. НИ менее подавлены доминированием фона, они способны переключаться на детали в ущерб целостности, легко переключаемы во внимании, обладают более продуктивным произвольным запоминанием. Степень интерферируемости также коррелирует с тревожностью, объемом памяти, ПЗ-ПНЗ; низкий уровень интерферируемости отрицательно коррелирует с успешностью обучения, уровнем интеллекта и потребностью в успехе. Выявлено также, что наибольшей продуктивностью интеллектуальной деятельности обладают люди со средней интерферируемостью, т.к. это свидетельствует об уравновешенности внимания.
6) по способу познавательного контроля: гибкость – ригидность. Параметр «гибкость – ригидность» диагностирует способность к переключению и быстроту изменения способа действия при изменении ситуации (при Риг - затруднения в переходе к другому способу действия из-за сохранения эффекта деятельности в предыдущей ситуации). Выраженность эффекта интерференции (замедление ответов в третьей карте Струпптеста) свидетельствует о выраженности непроизвольного контроля внимания (Риг). Гиб-Риг также зависит от степени интегрированности в структуре индивидуального опыта двух типов кодов: знаково-словесного и чувственно-цветового (понятийный всегда довлеет над цветовым). Соотношение Тверб.-Тцв. (т.е. уровень вербальной доминантности) является индикатором способности к словесно-образному переводу: меньшее значение свидетельствует о координированности языков в переработке информации. Составляя описание события, гибкие описывают конкретные факты и реальные обстоятельства; ригидные дают, в первую очередь, субъективное описание, пропуская ситуацию через лично-значимую оценку. Таким образом, различия Гиб-Риг относятся к распределению и переключению внимания, к сформированности механизма контроля переработки информации. Кроме того, через сбалансированность словесно-речевой и чувственно-сенсорной модальностей происходит влияние на особенности организации индивидуальных ментальных образов.
|