Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Опреации при транспортировке грузов в смешанных сообщениях: прием грузов к перевозке, передача с одного вида транспорта на другой, выдача грузов.
Из совокупности этих сроков и будет слагаться общий срок доставки какой-либо отправки в прямом смешанном желез-нодорожно-водном сообщении. Указанные расстояния определяются по тарифным руководствам, действующим на соответствующих видах транспорта. Помимо расстояния перевозки необходимо по отраслевым правилам установить суточную норму пробега груза на каждом участке пути, а также дополнительное время в пути (накопление груза, прохождение гидроузлов, каналов и т.п.). При этом сроки доставки по внутренним водным путям увеличиваются на перевалку грузов с железнодорожного на внутренний водный транспорт и обратно: — при перевалке грузов, перевозимых мелкими отправками, на двое суток; — при перевалке остальных грузов — на количество суток, необходимое для перевалки грузов по суточным нормам перевалки и погрузки грузов на суда или выгрузки грузов из судов по судо-часовым нормам их загрузки-разгрузки. Оплата провозных платежей и сборов за перевозку и перевалку грузов, следующих в прямом смешанном железнодо-рожно-водном сообщении осуществляется: на станции отправления — с грузоотправителя за протяжение железнодорожного пути всех дорог, участвующих в перевозке, и в портах перевалки или назначения — с грузоотправителя или грузополучателя на протяжении всего водного пути морских и речных пароходств. Плата за перевозки грузов, следующих в прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении, взимается: — в речных портах (на пристанях) отправления с грузоотправителя за протяжение пути всех речных пароходств, участвующих в перевозке, и в пункте перевалки или назначения с грузоотправителей или грузополучателей на всем протяжении железнодорожного пути и пути морских пароходств; — в морских портах отправления с грузоотправителя за протяжение пути всех морских пароходств, участвующих в перевозке, и в пункте перевалки или назначения с грузоотправителей или грузополучателей на всем протяжении железнодорожного пути и пути речных пароходств. Порядок и сроки расчетов с грузоотправителями и грузополучателями в пунктах перевалки устанавливаются договорами между ними и перевозчиками. Согласно Правилам перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении провозные платежи и сборы, не взысканные железнодорожными станциями или лортами в пунктах отправления, взыскиваются с грузополучателя в пункте назначения груза на основании завери-тельных штемпелей, проставленных на транспортных документах (накладной, дорожной ведомости и ее копиям) станцией или портом перевалки. Статья 81 ТУЖД предусматривает участие экспедиторов в платежах за перевозки грузов в прямых смешанных сообщениях. Это условие открывает возможность для возложения на экспедитора обязанности оператора перевозки груза во внутреннем смешанном сообщении. При этом экспедитор может полностью освободить грузоотправителя и грузополучателя от забот по организации отправки, получения и перевалки груза путем выдачи грузоотправителю экспедиторской транспортной накладной на бланке ФИАТА-FCT (свидетельство экспедитора об организации перевозки). Сам экспедитор при этом заполняет транспортную накладную прямого смешанного сообщения, указывая себя грузоотправителем, своего агента в порту или на станции назначения — в качестве грузополучателя и, поручая своему агенту в порту перевалки контроль за перегрузкой и производство расчетов по провозной плате. Интермодальные перевозки грузов. Уже в прошлом столетии во многих странах появилось предоставление транспортной услуги по организации перевозки товара с полным освобождением его владельца от заботы по его доставке к покупателю или к месту потребления. Только в 70-х гг нашего столетия эта услуга получила свое окончательное правовое обеспечение в форме операторства интермодальной перевозки. Оператором смешанной перевозки (ОСП) считается любое лицо, заключившее договор смешанной перевозки и принявшее на себя ответственность за осуществление указанного договора в качестве перевозчика. В настоящее время операторами смешанных перевозок выступают, с одной стороны, владельцы, арендаторы, менеджеры средств транспорта или экспедиторы, с другой. Современный перевозчик может быть одновременно и оператором смешанной перевозки. Экспедитор, являясь оператором, может быть одновременно и перевозчиком, если использует в ходе перевозки в смешанном сообщении собственный автотранспорт или зафрахтованное судно для доставки товара на одном из его участков. И оператор, и обычный экспедитор организуют перевозку груза в смешанном сообщении, но первый ее оформляет собственным транспортным документом, а второй вручает грузоотправителю транспортный документ фактического перевозчика. Соответственно, в отраслевых Правилах перевозок грузов содержится условие, которое предусматривает перевозку груза в адрес представителя экспедитора, находящегося в пункте перевалки с отметкой в накладной: «Для последующей перевозки водным (морским, речным) транспортом» или «Для последующей отправки по железной дороге». Из пункта перевалки груз перевозится по новому документу (коносаменту, накладной) для последующей сдачи груза на соответствующий вид транспорта или для возможного хранения по договору хранения с использованием льготного тарифа для грузов прямого смешанного сообщения. Биография каждой экспедиторской фирмы состоит из этапов освоения ею операций по формированию сборных отправок (судовых, маршрутных, повагонных, поавтомобиль-ных, самолетных, поконтейнерных) и организации на их основе логистических и технологических схем перевозок грузов в смешанных сообщениях. Правила ЮНКТАД/МТП — 95 (в дальнейшем «Правила») принимаются сегодня за основу национального законодательства о перевозках грузов в смешанных сообщениях. Правила определяют договор смешанной перевозки как договор на перевозку груза, по крайней мере, двумя различными видами транспорта, а лицо, заключившее такой договор и принявшее на себя ответственность за его осуществление, называют оператором смешанных перевозок (ОСП) — Multimodal transport operator (MTO). Таким оператором при перевозке по коносаменту ФБЛ (Negotiable FIATA Multimodal Transport Bill of Lading — см. приложение №39), накладной ФВБ (Non-Negotiable FIATA Multimodal Transport Waybill — см. приложение №40) является экспедитор, а по коносаменту «Мультидок— 95» (см. приложение №41) — перевозчик (carrier), если он является ОСП. Оба документа соответствуют требованиям ст. 30 «Единые обычаи и практика применения документарных аккредитивов МТП 1994». на основе которых осуществляются международные расчеты за поставленные экспортные и импортные товары. Под понятием «груза» Правила понимают любую собственность (any property), включая контейнеры, поддоны (pallets) или подобные им (similar) устройства для транспортировки или объединения мелкопартионных грузов в унифицированную отправку (articles of transport or packaging), не предоставляемые (not supplied) ОСП. (Как правило, судовладельцы и железнодорожники имеют собственные контейнеры). Ответственность оператора за груз охватывает (covers) период с (from) момента принятия ОСП груза в свое ведение (in his charge) до момента выдачи груза (to the time of the delivery). Согласно ст. 5 Правил ответственность оператора (ОСП) за утрату и повреждение груза и за задержку в доставке адекватна ответственности «перевозчика». Груз считается утраченным, если не был доставлен в течение 90 календарных дней после согласования или «разумного» (reasonable) срока доставки. Правила ограничивают ответственность оператора (если характер и стоимость груза не были объявлены грузоотправителем и не были включены в коносамент) за любую утрату или повреждение груза в размере, эквивалентном 666, 67 СПЗ (специальных правил заимствования) или около 960 долларов США за место или единицу груза, или 2 СПЗ — около 2, 8 долларов за 1 кг веса брутто утраченного или поврежденного груза в зависимости от того, какая из этих величин большая. Контейнер, поддон и др. считаются местом или единицей груза, если в коносаменте не было перечислено число мест уложенных в него или на него грузов. Если смешанная перевозка не включает перевозку груза морем или внутренним водным транспортом, то этот предел увеличивается до 8, 33 СПЗ — около 12 долларов США за 1 кг веса брутто утерянного или поврежденного груза. Однако, если для какого-то конкретного участка перевозки будет составлен отдельный договор перевозки, то ограничение ответственности при перевозке на этом участке определяется или нормами применяемой международной конвенции или нормой национального права (например, КТМ или отраслевого устава). Конечно, ни о каких привилегиях в отношении ограничений ответственности не может идти речь, если будет доказано, что утрата, повреждение или задержка в доставке груза произошли в результате личного действия или упущения оператора. Уведомление оператора об утрате или повреждении груза надлежит делать в момент передачи груза получателю, а в случае их неочевидного характера — в течение шести последующих календарных дней. Срок давности (time bat) предъявления исков определен 9 месяцами. Необходимо учитывать, что ответственность за ущерб, связанный с задержкой в доставке груза, оценивается в документах по-разному. Согласно «Положения» и «Мультидок-95» она ограничивается эквивалентом фрахта, а согласно «ФБЛ» — двойным фрахтом (twice the freight — ст. 8.7). Кроме того, такая ответственность возникает только в том случае, когда грузоотправитель сделал заявление о заинтересованности в своевременной доставке, которое оператором было принято (ст. 6.2 условий к/с «ФБЛ», раздел III к/с «Мультидок»). Обе проформы не содержат никаких ограничений по выбору маршрутов смешанного сообщения, относя это к прерогативе оператора. Срок перевозки определяется как время, которое требуется (to be reasonable) от добросовестного (а diligent) оператора для доставки груза. Принципы ценообразования в линейном судоходстве распространяются на интермодальные перевозки грузов. Комплексное развитие материально-технической базы, ритмичное движение транспорта, централизованное обеспечение средствами связи и информации, единый коммерческо-правовой режим на направлении смешанных перевозок, унификация и упрощение грузовой документации, глобальное применение контейнеризации и пакетизации грузов снижает себестоимость перевозок в режиме смешанных сообщений. Это создает базу для снижения тарифов на перевозку грузов по варианту «от двери до двери» с участием нескольких видов транспорта. История развития перевозок грузов в смешанных сообщениях отражает умелое использование операторами конъюнктурных факторов при ценообразовании на комплексные услуги. При этом используются факторы межотраслевой конкуренции (например, в бывшем СССР за речное расстояние принималось соответствующее более короткое железнодорожное расстояние между портами отправления и назначения в качестве стимула переключения грузов на более дешевый речной транспорт), межрегиональной конкуренции (например, между океанским «Европа-д.Восток» и железнодорожно-мор-ским «ТСКС»), противоречий между монополистическими интересами фрахтовых конференций и железнодорожных объединении (например, «Интерконтейнер» и др.), авиакомпаний. На ряде межотраслевых линий, например, официально еще действующих из России на порты Болгарии и Кубы, применялись в прошлом льготные, пониженные тарифы по сравнению с суммарными тарифами на контейнерные перевозки и перевалки. В настоящее время в России осуществляются мероприятия, направленные на стабилизацию транспортных тарифов, в том числе и на перевозки грузов в смешанных сообщениях. Создан «Координационный Совет перевозок грузов по ТСКС», которым были установлены в 1998 г. единые тарифные ставки железнодорожно-морского сообщения через порт Восточный между погранстанциями Белоруссии и Финляндии, портами Санкт-Петербург и Выборг и портами Японии, Южной Кореи, стран ЮВА. Тарифная политика железных дорог государств-участников содружества независимых государств на перевозки грузов в международном сообщении» (принимаемая ежегодно) предусматривает дифференциацию ставок для грузов прямого железнодорожного сообщения и для грузов, следующих в таком сообщении в морские порты для перевалки на морской транспорт. Осуществляемая в рамках Европейского сообщества интеграция национальных транспортных систем в Единую Ев-роазиатскую сеть (10 транспортных коридоров) предусматривает по существу создание единой сети мультимодальных перевозок, включающую в себя 18 тыс. км автомагистралей, 20, 3 тыс. модернизированных скоростных железных дорог, 38 аэропортов. 13 морских и 49 речных портов с дальнейшим включением в эту сеть Нижнего Новгорода, Астрахани и соединения ее с ТСКС (общий объем капиталовложений, рассчитанных до 2015 года, оценивается в 450-500 млрд.экю). Обращается внимание на роль государства в развитии смешанного сообщения: издание специального законодательства, определяющего статус оператора смешанной перевозки груза в качестве перевозчика; разработка мероприятий по упрощению и гармонизированию таможенных процедур и международных расчетов; совершенствование транспортной инфраструктуры и оборудования связи и телекоммуникаций и др. Создание единой международной транспортной системы смешанного сообщения естественно будет сопровождаться и разработкой единых тарифов на такие перевозки. Российские экспортеры и импортеры никогда не участвовали в передаче грузов между российскими и иностранными железными дорогами. В довоенные и в первые два послевоенные десятилетия в СССР была создана государственная система перевозок экспортных и импортных грузов в смешанных сообщениях. Так, в 30-х гг. была организована и успешно функционировала система автомобильно-железнодорожных перевозок грузов советско-монгольского товарооборота (В/О «Совмонголторп»); В/К «Автовнештранс», в качестве оператора, обеспечивала автомобильно-речные (Амур-Дарья)/же-лезнодорожные перевозки грузов в Западную Монголию, Сицзян (Зап.Китай) и в Афганистан. На межведомственных уровнях были созданы государственные системы приема и сдачи экспортных и транзитных грузов на железнодорожных станциях и в морских портах СССР, установлен единый порядок перевалки и транспортно-экспедиторской обработки грузов, приняты положения о взаимоотношениях между внешнеторговыми объединениями и организациями транспортных ведомств. На основании анализа и изучения перечисленных технологий и формируются на Западе современные концепции интермодальных перевозок. Задумаемся над ролью внешнеторгового объединения в структуре организации советской внешней торговли. Объединение, размещая заказ на изготовление промышленным предприятием экспортного товара, выдавало поставщику заказ-наряд, в котором содержалась не только полная атрибу-тика товара как предмета торгового контракта, но и даже указывалась, например, толщина доски тарного ящика упаковки, а также полная заграничная маркировка. По отгрузке товара в порт объединением оплачивалась предприятию экспортная отпускная цена товара. Товар следовал в морской порт с указанием объединения в железнодорожной накладной в качестве распорядителя товара. С этого момента в структуре объединения начинал действовать «оператор международной перевозки груза в смешанном сообщении» — его транспортная контора. На основании данных накладной ею выдавался ордер В/О «Совфрахт» на фрахтование морского тоннажа (советского или иностранного по усмотрению В/О «Совфрахт»), направлялось указание конторе В/О «Союзвнештранс» в порту на выдачу поручения порту на погрузку груза в судно, пода' ваемому в порт согласно единому месячному графику МВТ/ ММФ, для доставки заграничному получателю. В поручении содержались в том числе и реквизиты будущего коносамента. По его подписанию и представлению в банк (в т.ч. и по поручению объединения портовой конторой В/О «Союзвнештранс») объединение (в современной функции «оператора общего распределения» — «provider») получало по аккредитиву от иностранного заказчика выручку за товар. Всесоюзные объединения «Союзвнештранс», «Техвнеш-транс» и «Союзтранзит» на правах монопольных экспедиторов согласовывали завоз грузов в порт и на погранстан-ции с транспортными ведомствами, составляли с представителями пароходств сводные графики подачи морского и речного тоннажа на перевозку внешнеторговых грузов в экспорте и в импорте, перевалки транзита в портах. В/О «Союзтранзит» выполняло совместно с иностранным экспедитором функцию оператора, принимая на себя ответственность за исполнение интермодальной перевозки груза, следовавшего транзитом через территорию СССР. Поскольку правовой статус «оператора СП» еще не был полностью определен (первая перевозка по ТСКС была произведена в 1967 г., а «Правила МТП №298» были приняты только в 1973 г.), иностранные экспедиторы называли себя «общественным перевозчиком, не владеющим тоннажем» (Non-Vessel Owner-Common-Carrier — NVOCC). Деятельность NVOCC в те годы нанесла серьезный удар по монопольной деятельности судоходных конференций, разрушила систему прямых договоров грузовладельцев с конференциями о перевозках грузов конференциальным тоннажем. Практика сервиса NVOCC, проверенная на перевозках транзита в Японию, Иран, Афганистан через территорию СССР, получила огромную поддержку клиентуры, поскольку избавляла ее от фрахтования и планирования подачи тоннажа, от проблем, возникающих при перевалках, и обеспечивала доставку груза по варианту «от двери отправителя до двери получателя». В настоящее время роль «транспортной конторы объединения» выполняет, как правило, экспедиторская фирма — Юридическое лицо, получившее от Российской Ассоциации Международных Экспедиторов (РАМЭ) право на использование в своей операторской практике экспедиторских транспортных документов. Если исключить относительно близкие внешнеторговые перевозки, выполняемые одним (как правило, автомобильным) видом транспорта, то основная часть внешнеторговых перевозок может быть отнесена к смешанным. Практически весь объем российских внешнеторговых грузов доставляется получателям с перевалкой с железнодорожного транспорта на морской в портах России, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии (около 60 млн.т) в смешанном сообщении.
|