Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ 11 страница
Современная этика, социальная психология и педагогика убедительно показали, что, будучи важнейшей составной частью единого процесса духовного формирования личности, нравственный аспект воспитания пронизывает все его стороны, отражает особенности социальной среды, общественных отношений, образа жизни. Его невозможно отделить от политического воздействия или процесса формирования творческого отношения к труду, оно органически включается в любую форму социально-культурной деятельности, пронизывает деловое и нерегламентированное общение. Нравственное воспитание носит всеобъемлющий характер. Утверждать гуманистическую, активную, деятельную мораль невозможно посредством отдельного, эпизодического мероприятия. Эффективность нравственного воспитания средствами социально-культурной деятельности находится в прямой зависимости от того, насколько она пронизывает и содержание, и стиль, и атмосферу всей системы общественной жизни разных групп населения. Но наличие нравственных начал в любой сфере духовной жизни не исключает, а предполагает осуществление системы пропаганды принципов нравственности, органически дополняемой и углубляемой включением различных групп населения в деятельность, в процессе которой знание нравственных категорий преобразуются в убеждения, становятся нормой поведения. Первым принципом морали, выражающим ее основную сущность и составляющим сердцевину нравственного воспитания, является преданность Отечеству, любовь к своей стране, независимо от того, переживает ли она период процветания или испытывает кризисные процессы. Нравственность синтезирует и отражает социальный опыт личности, ее мировоззренческие позиции, идейные убеждения, деловые и неформальные отношения. Как важнейший компонент единой системы воспитания нравственное воспитание представляет совокупность целенаправленных и планомерных воздействий на сознание и поведение человека, которые наряду с самовоспитанием формируют осознанные этические понятия, нравственные убеждения, склонности, чувства и черты характера. Нравственное воспитание включает в себя нравственное просвещение и организацию опыта нравственной деятельности, однако практика показывает, что фактически нет элементов жизнедеятельности, которые бы в той или иной мере не влияли на нравственное формирование личности. Нравственность воспитывается всеми компонентами окружающей человека микросреды. Но это не снижает значимости массовых мероприятий, раскрывающих сущность человеческой морали и организации соответствующего опыта нравственной деятельности. Первым компонентом системы формирования морали средствами социально-культурной деятельности выступает нравственное просвещение, которое концентрируется на раскрытии: сущности общечеловеческой морали и роли нравственных начал жизни общества; основных морально-волевых качеств личности, сфер и форм их проявления; особенностей отношения человека к труду, познанию и выполнению гражданских и общественных обязанностей, норм взаимоотношений между людьми. Пропагандируя с помощью лекций, докладов, устных журналов и других методов просвещения принципы морали, каждый из которых составляет основу соответствующего направления нравственного воспитания, нельзя не учитывать, что идеи патриотизма, интернационализма, гуманизма, коллективизма, творческого отношения к труду и непримиримости ко всему, что мешает общественному благу, утверждаются не только и не столько беседами или тематическими вечерами, сколько методами формирования общественного поведения и организации соответствующего опыта нравственной деятельности. Одним из важнейших принципов морали является забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния. Это связано с воспитанием отношения к труду как к фактору физического, нравственного и интеллектуального развития, как к средству утверждения подлинно гуманистических и коллективистских черт, как к форме проявления социально оправданной активной жизненной позиции. Второй компонент системы нравственного воспитания проявляется в использовании специфических педагогических приемов, способствующих формированию у разных групп населения необходимых моральных качеств. Реализуя принцип индивидуализации идейно-нравственного воздействия, организатор социально-культурной деятельности призван, опираясь на известные положительные черты характера воспитуемого, включать индивида в социально и нравственно значимые формы творчества, утверждая тем самым нравственные нормы как черты личности. Третьим компонентом нравственного воспитания средствами и методами социально-культурной деятельности является воздействие на личность силой положительного примера. Наконец, четвертым компонентом системы нравственного воспитания в семье, учебном заведении, трудовом коллективе или любой другой ячейке общества выступает моральный климат. Формирование нравственной атмосферы, как правило, не планируется, ибо это не самоцель, а педагогическое условие, без реализации которого нет единого воспитательного процесса. И это еще раз предопределяет необходимость видеть нравственные аспекты любой социально-культурной акции, рассматривать любую сферу жизнедеятельности как комплексный институт формирования личности. В системе нравственного воспитания проявляется единство двух его сторон: объективной, отражающей нравственные требования, которые предъявляет к личности общество, и субъективной, в которой преломляется собственное отношение конкретного человека к обществу, труду, людям, духовным и материальным ценностям. Важнейшая задача социально-культурной деятельности, равно как и всего воспитания, состоит в том, чтобы объективное нравственное требование стало субъективной нормой поведения личности, то есть объективные и субъективные начала воспитания практически совместились. Решение этой задачи предполагает систему, в процессе которой формируются: нравственные убеждения; нравственные чувства; нравственные поступки, поведение. Будучи основой нравственного самосознания, убеждения отражают глубоко усвоенные знания, в истинности и бесспорности которых нет сомнений и которые человек готов отстаивать при любых обстоятельствах. В условиях неинституциональной социально-культурной деятельности нравственная убежденность наиболее ярко проявляется в том, что, не ощущая в свободное время факторы служебного или иного юридически зафиксированного контроля, люди с исключительным упорством и последовательностью трудятся над созданием новых духовных и материальных ценностей, отдают свой досуг благородному делу пропаганды искусства. В сфере свободного времени моральная убежденность раскрывается в нравственном иммунитете, в неприятии любых чуждых общечеловеческой морали влияний. Формирование идейно-нравственной убежденности органически связано с развитием нравственных чувств. " Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши, – писал К.Д.Ушинский, – не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя. В мыслях наших мы можем сами себя обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле" [100]. Опираясь на единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия, социально-культурная деятельность может эффективно стимулировать утверждение и развитие чувств энтузиазма, воодушевления, любви к Родине, чувства гордости за принадлежность к народу, выработавшему непреходящие традиции гуманизма, духовности, патриотизма и коллективизма. Сама природа этой деятельности требует единства рационального и эмоционального воздействия, не допуская моральных назиданий или порицания, которые, по образному замечанию К. Д. Ушинского, " едва ли даже не хуже наказаний", ибо, не будучи прочувствованными, толкают к лицемерию и ханжеству[101]. Участие в социально-культурной деятельности стимулирует рост духовных запросов, тягу к знаниям. В этой деятельности человек освобождается от пут индивидуализма, проникается сознанием необходимости действовать в интересах общества, во имя достижения общественных идеалов, вырабатывая при этом высокие моральные и духовные качества, привычку бескорыстного выполнения общественных обязанностей, чувство ответственности перед коллективом, потребность в товарищеской взаимопомощи. Становление нравственных качеств неотделимо от последовательного формирования гражданского самосознания, гражданской позиции, гражданского поведения, взаимодействие которых составляет гражданскую культуру личности как универсальную характеристику действующих в обществе технологий общественно-личных отношений. Гражданская культура – это совокупность ценностей, стандартов, норм и стереотипов, регулирующих отношения индивида или социальной группы с обществом и властью. С одной стороны, эти отношения предопределяются конституцией, кодексами и иными принятыми в государстве законодательными актами, с другой – такими неотъемлемыми атрибутами психологии человека и социума, как стереотипы индивидуального и общественного сознания. Первый элемент гражданской культуры – гражданское сознание, основным компонентом которого является самоидентификация личности. Принятие определенной социальной роли, идентификация себя с конкретным " другим" (личностью, группой, обществом) детерминирует принятие соответствующих данной социальной роли установок, стереотипов, поведенческих моделей и естественное следование им в повседневной практике. По З.Фрейду, самоидентификация является базовым фактором развития личности, основанным на сопоставлении " я" и " другого". В психологии идентификация представлена как процесс самоотождествления с другим человеком, группой, образцом. Гражданская самоидентификация как основной компонент гражданского самосознания непосредственно связана с осознанием себя как члена общества. Это глубоко личное качество, формирующееся в детстве и отрочестве и впоследствии становящееся психологической доминантой личности. На формирование гражданской самоидентификации особое влияние оказывают такие факторы, как ближайшая социальная среда – семья, род, национальная общность, социальный слой, и это является частью социально-педагогического процесса, результатом которого становится индивидуальное сознание, испытывающее потребность и проявляющее способность идентифицировать себя с чем-то вне себя. Осознавая себя членом общества, человек выделяет из многообразия его признаков какой-то наиболее важный для себя и соотносит себя как личность именно с ним, часто проецируя свойства близкой социальной среды на все общество. Социальная группа, представляя собой пример коллективного сознания, особо нуждается в самоидентификации и самопрезентации, ибо только через это она становится референтной. К примеру, человек может идентифицировать себя с определенной нацией, ориентируясь на такие признаки принадлежности к ней, как язык, традиции, культура; с понятием " гражданин России", мысля масштабами страны и относя себя именно к ней; может увидеть в себе космополита, будучи психологически независимым от того общества, в котором живет и членом которого является лишь юридически. Референтная социальная группа может осознавать себя " коммунистами" " интеллигенцией", " шестидесятниками" и т. д. При этом механизм самоидентификации будет включать в себя стереотипизацию того объекта, с которым человек или социальная группа себя отождествляют. Гражданская самоидентификация является психологическим механизмом, формирующим гражданское самосознание, поскольку усвоение определенной социальной роли детерминирует принятие соответствующих психологических и поведенческих стереотипов и установок. Сфера гражданского в человеческом сознании весьма динамична. Развивающееся сознание неизбежно ведет внутреннюю полемику, рефлексирует, под влиянием внешних обстоятельств и условий оценивает и переоценивает принятые ранее стереотипы. Эволюция личности, ее активная интеллектуальная деятельность часто приводят к переоценке ценностей, сложившихся на том или ином этапе жизни, что может вызвать другое, негативное отношение к " своей" социальной группе, потребность в смене идентичности, внутренний конфликт. Так произошло с теми советскими гражданами, кто сжег свои партийные билеты в эпоху перемен, будучи до этого убежденными коммунистами. Рефлексия, размышления, приведшие к осознанию прошлого как ошибки происходили настолько интенсивно, им придавалось столь большое нравственное значение, что результатом стала смена гражданской самоидентификации и соответствующих ей стереотипов. Если гражданское самосознание – это построение модели отношений личности или социальной группы с обществом и властью, базирующееся на идентификации себя как члена общества, то понятие " гражданская позиция" ассоциируется с нравственными качествами как субъективными свойствами личности. Каждый индивид в обществе, хочет он того или нет, самой системой социальных связей вынужден каким-то образом относиться к власти, какой бы системой управления она ни была представлена. При этом отношения индивида с властью существуют непременно в виде взаимодействия, где оба субъекта являются активными элементами. И индивид, и власть выступают одновременно и субъектами, и объектами этого взаимодействия. В демократических государствах, например, индивид формирует состав власти, выбирая парламент и президента, и тогда он выступает в качестве субъекта, а власть в качестве объекта, в то же время власть, начав функционировать в новом составе, принимает какие-либо значимые решения, которые в той или иной степени касаются каждого гражданина, и тогда их роли меняются. Гражданская позиция – это совокупность характеристик отношений индивида с обществом и властью, заданных как объективно, независимо от него, так и субъективно, им самим. Однако ни одна из характеристик не является окончательной. Все они подвержены изменениям в той же степени, что и само общество, равно как и каждая личность. Активная позиция может смениться пассивной в результате разочарования, усталости либо смены жизненных ценностей, а объективно заданная неспособность влиять на общественное устройство может смениться большим потенциалом воздействия на власть у каждого гражданина, как произошло в постперестроечной России. При этом огромная роль здесь принадлежит социально-педагогическим механизмам, посредством которых формируется тот или иной тип гражданской позиции. Гражданская позиция – это лишь предпосылка гражданского поведения индивида или социальной группы, она его предопределяет и формирует, но не подменяет и не тождественна ему. Гражданское поведение – это реализация гражданской позиции в повседневной социально-культурной деятельности. Гражданская позиция нуждается в выражении, которое проявляется в повседневном социальном поведении и деятельности индивида. Личность всегда каким-либо образом выражает свою гражданскую позицию. В высокой степени политизированный человек с активной гражданской позицией реализует ее принятыми в обществе и подходящими ему по темпераменту и характеру способами: это разговоры о политике в кругу друзей, внимание к этим вопросам в прессе, митинги, демонстрации, участие в пикетах, забастовках, профсоюзная деятельность, публикации в периодической печати, участие в выборах, самовыдвижение в политические структуры и т. д., а его антипод сторонится всего этого, переключая программы телевидения, если речь заходит о политике или общественной проблематике, игнорируя выборы, акции протеста и не подписываясь ни под какими призывами, ни протестного, ни ортодоксального толка. В разном поведении людей проявляются их различные гражданские позиции. А этим подчеркивается то, что гражданская позиция неотделима от гражданского поведения. Они существуют в неразрывном диалектическом единстве. При этом гражданское поведение личности или социальной группы в зависимости от различных обстоятельств эволюционирует таким же образом, как и их гражданская позиция. Изучение гражданского поведения позволяет диагностировать состояние гражданской культуры в обществе, выделить ее основные типы. Обобщение сложившихся в конце XX века концепций позволяет утверждать, что гражданская культура – дискретное явление, воплощающееся в многообразных по форме и содержанию типах: системах норм, ценностей, целей, стандартов, обычаев, образцов, технологий, регулирующих взаимоотношения индивида или социальной группы с обществом и властью и зафиксированных в виде социально-психологических стереотипов. Носителем определенного типа гражданской культуры, соответственно, может являться и личность, и социальная группа, и социум в целом. Сфера гражданского ограничивается общественно-личными отношениями, в которых важнейшая роль отводится взаимоотношениям носителя и власти, осуществляющимися в соответствии с политическим устройством данного общества. Структуру гражданской культуры составляют гражданское самосознание, гражданская позиция и гражданское поведение, располагающиеся по вертикали причинно-следственных связей: гражданское самосознание определяет гражданскую позицию, гражданская позиция – гражданское поведение. Процесс изменения содержания этих элементов в индивидуальном и массовом сознании является частью происходящего в обществе процесса социально-культурных изменений. Формирование культуры – явление многогранное. Оно решает широчайший круг задач – от приучения новорожденного к основам человеческого поведения и владения речью до формирования эстетического отношения к действительности и умения жить по законам красоты. Но сердцевину этого процесса составляет процесс формирования мировоззрения как совокупности философских, экономических, социально-политических, этических и других взглядов и представлений, выражающих общие стороны явлений действительности и определяющих общий подход к их истолкованию. Важнейшей производной мировоззренческой позиции, детерминирующей гражданские качества личности, выступает политическая культура как синтез идейных убеждений, политических знаний и организаторских умений и навыков, которые обеспечивают возможность эффективно выполнять социально-политические функции. Значимость политической культуры и настоятельная необходимость ее формирования с исключительной наглядностью проявилась в российском обществе в 90-е годы XX века, когда из-за недостатка этой культуры огромное число руководителей – от депутатов Государственной думы Федерального собрания до членов региональных, муниципальных и иных органов власти – оказались неспособными выполнять свои функции, допустили непоправимые ошибки, дискредитировали власть в глазах народа, не только не устранили, но и усугубили возникший в стране экономический, политический и духовный кризис. Политическая культура предполагает единство взглядов, убеждений и действий, а это, в свою очередь, детерминирует органичную взаимосвязь информационно-просветительного воздействия, обеспечивающего формирование глубоких и осознанных политических знаний, с вовлечением людей в систему социально-культурной и социально-политической деятельности, в процессе которой знания преобразуются в убеждения, в нормы и принципы поведения. Исходя из этого, включение личности в мир политической культуры должно носить актуальный характер, удовлетворять требованиям системного подхода, учитывать специфику аналогичной деятельности других социальных институтов, способствовать проявлению и дальнейшему развитию политической активности разных групп населения. Опыт работы передовых учреждений социально-культурной сферы опровергает бытующее мнение о том, что здесь нельзя реализовать систему знаний, что их информация носит фрагментарный характер, а восприятие аудиторией теоретических положений представляется неэффективным в силу того, что в условиях свободного времени невозможно добиться произвольного внимания. Поведение людей во внерабочее время нельзя детерминировать чувством профессионального долга или служебной субординацией, но именно в свободное время проявляется особый эффект восприятия информации, основанный на осознании того, что она никем не навязана, что это результат свободного, индивидуального выбора, главное в котором –удовлетворение и дальнейшее развитие интересов и духовных потребностей личности. Политическое просвещение средствами социально-культурной деятельности строится на органичном соединении информационно-логического и эмоционально-образного воздействия, на использовании выразительных средств литературы и искусства. Все эти факторы способствуют повышению качества информации, созданию психолого-педагогических условий формирования в сознании людей четких представлений о закономерностях общественного развития. Разносторонняя социально-культурная деятельность по формированию политической культуры личности дает основание сделать вывод, что в современных условиях, когда комплексный подход к организации духовной жизни вышел за пределы собственно педагогической сферы и стал методологической основой культурной политики, она может и должна рассматриваться как неотъемлемая часть единой системы развития культуры, эффективность которой находится в прямой зависимости от того, насколько: органично она взаимосвязана с другими компонентами идейно-эмоционального воздействия на человека, сохраняя при этом неповторимость специфических средств и методов прикладной культурологии; дифференцировано, систематично и последовательно пропаганда социально-политических знаний дополняется включением личности в различные виды общественно-творческой деятельности, в процессе которой эти знания преобразуются в политические убеждения, в нормы и принципы повседневной деятельности; эта работа дополняет, обновляет и углубляет знания, умения и навыки, приобретенные в ученических, студенческих и производственных коллективах, семье, общественных организациях; способствует синтезированию и правильному пониманию фрагментарной информации, почерпнутой из различных источников массовой коммуникации; она расширяет объективные возможности социального самоутверждения, стимулирует развитие общественно-политической и трудовой активности, помогает человеку осознать и проявить себя субъектом культуры и социального творчества. Становление того или иного вида культуры всегда детерминировано определенным уровнем общественного развития, актуализируется особенностями социально-культурной ситуации и диктуемыми ею требованиями. В современных условиях перехода к рыночным отношениям и экономике, основанной на многообразии видов собственности, принципиальное значение приобретает экономическая культура как совокупность знаний, умений и навыков в области теории и практики, позволяющих правильно оценивать экономические явления и процессы и эффективно осуществлять экономическую деятельность. Условиями эффективного функционирования рыночного механизма в настоящее время являются: свобода экономической деятельности хозяйствующих субъектов и их ответственность за итоги своей деятельности; свободное ценообразование, основывающееся на сбалансированности спроса и предложений; конкуренция товаропроизводителей; минимальное прямое участие государства в хозяйственной деятельности; учет национальными производителями достижений и требований сложившейся системы мировой экономики. Но главным и непреложным условием, которое может обеспечить формирование и функционирование цивилизованного рынка, внедрение менеджмента в разных областях производства и потребления, осуществление маркетинговой стратегии и реализацию принципов разумного хозяйствования во всех сферах жизнедеятельности, должна стать экономическая культура каждого гражданина, каждого члена общества, независимо от того, руководит ли он предприятием, фирмой, учреждением, или потребляет товарные ценности. Рынок – это не только свобода производственной и коммерческой деятельности в сочетании с рациональной налоговой системой, но и умение предпринимателей и потребителей экономически грамотно и психологически верно включиться в рыночные отношения. А это умение достигается начинающимся в детстве и длящимся практически всю жизнь постижением основ экономической культуры. Методика экономического воспитания по сути идентична методике формирования любого другого вида культуры. Она включает в себя информационно-просветительное воздействие, обеспечивающее раскрытие основных категорий и принципов современной экономики, и систему вовлечения индивида в социально-экономическую практику, способствующую преобразованию экономических знаний в соответствующие убеждения. Однако сложность, многообразие и динамичность экономической жизни диктуют необходимость дифференцировать этот процесс, вычленить понятия, доступные пониманию детей и подростков; определить содержание экономического всеобуча, которым должны быть охвачены все граждане страны; наконец, обосновать тот объем экономической теории и методики, который обязаны освоить лица, решающие проблемы экономики на профессиональном уровне. Для Российской Федерации, строящей правовое государство, сегодня чрезвычайно важно преодолеть правовой нигилизм и правовую малограмотность большинства ее населения. Решение этой задачи связано с разработкой и принятием законодательных актов, которые детерминировали бы юридический базис социально-экономических реформ и защиту прав человека как высшей ценности общества. Но не менее важно привести образ жизни людей в соответствие с этими требованиями, а это, в свою очередь, диктует необходимость сформировать в каждом гражданине правовую культуру как уровень правосознания и законопослушности, предопределяющий осознанность правовых отношений и эффективность реализации человеком своих гражданских прав и обязанностей. Не менее актуальна и задача привития людям экологической культуры как совокупности знаний, умений и навыков, обуславливающих способность человека или социальной общности обеспечивать оптимальные отношения с природой, сохранение культурной среды и культурного наследия. С экологической культурой тесно переплетается такое комплексное понятие, как психологическая культура, которое включает в себя знания человека об основных факторах и законах развития его внутреннего мира, способах и приемах саморегуляции, лежащих в основе психического здоровья личности. В широком спектре отношений человека с природной и культурной средой существенное значение приобретает культура быта, т. е. уклад повседневной жизни, предопределенный нравственно-эстетическими и эколого-гигиеническими принципами удовлетворения материальных потребностей (пища, одежда, жилище, поддержание здоровья) и потребностей в освоении духовных благ (общение, информация, отдых, развлечение, физкультура, спорт и другие формы досуга). Однако особую, в полной мере исключительную роль в личности как субъекте культуры играет эстетическая культура, отражающая потребность и способность индивида строить труд, быт, досуг, деловые и межличностные отношения по законам красоты. И наука, и социально-культурная практика свидетельствуют, что утверждение эстетического отношения к действительности пронизывает всю человеческую жизнь. Оно не может быть ограничено рабочим, учебным или свободным временем, оно, наконец, не может быть прерогативой только семьи, только учебного заведения, только трудового коллектива или иной сферы жизнедеятельности. Характер эстетического воспитания наиболее адекватен принципам комплексного подхода ко всему делу воспитания, который, в свою очередь, диктует необходимость добиться единства действий всех общественных институтов в распространении конструктивного педагогического влияния на сферу труда, познания, общественно-политической жизни, быта и досуга людей. С особой актуальностью сегодня встала проблема эстетического воспитания подрастающего поколения, и в первую очередь подростков, что обусловлено рядом объективных факторов, среди которых важную роль играет проявляющееся в последней трети XX века нарушение единства формирования различных компонентов личности. Сегодня дети к 12 – 13 годам достигают основ физиологической зрелости, уже в 1-ом классе способны успешно осваивать обобщенные алгебраические понятия, однако общество не смогло еще выработать методы одновременного ускорения социального самоутверждения и, что особенно важно, нравственно-эстетического освоения мира. Развитие эстетических чувств, потребностей, интересов, вкусов, а также навыков эстетической деятельности детей происходит в семье, школе, учреждениях культуры, а значит, успех всего дела эстетического воспитания находится в прямой зависимости от единства действий всех этих социальных институтов, от способности каждого из них найти свое неповторимое место в единой системе воспитания. Однако в современной практике можно констатировать рассогласование деятельности семьи, школы и учреждений культуры в рамках внешкольного эстетического воспитания подростков и острую потребность преодолеть это противоречие. Фундаментом внешкольного воспитания детей является школа, определяющая содержание и основные направления деятельности всех других звеньев внешкольного воспитания, в том числе и эстетического. Типичная ошибка многих теоретиков и особенно практиков социально-культурной деятельности состоит в том, что они подчас не видят этого фундамента, генетической связи учреждений культуры и школы, что сказывается на сужении сферы воспитательного влияния домов творчества юных, парков культуры и отдыха, театров, концертно-зрелищных учреждений, библиотек, кинотеатров, музеев, домов и дворцов культуры на учащуюся молодежь. В то же время многие педагоги не используют возможности дополнения школьных форм воспитания внешкольными, в первую очередь культурно-просветительными.
|