Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Удовлетворение рекреативных и духовных потребностей человека в центрах общественного досуга
Развитие современного общества, его экономики, социальных отношений и демократических устоев находится в прямой зависимости от гражданской, нравственной, политической, экологической и профессиональной культуры его членов, их способности идти в ногу с научно-техническим прогрессом, регулировать свое физическое и психическое состояние, удовлетворять духовные потребности, проявлять социальную активность, самореализовывать индивидуально-творческие потенции во всех сферах жизнедеятельности. Формирующееся информационное общество XXI века диктует необходимость ликвидировать неестественную, противоречащую самой идее прогресса ситуацию, когда человек остается средством развития производства, а не производство выступает средством развития личности; когда диктат производства над человеком детерминирует игнорирование человеческого фактора, приоритет внутренних над внешними условиями развития личности. Существенным резервом преодоления этого противоречия может и должна стать деятельность клубов, домов, дворцов, парков культуры, домов творчества юных и иных центров общественного досуга, где на первый план выступают не требования производства, а реально проявляющиеся интересы и потребности каждого человека как самоцели общественного развития. Современная социально-культурная ситуация ставит человека в новые условия жизнедеятельности, безгранично расширяет диапазон проявления его общественной активности, требует от него инициативы, самодеятельности, энергичных действий в самых разных сферах труда, общественно-политических отношений, быта, досуга. Однако умение жить в условиях гласности и подлинной демократии не приходит само по себе. Конструктивный процесс превращения каждого труженика в реального хозяина страны и субъекта культуры требует создания такой нравственно-психологической атмосферы, такой культурной среды, которая бы наиболее эффективно использовала созидающий потенциал всех сфер жизнедеятельности. Усвоение основ демократического образа жизни достаточно успешно может осуществляться в центрах общественного досуга, где человека не сковывает служебная субординация, к минимуму сводятся элементы конформизма, и личность, свободно выбирая формы деятельности, общения и отношений, может проявлять инициативу и самодеятельность, осваивать принципы политической культуры, приобретать умения и навыки вести дискуссию и отстаивать свое мнение. Обусловленная научно-техническим прогрессом интенсификация производства вызывает значительное увеличение физических, психологических и интеллектуальных нагрузок трудящихся, а это, в свою очередь, предопределяет необходимость по-новому подойти к проблеме рекреации. Вопреки многовековой традиции снятие усталости и перегрузок ныне не может осуществляться лишь спонтанным, естественным путем. Эффективность обеспечения рекреации становится искусством, не овладев которым, человек расплачивается тяжелыми заболеваниями и преждевременной смертью. Сегодня рационально организованный досуг призван не только восстановить силы человека, но и придать ему новый импульс творческого развития. Как подчеркивалось в предыдущих главах, тысячелетиями человека готовили лишь к труду и познанию. Ныне, наряду с этим, у каждого индивида необходимо сформировать соответствующие досуговые интересы и способы их удовлетворения. И помочь этому в первую очередь призваны культурно-досуговые учреждения. В отличие от школы или производства, где выработаны и реализуются достаточно эффективные методы воспитания, методика обеспечения влияния на деятельность людей в свободное время лишь только начинает утверждать себя. Мы умеем ярко и увлекательно проводить в клубе, парке культуры или ином центре досуга отдельные массовые мероприятия, организовывать учебно-воспитательный процесс в коллективах самодеятельного творчества, вести занятия в народных университетах культуры, но пока еще очень далеки от способности систематически и последовательно обеспечить рациональный досуг всей массы проживающих, работающих или обучающихся в регионе людей. Остаточный принцип развития социально-культурной сферы, грубые просчеты в строительстве учреждений культуры и практическое отсутствие в стране современного производства оборудования для культурно-досуговых учреждений привели к глубокому противоречию между потребностями разных групп населения в социально организованном досуге и материальной базой их удовлетворения. Клубы и иные традиционные очаги свободного времяпрепровождения катастрофически отстали от современных требований и в планировке помещений, и в техническом оснащении, и в удовлетворении эстетических потребностей людей. Уровень индивидуального потребления ценностей культуры значительно обгоняет возможности культурно-просветительных учреждений, и это отталкивает людей от общественных форм досуга, стимулирует прогрессирующий процесс его индивидуализации, лишает общество возможности эффективно влиять на его содержание и формы. Естественную тревогу вызывает сложившееся почти в любом крупном городе размежевание зон деятельности человека. Как правило, общественные центры досуга сосредоточены в границах старой застройки или вблизи крупных предприятий. Новые микрорайоны стали гигантскими «спальнями», где каждая квартира превращается в автономный центр пассивного восприятия культуры посредством телевидения или иных современных технических средств. Учитывая сложившееся противоречие между объективными возможностями культурно-досуговых учреждений в удовлетворении рекреативных и духовных потребностей разных групп населения и реальным уровнем их деятельности, автор в 1977 году возглавил исследовательский коллектив, цель которого состояла в том, чтобы разработать принципы реализации культуросозидающего потенциала этих центров общественного досуга. Состав коллектива за 23 года научного поиска непрерывно обновлялся, но каждый его участник, следуя единой методологии и предопределенной научным руководителем методике осуществил решение конкретных научных задач, которые нашли свое разрешение в соответствующих диссертациях[198]. Как показал начальный этап исследования, коренное переосмысление сути, природы, целевых установок, содержания и форм деятельности центров общественного досуга началось значительно раньше глобальной перестройки общественно-политической жизни, происшедшей в стране в 90-х годах. Это было вызвано в первую очередь глубоким кризисом гипертрофированно политизированной системы культурно-просветительной работы, в центре которой оказалась агитационно-пропагандистская деятельность, превратившая сферу свободного времени в средство навязывания людям идеологических штампов и догм. Большинство населения как сельских, так в еще большей мере городских регионов практически игнорировало проводимые в клубных учреждениях или парках культуры мероприятия, как правило, сводившиеся к лекциям, докладам, информационно-директивным выступлениям. Пустующие залы заставляли задумываться над причинами этих явлений, но внешний, поверхностный взгляд на них мог вызвать лишь эмоциональную реакцию. Нам же нужно было опираться на научные факты, и это обусловило необходимость использовать достаточно широкий и репрезентативный арсенал исследовательских методов выявления реального состояния проблемы. Рассмотрение такого важного аспекта работы культурно-досуговых учреждений, как обеспечение информационно-просветительной деятельности, диктовало необходимость учитывать тот факт, что эффективность функционирования последних может быть достигнута лишь при условии постоянной обратной связи с аудиторией и создании динамичной системы учета, удовлетворения и дальнейшего возвышения реально проявляемых духовно-познавательных интересов разных групп населения; соединения традиционных методов просвещения с методами художественного отражения действительности; внедрения диалогических форм просвещения, способствующих преобразованию объекта информации в субъект социально-культурного творчества. На поисково-констатирующем этапе исследования посредством использования разнообразных методик социологического, педагогического и социально-психологического анализа (наблюдение, анализ документальных источников, анкетные опросы и интервью, психологические тесты, социометрические процедуры и т.д.) было выявлено мнение 444 организаторов культурно-досуговой деятельности, 110 методистов и руководителей региональных органов культуры и 1450 посетителей центров досуга разного профиля о состоянии, проблемах и противоречиях в организации информационно-просветительной, художественно-творческой и рекреативно-развлекательной деятельности. Этот этап исследования показал, что и объекты, и субъекты социально-культурной деятельности видят конструктивные стороны работы клубных учреждений, лекториев, парков культуры и других центров общественного досуга по информированию и просвещению разных групп населения: в обеспечении непрерывного просвещения, дополняющего соответствующую деятельность учебных заведений, системы повышения квалификации, средств массовой информации и индивидуальные формы самообразования (1583 человека, или 79% от 2004 опрошенных); в создании условий для проявления слушателями избирательного отношения к информации (1142 человека, 57% от общего числа опрошенных); в актуальности информации, в мобильности, проявляющейся в способности культурно-досуговых учреждений быстрее, чем школа или иные социальные институты, откликаться на достижения науки и изменения в общественной жизни (962 человека, 48% от общего числа опрошенных). Вместе с тем, при всем положительном, что было зафиксировано в ответах, большинство опрошенных (1971, или более 97% респондентов) указали на ряд принципиальных недостатков, которые снижают уровень информационно-просветительной деятельности культурно-досуговых учреждений, делают ее малоэффективной. 1762 опрошенных (88%) подчеркнули, что клубные учреждения в основной своей массе практически реализует лишь одну форму информационно-просветительной деятельности – лекцию. 1622 человека (81% опрошенных) отметили низкую эффективность отдельных, эпизодически читаемых и не связанных с единой системой просвещения лекций. При этом они указали на целесообразность перехода к использованию широкого разнообразия методов формирования общественного сознания. В Санкт-Петербурге активно внедрялись цикловые, т.е. стабильные формы информационно-просветительной деятельности. Однако этот процесс практически не затронул сельские регионы и районы, находящиеся вдали от ведущих центров духовной жизни. В крупных городах практикуются коллективные выступления ведущих ученых и деятелей культуры. В сельских регионах практической возможности реализовать подобную форму просвещения, к сожалению, нет. Не используется на селе и такая оправдавшая себя форма информационно-просветительной деятельности, как политический, экономический, искусствоведческий, спортивный и иной комментарий. Необратимый характер имеют последствия плохих, отталкивающих аудиторию лекций. Каждый третий из 2800 дополнительно опрошенных рабочих и служащих, которые практически в течение ряда лет не посещают никакие лекции, объясняют это тем, что, однажды разочаровавшись в них, они ныне предпочитают другие источники информации и просвещения. Наиболее уязвимой стороной деятельности культурно-досуговых учреждений остается отсутствие обратной связи. Ни в одном из обследованных нами 19 клубных и 6 парковых учреждений не сложилась система учета, удовлетворения и дальнейшего обогащения духовных интересов и потребностей населения. Причем, если в крупных городах ощущаются какие-то попытки наладить такую работу, то в сельских регионах (где технически изучать реальные интересы людей гораздо проще) эта задача совершенно не ставится. Среди отдельных организаторов досуга бытует ложное представление о том, что основными формами информационно-просветительной деятельности культурно-досуговых учреждений являются только лекции, доклады и беседы. Однако практика свидетельствует, что новая информация и элементы просвещения могут пронизывать любые аспекты культурно-досуговой деятельности. Возьмем, для примера, типичный молодежный вечер танцев. Это мероприятие носит характер отдыха и развлечений. Вместе с тем, в нем практически всегда можно реализовать пропагандистские задачи путем включения показательных танцев или проведения конкурса на лучшее исполнение танца участниками вечера. Во время перерыва с успехом можно организовать видеопоказы. Уместной представляется и информация о новых музыкальных произведениях, созданных отечественными и зарубежными композиторами. Поисково-констатирующий этап исследования показал, что мотивы посещения культурно-досуговых учреждений людьми различных социальных групп далеко не идентичны. Среди 19 групп населения, которые стали объектом анализа, 18 на первое место поставили возможность использовать культурно-досуговые учреждения для общения с товарищами. Что же касается потребности в новой информации и непрерывном просвещении, то студенты и пенсионеры поставили ее на второе место; старшеклассники, офицеры и творческая интеллигенция – на третье. А остальные 14 групп населения – на четвертое - шестое. Все это дает достаточные основания утверждать, что каждый посетитель культурно-досугового учреждения ищет в нем возможность удовлетворить свои рекреативные и духовные интересы. Проблема сегодняшнего клуба, парка, лектория или иного центра досуга не в том, осуществлять или не осуществлять информационно-просветительную деятельность, а в том, чтобы она была максимально эффективна, и по своему содержанию и форме отражала реальные потребности людей. Совокупный опыт такой деятельности в домах и дворцах культуры Санкт-Петербурга говорит о том, что лишь 12% информационно-просветительных мероприятий, вызвавших удовлетворение аудитории, представляли из себя лекции, доклады, беседы, устные журналы и другие типичные формы вербального воздействия. Основная информация, которая с интересом воспринималась разными группами населения, была органично вплетена в тематические вечера, творческие встречи, дискуссионные гостиные и иные комплексные формы работы. Изучение состояния деятельности культурно-досуговых учреждений обнаружило существенное противоречие в его содержании, которое в очень малой степени соответствует реальным интересам и потребностям людей. 94% из нескольких тысяч человек, ставших за ряд лет объектом нашего опроса, на первое место поставили потребность в местной информации, которую не дает телевидение или периодическая печать. Однако из 1836 мероприятий информационно-просветительного характера, содержание которых нам удалось зафиксировать, лишь 41 (чуть больше 2%) было посвящено анализу этих проблем. Налицо безусловный перекос содержания информационно-просветительной деятельности, который существенно снижает ее эффективность. На завершающем этапе поисково-констатирующего исследования мы столкнулись еще с одним противоречием, которое было порождено неадекватным восприятием сути перестройки культурно-просветительной работы. Справедливая критика, связанная с переносом в сферу свободного времени политического просвещения, экономического всеобуча и даже трудового воспитания, ориентировала на отказ от несвойственных досугу видов деятельности. Не менее справедливой была и критика методов организации досуга, в основе своей базировавшихся на вербальных формах воздействия. Наконец, в условиях пересмотра догматических положений о клубе как опорной базе агитационно-пропагандистской работы многие практики впали в противоположную крайность и полностью исключили из содержания культурно-досуговой деятельности элементы информации и просвещения. Негативные процессы низведения культурно-досуговых учреждений до единственной функции организации отдыха и развлечений стимулировалось социально-экономической ситуацией перехода к рыночным отношениям в культуре. Оставшиеся без привычных ассигнований, за эффективность расходования которых никто не спрашивал (а легче всего было оплатить деньги обществу «Знание» и заказать любые лекции вне зависимости от того, будут или не будут их слушать!), работники многих клубных учреждений нашли отдушину в непритязательных зрелищах, танцевальных вечерах и иных чисто развлекательных формах организации свободного времени, которые собирали определенную аудиторию, приносили некоторую прибыль, но лишали культурно-досуговую деятельность ее важнейшего потенциального преимущества – соединять рекреацию с духовным обогащением личности, представлять собой не только средство снятия физического, психического и интеллектуального напряжения, но и явление культуры. Анализ сложившейся социально-культурной ситуации позволил определить пути обеспечения коренного совершенствования содержания и форм деятельности культурно-досуговых учреждений в области информации и просвещения, которые виделись: в отказе от сложившейся системы агитационно-пропагандистской работы и переходе к информационно-просветительной деятельности, основанной не на передаче директивных установок, а на удовлетворении, педагогической коррекции и непрерывном возвышении реально проявляемых информационно-познавательных интересов и потребностей разных групп населения; в максимальном развитии стабильных форм информационно-просветительной деятельности, обеспечивающих эффективность непрерывного просвещения; в широком внедрении элементов информирования и просвещения в комплексные формы культурно-досуговой деятельности; в ориентации центров досуга на приоритет местной информации в системе своей просветительной деятельности. Как справедливо отмечает Ю.А.Стрельцов[199], информационно-просветительную деятельность, входящую в качестве структурного элемента в общую систему непрерывного образования, следует рассматривать как одно из средств формирования гармонично развитой, общественно активной личности. В рамках этой деятельности должно соединяться общее и профессиональное развитие человека, совершенствование его как участника общественного производства, субъекта общественных отношений и духовной жизни общества. В число основных социальных функций информационно-просветительной деятельности входят компенсаторная функция (восполнение недостатков базового образования), адаптирующая функция (оказание человеку помощи в его приспособлении к изменяющейся действительности), креативная функция (обогащение творческих способностей человека, обеспечивающее его более активное включение в деятельность по преобразованию окружающей среды). Непродуктивным представляется абсолютизация отдельных направлений развития социально-культурной сферы, как это произошло в результате возобладания в 60-70-е годы эстетической концепции культурно-просветительной работы, суживающей ее реальное содержание до сферы художественной культуры. Клуб становится эффективной базой просвещения разных групп населения, если он превращается в подлинный центр интеграции культурно-просветительных инициатив общественных организаций, добровольных обществ, творческих союзов, массовых движений и других субъектов духовной жизни. Информационно-просветительная деятельность учреждений и объединений общественного досуга не может и не должна копировать систему народного образования с ее предметной организацией процесса распространения научных знаний. Наиболее перспективным здесь представляется комплексный способ организации содержания, суть которого заключается в использовании специально сконструированных популяризаторских программ, объединяющих в себе знания, отобранные не из одной, а из нескольких научных дисциплин. Наиболее ценным в информационно-просветительной деятельности культурно-досуговых учреждений и организаций является то, что они принимают на себя стимулирование, ориентирование и опосредованное руководство процессом культурного самосовершенствования личности. Информационно-просветительная деятельность клубных учреждений, парков культуры, домов творчества юных - важная, но далеко не единственная функция этих центров общественного досуга, которые призваны удовлетворять широкую гамму рекреативных и духовных потребностей человека. Однако эти потребности нельзя представить усредненными, они должны отражать реальную дифференциацию способностей, наклонностей, дарований и в первую очередь интересов конкретных людей. Наиболее весомый вклад в развитие методологии дифференцированного подхода к объекту воздействия во второй половине XX века внес Б.Г.Ананьев[200], который обосновал принципы дифференциации: по социально-историческим признакам, включающим социально-демографические, национальные, религиозно-культурные и другие объективно сложившиеся особенности; по совокупности характеристик человека как субъекта деятельности (труда, познания, общения), проявляющихся в ценностных ориентациях; в профессионально-трудовой, общественно-политической и культурно-творческой активности; по личностным характеристикам, отраженным в социальном статусе и совокупности реализуемых индивидуумом ролей и функций – от семьи и дружеских компаний до массовых организаций и общества в целом. Рассматривая проблемы дифференциации социальных общностей в рамках человекознания, Б.Г.Ананьев обогатил теорию целостного, личностного подхода к изучению человека, разработанную в 20-30-е годы Л.С.Выготским и К.Н.Корниловым и развитую в последующем С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым, К.К.Платоновым, В.Н.Мясищевым, В.С.Мерлиным, Л.И.Божович, В.А.Крутецким, К.Н.Абдульхановой-Славской, А.А.Бодалевым. Отражая специфику поведения, деятельности и отношений людей в сфере свободного времени, Д.М.Генкин, Г.А.Евтеева, Е.И.Смирнова, Ю.А.Стрельцов, В.Е.Триодин, Г.И.Фролова и другие исследователи обосновали необходимость при дифференциации участников культурно-досуговой деятельности учитывать следующие факторы: социально-демографические (пол, возраст, образование, семейное положение, национальные особенности); социально-профессиональные (профессия, должность, уровень квалификации, характер трудовой деятельности, социальный статус в трудовом коллективе или иной социальной общности); социально-психологические (склонности, интересы, потребности, мотивы, традиции, привычки); личностно-характерологические (состояние здоровья, темперамент, способности, другие индивидуальные особенности) факторы. Опираясь на общие достижения науки и данные поисково-констатирующего этапа нашего исследования, мы исходили из того, что дифференциация участников общественно-организованного досуга должна наряду с общепринятыми социально-демографическими, социально-профессиональными и социально-психологическими характеристиками учитывать специфику реально складывающихся в условиях свободного времени динамичных социальных общностей, объединенных единством или близостью постоянно обновляющихся рекреативных и духовных интересов. В сфере свободного времени эти интересы превалируют над половозрастными, национальными, профессиональными и другими особенностями людей и должны рассматриваться как приоритетные при отборе содержания и форм общественной организации досуга конкретной группы населения. Не менее важно и то, что критерии дифференциации, как правило, проявляют себя в диалектической взаимосвязи и могут учитываться лишь в единстве многомерности. Методология этой части нашего исследования исходила из сложившейся в философии второй половины XX века концепции дифференциации и индивидуализации воздействия на личность во всех сферах ее жизнедеятельности. Принципиальное значение имели положения современной социологии, педагогики и социальной психологии о многомерности дифференциации объектов воспитания и педагогического влияния, об иерархии признаков дифференциации, о динамичности типологических свойств социальных общностей разного уровня. Методология исследования строилась также с учетом сложившегося в 80-90-е годы противоречия между прогрессивной тенденцией к снижению жесткой нормативности, регламентации поведения и деятельности социальных общностей и отдельных людей и неспособностью значительной части населения эффективно воспользоваться предоставленной свободой культурно-досугового творчества. Оно базировалось на принципах взаимосвязи социальных, культурологических, психологических и педагогических аспектов дифференциации участников культурно-досуговой деятельности; опиралось на собирательные характеристики объектов педагогического влияния и самодеятельного творчества; на учете сложных и противоречивых процессов, порожденных новой социально-культурной ситуацией. В ходе исследования мы не могли игнорировать факт того, что в различных областях духовной жизни принципы дифференциации реализуются в различных формах, различными средствами и методами, что обуславливается спецификой той сферы, в которой он проявляется. Принцип дифференциации в области культурно-досуговой деятельности реализуется в тесном единстве: с принципом учета характера референтной деятельности личности в сфере труда, обучения и социально-политической жизни; с принципом обеспечения соответствия содержания и форм досуга интересам и уровню духовного развития личности; с принципом единства рекреативной и развивающей функции досуга; с принципом комплексности идейно-эмоционального воздействия. Комплексность, синтетичность, полифункциональность деятельности являются сегодня наиболее значимой чертой досуговых ориентаций и, естественно, эти особенности должны быть учтены в процессе дифференциации участников культурно-досуговой деятельности. Опытно-экспериментальная работа в Санкт-Петербурге и других опорных базах показала, что дифференциация участников социально-культурной деятельности в сфере свободного времени достаточно прочно утвердила себя в клубных объединениях различной направленности. По сути, любой коллектив художественного, технического или прикладного творчества, равно как и любое иное любительское объединение, изначально построены на принципе дифференциации участников культурно-досуговой деятельности. В клуб филателистов или вокально-инструментальный ансамбль приходят только те, чьи интересы реализуются в данном виде досугового творчества. Совершенно иная ситуация складывается в массовых формах общественно-организованного досуга: здесь, как свидетельствует исследование, необходима специальная предварительная работа. Более того, теория организации досуга массовой аудитории клуба должна идти по пути обогащения критериев дифференциации за счет расширения границ их использования: от конкретного коллектива до регионального уровня. Причем объединение людей должно осуществляться как по основным социально-демографическим критериям в масштабах территории, так и по принципу общности досуговых интересов. Именно такой дифференцированный подход к аудитории культурно-просветительного воздействия рождает сегодня новые формы досуга и становится содержательной сутью деятельности его организаторов. Она опирается на психологические потребности коллективной общности, реализацию каналов активности на основе отношения к конкретному событию. При этом идейно-тематический замысел, создание литературного сценария, процесс организации и воплощения любого мероприятия реализуют конкретную социальную ситуацию, учитывают реальные интересы и потребности определенной социальной общности. Наряду с выяснением социально-демографических характеристик посетителей и их отношения к проводимой работе на всех базах исследования осуществлялось изучение таких характеристик, как: регулярность посещения центра общественного досуга (в вопросник были включены вопросы, раскрывающие сравнительную по отношению к театру, кино и т.п. частоту посещения клуба); стаж посещения этой базы досуга; временные затраты на деятельность, связанную с удовлетворением своих интересов в условиях культурно-досуговых учреждений; важность по мнению посетителей этой деятельности по сравнению с деятельностью в других сферах бытия; денежные затраты на предметы, связанные с информационно-познавательной деятельностью (покупка газет, журналов, книг, иных информационных материалов). Значительный интерес представило выяснение мотивов, побуждающих к занятиям тем или иным видом клубной деятельности. При этом мы учитывали, что чем выше «класс точности» проведенного исследования, тем больше возможностей открывается перед организаторами культурно-досуговой деятельности для реализации принципа дифференцированного подхода к разным группам населения. На основе такого подхода к объекту воздействия представилась возможность реализовать в практике культурно-просветительной деятельности такие важные принципы воспитания, как принципы поступательности, преемственности и последовательности, т.е. организовать работу таким образом, чтобы формы и содержание отдельных, связанных между собой мероприятий дополняли, углубляли и обогащали друг друга, развивали индивидуальность как с точки зрения формирования ряда личностных качеств, так и в плане развития способности углубленного понимания окружающей действительности. Данные опытно-экспериментальной работы позволяют утверждать, что в процессе исследования обосновано теоретическое положение о приоритете учета досуговых интересов при отборе содержания и форм общественно-организованного досуга; раскрыты принципы многомерности и многокритериальность собирательных характеристик участников культурно-досуговой деятельности, которые предопределяют их типологию и позволяют обеспечить взаимосвязь социальных, культурологических, психологических и педагогических аспектов дифференциации. Практическая значимость исследования выразилась в разработке, внедрении и обосновании эффективности многомерной, многокритериальной и динамичной системы дифференциации участников культурно-досуговой деятельности, стержнем которой выступает общность их рекреативных и духовных интересов и форм их удовлетворения. Наиболее активный этап исследования путей и средств удовлетворения рекреативных и духовных потребностей разных групп населения пришелся на 90-е годы, когда объективный процесс социально-политических и экономических преобразований привел к коренному обновлению культурно-досуговой сферы. В рамках этого исследования Т.В.Рябова[201] убедительно показала, что наиболее значительным результатом этих изменений стало заметное сужение существовавшей ряд десятилетий сети профсоюзных и ведомственных культурно-просветительных учреждений при одновременном формировании новой системы организации общественного досуга за счет появления целого спектра не имеющих аналога в недавнем прошлом страны разнообразных рекреационных, развлекательных, зрелищных, спортивно-оздоровительных и иных центров свободного времяпрепровождения. При этом динамика функционального значения досуга обусловила расширение традиционно принятых форм и способов осуществления культурной деятельности, видоизменила ее содержание, ориентированного ныне на реализацию не только «чисто» досуговых, но и общесоциальных потребностей и интересов разных групп населения. В этой связи организационное обеспечение разнообразных видов досуга все активнее становится функцией не только специальных институтов культуры и досуга, но и различных предприятий сферы просвещения, информации, спорта, здравоохранения, общественного питания и т.п. Стремительно формируемые институты гражданского общества – добровольные ассоциации, движения, объединения, - значительным образом усиливая негосударственный сектор культуры, плодотворно участвуют в организации социально-культурной деятельности, стимулируют общественную активность разных групп населения. Анализ функционального назначения культурно-досуговой сферы позволяет дифференцировать его как с позиций личностно-значимого развития, детерминированного индивидуальными потребностями и иными особенностями людей, так и исходя из задач общественного развития. При этом со всей очевидностью проявляется необходимость и возможность не противопоставления и обособления общественных и личностных функций досуга, не стремление подавить одни другими, а их согласование и гибкое взаимодействие. Именно данной тенденции отвечает рассмотрение деятельности культурно-досуговых учреждений в контексте более широкого понятия, каковым является социально-культурная сфера. Это существенным образом расширяет и обогащает возможности реализации богатейшего рекреативно-развивающего потенциала досуга как в соответствии с потребностями индивидуального развития, так и исходя из интересов общества в целом. Еще недавно считалось, что только учреждения культуры создают всю полноту условий для осуществления различных форм культурно-досуговой деятельности в соответствии с интересами общества и государства. Преобладание в силу различных обстоятельств в досуге человека индивидуальных, общественно-неорганизованных форм рассматривалось как негативное явление, ограничивавшее возможности воспитательного воздействия на личность. Игнорирование ценности форм индивидуально-культурной деятельности, менее всего подверженных какому-либо регламентированию и нормированию, способствовало максимальной институционализации сферы досуга, преобладанию контролируемых в рамках достаточно унифицированного набора соответствующих учреждений культуры видов и форм времяпрепровождения. Утвердившаяся за последнее десятилетие парадигма общественного развития, в рамках которой главную ценность представляет человек и его реально проявляемые интересы и потребности, предопределила и сущность общественно-организованного досуга, который призван создать максимально благоприятные условия для удовлетворения и дальнейшего развития этих потребностей и интересов. Жизнь вносит существенные коррективы в названия культурно-досуговых учреждений. Создание социально-культурных, культурно-спортивных, культурно-педагогических комплексов, домов творчества юных, молодежных и иных культурных центров явилось естественной реакцией на потребность человека в отдыхе, который интегрирует удовлетворение самых разнообразных физических и духовных потребностей. Как бы ни назывался центр общественного досуга, он призван: стать базой непрерывного просвещения, самодеятельного творчества, рекреации и нерегламентированного общения, основывающейся на социально-культурной активности людей в сфере свободного времени; обеспечить единство государственных и общественных начал стимулирования всестороннего развития личности, способствовать удовлетворению и дальнейшему обогащению духовных интересов людей, развитию их творческих потенций, инициативы и самодеятельности; создать условия для рекреации, нерегламентированного общения и удовлетворения потребности разных групп населения в общественно значимой, коллективной, свободной деятельности, результатом которой становятся духовные и материальные ценности, а главное – новые качества личности. Такой центр будет удовлетворять требованиям рекреации и духовного развития личности, если: а) будет опираться на материальную базу рациональной организации свободного времени людей, опережающую индивидуальную сферу потребления культуры и самодеятельного творчества, обеспечивающую возможность проведения не только и не столько массовых мероприятий, сколько постоянную организацию группового общения, коллективных и индивидуальных форм социально-культурной деятельности; б) будет исходить из структуры, отражающей единство государственных и общественных начал клубной деятельности; в) будет направляться общественным органом управления и осуществляться коллективом, органически соединяющим профессиональных и общественных организаторов свободного времени, способных эффективно реализовать принципы прикладной и педагогической культурологии; г) будет исходить из содержания деятельности, строящегося на принципе дополнения, углубления и обогащения духовных ценностей, усваиваемых личностью в других сферах труда, познания, общественно-политической и культурной деятельности; на комментировании актуальных вопросов экономики и политики, на отражении повседневной жизни конкретного коллектива или региона; д) реализует широкое многообразие средств, методов и форм идейно-эмоционального воздействия, вытекающих из специфики сверхнормативной, нерегламентированной деятельности в условиях свободного времени; е) будет опираться на социологическую службу, способствующую постоянному изучению, обобщению, удовлетворению и дальнейшему развитию духовных интересов, и потребностей всех групп населения, проживающего, работающего и обучающегося в данном регионе; ж) обеспечит преобразование объекта воздействия в субъект социально-культурной деятельности. Современному центру досуга должны быть присущи следующие социальные функции: культурно-политическая – развитие социальной активности, воспитание политической культуры; изучение, учет и формирование общественного мнения; пропаганда передового опыта, осуществление широкой гласности, формирование умений и навыков жить в условиях демократии, эффективно реализовывать свои гражданские и общественные права и обязанности; просветительная – вовлечение разных групп населения в процесс непрерывного просвещения, овладения ценностями отечественной и мировой культуры; творческого развития личности – стимулирование самодеятельного научно-технического, прикладного, художественного творчества, организация любительских клубных объединений и других форм удовлетворения духовных интересов, раскрытия индивидуальности, развития творческих потенций личности; культурно-бытовая – осуществление традиций и обрядов, отражающих этапные события в жизни людей, утверждение культуры быта и эстетики поведение, пропаганда современной моды; рекреативная – создание условий для снятия физического, психического и интеллектуального перенапряжения, восстановления сил и дальнейшего развития личности путем организации зрелищны, игровых и иных форм рационального отдыха и нерегламентированного общения. Культуросозидающий потенциал центра общественного досуга может проявиться в том, что он способен принять на себя функции школы демократии, в рамках которой люди будут осваивать основы политической культуры, развивать инициативу и самодеятельность, овладевать элементарными умениями и навыками эффективного проявления социальной активности. Интенсификация производства вызовет значительное увеличение физических, психологических и интеллектуальных нагрузок трудящихся, а это, в свою очередь, предопределит необходимость по-новому подойти к проблеме рекреации, обеспечить такой досуг, который может не только восстановить силы человека, но и придать ему новый импульс творческого развития. Принципиальное значение на современном этапе приобретает эффективность деятельности центров общественного досуга. Н.Н.Королев[202] в рамках комплексного исследования подтвердил выдвинутую на начальном этапе научного поиска рабочую гипотезу, исходящую из того, что разработка социально-педагогических показателей эффективности организации досуга может быть осуществлена при условии преодоления размытости границ культурно-досуговой деятельности и концентрации ее содержания на осуществлении рекреативно-развивающей функции; учета степени превращения досуга в явление культуры; обеспечении надежности и ясности показателей проявления социально-культурной активности разных групп населения; превращения показателей эффективности общественного досуга в фактор стимулирования профессионального творчества. В процессе исследования наряду со сложившимся в теории и практике понятием «условие эффективности культурно-просветительной работы» было обоснованно понятие «критерии эффективности культурно-досуговой деятельности» как системы объективных, наиболее существенных, устойчивых и повторяющихся признаков, отвечающих требованиям необходимости и достаточности и отражающих степень действенности этой деятельности путем соотнесения ее результатов с целями и задачами воспитания, затрат трудовых, материальных и временных ресурсов с достигнутым воспитательным результатом, а также соответствия процесса культурно-просветительного воздействия современным принципам организации социально-культурной деятельности людей в условиях свободного времени. Практическая значимость исследования проявилась в том, что в ходе опытно-экспериментальной работы была подтверждена возможность и целесообразность учета качества организации досуга на основе двух групп критериев: социально-экономических и социально-педагогических. Социально-экономические критерии эффективности культурно-досуговой деятельности отражают: наличие материальной базы общественного досуга, удовлетворяющей требованиям обеспечения процесса непрерывного просвещения, включения людей в различные виды творчества, организации рационального отдыха и интенсивность ее использования; наличие специалистов, призванных обеспечить реализацию общественных функций досуга и их соотношение с социальными и профессионально-квалификационными требованиями; степень охвата людей культурно-досуговой деятельностью, соотношение реальной и потенциальной аудитории, соотношение между количеством групп населения, с которыми проводится работа в соответствии с принципом дифференциации и реально сложившимися группами населения в конкретном регионе; интенсивность включения людей в социально-культурное творчество; регулярность участия, средневременные затраты, общий стаж участия в конкретном виде культурно-досуговой деятельности; соответствие результатов финансово-экономической деятельности культурно-досугового учреждения научно обоснованным плановым показателям. Социально-педагогические критерии эффективности культурно-досуговой деятельности отражают: результативность воздействия общественного досуга на нравственный облик и развитие личности, проявляющуюся в изменении ее сознания, поведения и деятельности; широту, полноту, гармоничность включения людей в процесс непрерывного просвещения, различные виды творчества и рациональный отдых; соответствие содержания и процесса социально-культурной деятельности современным принципам общественной организации досуга. Исследование учитывало, что эффективность культурно-досуговой деятельности не поддается прямому измерению, однако ее можно оценить косвенным образом с помощью показателей, репрезентативно отражающих особенности структуры и динамики развития содержания и форм досуга разных групп населения. Особенность методики исследования проявилась в максимальном использовании унифицированного аппарата научного анализа. Исходные данные об объекте исследования в первую очередь были получены с помощью «Паспорта культурно-досуговой деятельности», позволяющего обобщать информацию о численности, социально-демографическом и возрастном составе населения, уровне его общественной активности, формах участия в культурной жизни и т.д. Аналогичный принцип реализовывался при использовании оправдавшего себя инструментария, разработанного В НИИ искусствознания для исследования проблем прогнозирования художественной культуры, а также анкет и вопросников, разработанных другими научными учреждениями. Преимущество подобной методики проявилось в возможности получить сопоставимую научную информацию и воспользоваться имеющимися достаточно репрезентативными данными. При анализе культурно-досуговой деятельности были использованы: паспорт клубного учреждения; паспорт самодеятельного объединения; паспорт коллектива художественной самодеятельности; карточка массового мероприятия; единая форма учета и анализа массовых мероприятий; социологическая карта массового праздника; анкета «Ваше мнение о культурно-досуговой деятельности в районе» и другие рабочие материалы. Важной составной частью методики и организации исследования стали коллективные обсуждения отдельных этапов научного анализа, рабочие совещания со специалистами, семинары-обсуждения на базе научно-методических центров, публикации в печати и другие формы пропаганды и общественного анализа работы. Широта исследования обусловила целесообразность применения самых разносторонних методов социологического анализа, анкетирования, хронометрирования, самофотографирования бюджета времени и т.д. Однако, по сути и характеру своему исследование в первую очередь носило социально-педагогический характер, основывалось на использовании педагогических методик учета качественных изменений, происходящих в личности или социальной общности под воздействием определенных воспитательных факторов. Ведущими методами исследования были поисково-констатирующий эксперимент, различные модификации педагогического наблюдения (прямое и опосредованное, программированное и свободное, постоянное и эпизодическое, системное и выборочное и т.д.), экспертная и общественная оценка, изучение учетно-отчетной документации и иных объективных данных. Особое место в методике исследования занимал формирующий социально-педагогический эксперимент, в ходе которого выявлялась эффективность качественных изменений, вносимых в организацию культурно-досуговой деятельности, в процессе опытно-экспериментальной работы. Главным итогом исследования стало обоснование социально-педагогических критериев и показателей эффективности организации досуга, которые отражают общий вклад культурно-досуговой деятельности в решение кардинальных задач воспитания, позволяют оценить воздействие общественной организации досуга на нравственный облик личности, ее социальную активность и эстетическую позицию. Параметры такого воздействия имеют весьма подвижные границы и проявляются опосредованно, в отраженном виде: в изменении сознания – в знаниях, мировоззрении, убежденности; в изменении поведения – в уровне трудовой, общественно-политической и социально-культурной активности, в поведении в сфере труда, общения и быта, в отношениях с окружающими. Приведенные выше качественные изменения в личности нельзя измерить количественными параметрами. Это связано со специфическим характером задач нравственно-эстетического воспитания, отличающихся масштабностью и временной протяженностью, а также с особенностями культурно-просветительной работы, которая по своему воздействию, в основе своей, носит вторичный характер. Она не столько формирует те или иные качества личности, сколько углубляет, дополняет и обогащает те из них, которые уже сформированы в той или иной степени в других сферах жизнедеятельности, и в первую очередь в семье, учебно-воспитательном, трудовом или воинском коллективе. Все это обуславливает практическую невозможность на данном этапе развития науки установить точный вклад и границы влияния на личность того или иного института воспитания. Но при этом есть круг вопросов, которые сегодня могут найти свое разрешение, и это позволило построить формирующий эксперимент на апробации следующих социально-педагогических критериев, которые отражают сущность и природу духовно насыщенного и педагогически инструментованного общественного досуга. Это: критерий социально значимой направленности культурно-досуговой деятельности; критерий соответствия методики работы центра досуга современным требованиям обеспечения педагогического влияния на сознание, поведение и отношения людей в условиях свободного времени; критерии преемственности, систематичности и последовательности культурно-досуговой деятельности; критерий включенности личности в различные формы культурно-досугового творчества; критерий удовлетворенности духовных интересов и потребностей разных групп населения. Используя методы анализа объективных документов, включенного и опосредованного наблюдения, профессиональной и общественной экспертизы, мы подтвердили правомерность этих критериев как факторов, позволяющих оценить качество общественно организованного досуга, и в то же время выступать как средство самооценки деятельности специалистов центров досуга. Однако во всех 26 учреждениях культуры, где проводился эксперимент, обнаружилась его слабость, связанная с недостаточным учетом специфики работы центров досуга в условиях перехода к новой системе хозяйствования. Это заставило дополнить программу эксперимента рядом новых критериев эффективности организации досуга, которые отражали: Степень целесообразности осуществляемого вида деятельности, основанную на наличии соответствующих запросов и умений прогнозировать социально-культурные процессы в сфере свободного времени. Уровень обоснованности профессиональной деятельности сотрудников центров досуга. Степень включенности населения в социально-культурное творчество. Мобильность учреждений культуры при необходимости переориентации содержания и форм деятельности. Способность стимулировать культурно-творческие процессы в условиях досуга и привлекать спонсоров к их финансированию и организации. Разумность использования средств центров досуга. В центре опытно-экспериментальной работы оказалась проблема перехода от критериев эффективности организации досуга к показателям этой эффективности, которые: o Объективно отражали содержание и формы деятельности центров досуга; o Обеспечивали стабильность и преемственность информации; o Служили ориентиром в общественной оценке и самооценке культурно-досуговой деятельности; o Отвечали требованиям простоты, ясности и доступности. В итоге была принята и внедрена система учета, достоинство которой проявилось в том, что показатели эффективности организации досуга не стали самоцелью, а выступали средством постоянного совершенствования культурно-досуговой деятельности. Формирующий социально-педагогический эксперимент заставил педагогические коллективы культурно-досуговых учреждений, институты управления сферой культуры начать разработку показателей эффективности общественного досуга с конкретизации сути и природы культурно-досуговой деятельности, с освобождения центров досуга от несвойственных им функций, с конкретизации содержания и форм деятельности учреждений культуры по реализации рекреативно-развивающего потенциала досуга. В процессе исследования не удалось решить все проблемы, связанные с разработкой и внедрением системы показателей эффективности культурно-досуговой деятельности. Использованные в ходе формирующего эксперимента показатели оказались, безусловно, приемлемыми для исследователей, но слишком сложными и трудоемкими для практиков. Задачей дальнейших исследований должна стать проблема упрощения этих показателей и превращения их в средство, доступное каждому специалисту любого звена общественной организации досуга. Продолжающееся более чем 20 лет исследование культуросозидающего потенциала центров общественного досуга и условий его реализации позволило решить достаточно широкий диапазон научных проблем – от выявления специфических принципов деятельности культурно-досуговых учреждений до разработки методик подготовки и проведения клубных массовых мероприятий или художественно-педагогического руководства коллективами любительского творчества. Однако главным его итогом стало обоснование механизмов функционирования этих очагов культуры, которые предопределяет прикладная и педагогическая культурология. Именно в культурно-досуговых учреждениях в полной мере раскрывается разработанная прикладной культурологией методология и методика вовлечения человека в мир культуры, технология реализации духовно-эвристических и художественно-творческих потенций людей, проявления их социально-культурной активности. В центрах общественного досуга во всей полноте проявляется и отраженная в педагогической культурологии методика историко-культурного просвещения и вовлечения индивида в социально-культурную деятельность, способствующую преобразованию знаний о культуре в художественно-эстетические убеждения, в нормы и принципы духовной жизни.
|