Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фильм-опера и киноопера.
О́ пера (итал. opera — дело, труд, работа; лат. opera — труды, изделия, произведения, мн.ч. от opus) — жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки[1]. Литературная основа оперы — либретто. Слово «ореrа» в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы. В 1915-1916 годах были созданы киноверсии опер «Руслана и Людмилы» Глинки, «Пиковой дамы» Чайковского и «Русалки» Даргомыжского, а в 1920 году – «Богемы» Пуччини. Оперная форма как таковая стала доступна киноискусству только после того, как кино перестало быть «Великим немым». Разбойничья симфония. Первый шаг на пути к созданию полноценной кинооперы был сделан композитором Ф. Фехером в 1935 году. Его лента под названием «Разбойничья симфония» была, скорее всего, неудачным произведением, так как не попала в ежегодно издающуюся фильмографию, где перечислялись лучшие фильмы того года. Прошли десятилетия, прежде чем кинорежиссерам удалось достаточно успешно экранизировать наиболее популярные оперные шедевры. Среди них: опера Бизе – «Кармен», Моцарта – «Волшебная флейта», Вейля – «Трехгрошовая опера», Россини – «Севильский цирюльник», Верди – «Риголетто». Позднее создаются кинооперы Чайковского – «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», Римского-Корсакова – «Садко», Шостаковича – «Катерина Измайлова» и др. В настоящее время работа в этом направлении идет на убыль, так как место опер заняли многочисленные мюзиклы, музыкальные комедии, оперетты, а также фильмы со специальным музыкальным сценарием. Совершенно очевидно, что создание оперы в кино ставит перед режиссером непростую задачу. Решена она может быть несколькими способами. С одной стороны, возможна ее экранизация, с другой, можно остановиться на сюжете, который позволяет вмонтировать в него фрагменты оперного действа. Изредка у авторов возникает потребность в создании такой специфической формы, которая создавалась бы по образцу оперы, но с расчетом на условности, присущие кино. Однако это достаточно сложная задача: несмотря на почти вековые усилия мастеров кинематографа по созданию произведений такого синтетического жанра, их работа так и не увенчалась подлинным успехом. В недавнем прошлом выдающийся венгерский киновед Бела Балаш справедливо отмечал: экранизация оперы и киноопера – совершенно разные жанры. Экранизация оперы – это всего лишь заснятое оперное представление. Киноопера – это кино, которое более тесно, чем другие, может быть связано с некоторыми оперными традициями. В ряду более или менее удачных экранизаций всевозможных опер все-таки существует киношедевр в полном смысле этого слова – это лента Франко Дзеффирелли, созданная по опере Дж. Верди «Травиата» (1982 г.). В Травиате» же Дзеффирелли удалось невероятное, а именно «оживить» оперу – этот самый условный жанр. 15. Музыкальный фильм и фильм-ревю.
Музыка́ льный фильм — жанр киноискусства, особенность которого состоит в том, что актёры фильма не только участвуют в диалогах, но и исполняют песни, содержание которых дополняет сюжет. Началось все с театра и только потом желание перенести на экран любимые песни и музыкальные спектакли обернулось открытием звукового кинематографа и музыкальными фильмами. Множество музыкальных фильмов снимается на основе мюзиклов и оперетт. Также музыкальные фильмы часто становятся удобным форматом для профессиональных певцов, приглашённых играть главные роли. К музыкальным также относят фильмы, в которых актёры не поют, а танцуют под музыку, причём эти танцы являются частью сюжета (например, х/ф «Зимний вечер в Гаграх»). Первым в истории музыкальным фильмом был фильм «Певец джаза» (1927); в Европе — «Под крышами Парижа» (1930) Рене Клера.
Известные музыкальные фильмы: 1930-е · Весёлые ребята (1934) · Волга-Волга (1938) 1950-е · Поющие под дождём (1952) · В джазе только девушки (1959) 1970-е · Иисус Христос — суперзвезда (1973) · Лихорадка субботнего вечера (1977) · Собака на сене (1977) · Труффальдино из Бергамо (1977) · Бриолин (фильм) (1978) 1980-е · Чародеи (1982) · Мэри Поппинс, до свидания! (1983) · Сказки старого волшебника (1984) · Формула любви (1984) 2000-е · Танцующая в темноте (2000) · Чикаго (2002) · Стиляги (2008) 2010-е · Отверженные (фильм, 2012) (2012)
Ревю – (от фр. Revue — обозрение) — одна из разновидностей музыкального театра или эстрадного представления, состоящего из отдельных сцен и музыкальных номеров, объединенных общей темой.
Подобно оперетте и мюзиклу, ревю соединяет музыку, танец и обмен репликами между артистами в цельное сценическое представление. В то же время ревю отличается от двух первых театральных жанров отсутствием единой сюжетной связки в постановке. Чаще всего ревю посвящается какой-либо теме или историческому событию; название его воспринимается как символ этой темы, содержание самого ревю представляет собой сменяющие друг друга номера одиночных исполнителей и танцевальных ансамблей, иллюстрирующих её. Жанр ревю близок к варьете, к циркоподобному с использованием акробатических номеров американскому водевилю и кабаре. Ревю как театральное искусство развивается в конце XIX века в Париже из представлений кабаре («Чёрный кот», «Фоли-Бержер», «Мулен-Руж») и достигло своей вершины в 1920-х годах. Первыми, примитивными ревю можно считать ярмарочные предновогодние представления в Париже 1850-х годов, на которых актрисы, переодетые в комическую военную форму, пародировали нравы, царившие во французской армии. Первым состоявшимся ревю считается проведённая в 1886 в Фоли-Бержер инсценировка Площадь молодёжи. Начиная с 1889 года ревю становятся постоянной частью программы в Мулен-Руж. С наступлением ХХ века этот жанр распространяется по всей Европе. В США ревю было впервые поставлено в 1907 году (Безумства Зигфелда). Вскоре после этого оно становится самым популярным развлекательным шоу в Бродвейских театрах. В Германии известнейшим ревю-театром был берлинский Большой театр. Кроме участвующих певцов, актёров, комиков, акробатов и танцоров значительную роль в успехе представления играли художественное и техническое оснащение сцены, костюмы, маски и т. п. В 1920-е годы появляется политическое ревю — Красная суматоха Эрвина Пискатора, нашедшее многочисленных последователей. В 1930-х интерес публики к ревю как жанру снижается. К этому времени появляются фильмы-ревю, в связи с чем желающие могут посмотреть эти представления не только в театре, но и в кино. С появлением телевидения начинается транслирование ревю. В настоящее время ревю можно увидеть на таких традиционных варьете-сценах, как «Лидо», «Фоли-Бержер», «Мулен-Руж», «Фридрихштадтпаласт» и т. д. в Европе, в шоу-театрах Лас-Вегаса в Америке. Во время позднейшей фазы развития этого жанра в Венской оперетте было поставлено Венское ревю на льду. Фильмы ревю: · Безумства Зигфелда · О, Калькутта! · «Бабушки надвое сказали» - Художественный фильм-ревю (Фильм-ревю о приключениях артистов эстрады Вадима Тонкова и Бориса Владимирова, встретившихся во время гастролей со своими персонажами – Вероникой Маврикиевной и Авдотьей Никитичной. В фильме принимают участие Владимир Басов, Евгений Весник, Николай Рыбников, Олег Анофриев, Николай Бурляев и другие. Режиссеры: Юрий Клебанов и Валерий Харченко. 1979 год.)
|