Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цистерны






Разновидности цистерн. ЖЗТМ разработаны цистерны многих типов. По роду перевозимых грузов различают цистерны для пере­возок нефтепродуктов; кислот и аналогичных им агрессивных продуктов; сжиженных газов; пищевых продуктов; сыпучих гру­зов; затвердевающих и застывающих грузов; химических грузов.

Для обеспечения постройки цистерн большой номенклатуры с наименьшими затратами и наибольшей производительностью

 


труда заводом проведена работа по унификации их основных узлов и оборудования. Большинство" строящихся цистерн — четырех­осные, рамной конструкции. Каждая такая цистерна, независимо от назначения, состоит из рамы (платформы) с тормозным и авто­сцепным оборудованием, ходовых частей, котла с арматурой, обо­рудования, отвечающего специфическим требованиям, связанным с перевозкой различных грузов.

Рамы (платформы) четырехосных цистерн унифицированы. Сварная рама состоит из хребтовой, двух шкворневых и двух концевых балок, соединенных со шкворневыми балками короткими боковыми балками. Хребтовая балка сварена из двух швеллеров № 30, перекрытых накладками (сверху сечением 480 X 8 мм, а снизу сечением 490 X 6 мм). На хребтовой балке имеются крон­штейны для подвески тормозного оборудования, планки для креп­ления котла в средней части, задние и передние упоры автосцепки с розетками и надпятниковыми коробками.

Каждая шкворневая балка переменной высоты коробчатого се­чения сварена из двух вертикальных листов толщиной 10 мм и двух горизонтальных листов толщиной 8 мм. На шкворневой балке смонтированы пятник, скользуны и планки для установки дом­кратов при подъеме вагонов. На верхнем листе шкворневой балки есть штампованные из листа стали диафрагмы-опоры, которые сверху имеют радиальную форму. На каждой такой опоре укреп­лены желоба, в которые установлены и прикреплены болтами дере­вянные бруски. Такие бруски есть также над хребтовой балкой. Они имеют радиальную форму для опирания на них котла ци­стерны. Радиальная поверхность опор должна соответствовать наружному радиусу нижнего листа котла. В верхнем и нижнем листах шкворневых балок есть отверстия для болтов стяжных хо­мутов, которые крепят котел.

| Концевые и короткие боковые балки изготовляют из штамповок Г-образной формы толщиной 6 мм. На концевой балке укреплены кронштейны для установки сигнального фонаря, расцепного ры­чага автосцепки, поручня сцепщика и т. д. Сварные рамы цистерн пока в основном изготовляют из углеродистой стали ВСтЗсп5 (ГОСТ 380—71). Рамы цистерны устанавливают на две тележки ЦНИИ-ХЗ-О. Рассмотренные рамы (платформы) являются типо­выми для большинства цистерн, но в зависимости от специфики перевозимых грузов могут иметь дополнительное оборудование. Все они имеют длину по осям автосцепок 12 020 мм, по концевым балкам рамы 10 800 мм и базу 7800 мм.

Для небольшого количества цистерн, перевозящих легкие грузы, необходимы рамы (платформы) большей длины: по осям автосцепок 16 120 мм, по концевым балкам рамы 14 900 мм, база 10 300 мм (цистерны для кальцинированной соды и поливинил-хлорида). Эти рамы имеют хребтовые балки из двух зетобразных •профилей № 31. Их изготовляют из низколегированной стали 09Г2С.

 


Крепление котлов цистерн на рамах унифицировано. Котлы крепят в середине и по концам. Котел свободно укладывают ниж­ним (броневым) листом на деревянные брусья опор, установленных на шкворневых балках рамы. В середине нижней части котла фасонные лапы, приваренные к броневому листу, соединяют при-зонными болтами с опорными планками, приваренными к хребто­вой балке. Котел с каждого конца крепят к опорам на шкворне­вых балках двумя стяжными хомутами, которые, предотвращая вертикальное и поперечное перемещения котла относительно рамы, допускают некоторое продольное перемещение концов котла от­носительно рамы при температурных деформациях (например, когда в котел наливают горячий груз). В последнее время разра­ботаны конструкции безрамных цистерн, у которых отсутствует сквозная хребтовая балка, а продольные нагрузки воспринимает котел.

Котлы всех цистерн, независимо от их типа и назначения, обо­рудованы лестницами с поручнями и помостами с ограждениями, обеспечивающими обслуживающему персоналу свободный доступ к установленному наверху оборудованию.

Цистерны для нефтепродуктов. До 1971 г. выпускалась четы­рехосная цистерна грузоподъемностью 60 тс с котлом из углероди­стой стали, предназначенная как для светлых (бензин, лигроин и т. п.), так и для темных (нефть, топливо, минеральные масла и т. п.) нефтепродуктов. Котел этой цистерны для налива нефте­продуктов сверху имеет небольшой колпак диаметром 570 мм и высотой 300 мм с люком, который герметически закрыт крышкой с восемью откидными болтами. Опорное кольцо горловины люка для герметичности уплотнено бензостойкой резиной. В колпаке размещены устройство для определения уровня заполнения котла и привод основного затвора сливного прибора.

Для слива снизу в середине нижнего листа котла установлен универсальный сливной прибор конструкции О. Г. Бойчевского, Л. С. Сигина и Л. А. Шадура. В этом приборе обеспечена полная герметичность основного затвора и есть дополнительный независи­мый затвор, предотвращающий течь при неисправном основном затворе. Прибор позволяет наливать котел снизу при помощи на­соса. В верхней части котла, рядом с колпаком установлен пре­дохранительно-впускной клапан, отрегулированный на внутрен­нее давление в котле 1, 5 ат и на вакуум 0, 2 ат. Для спуска в котел через колпак есть внутренняя лестница.

Однако недостатком этой цистерны являлся небольшой объем (полезный 60 м3, полный 61, 2 м3), что не позволяло полностью ис­пользовать ее грузоподъемность при перевозке светлых нефте­продуктов, особенно бензина. Поэтому такие цистерны в 1971 г. были сняты с производства, а взамен них стали строить цистерны (рис. 72) грузоподъемностью 60 тс для перевозки светлых нефте­продуктов (мод. 15-1556) с полезным объемом котла 71, 2 м3 и полным 72, 7 м3. Объем возрос в результате увеличения внутрен-

 

 

 

 

него диаметра котла с 2800 до 3000 мм и длины котла с 10 300 до 10 620 мм. Котел изготовляют из низколегированной стали 09Г2С. Вес цистерны 24 тс Для перевозки высоковязких нефтепродуктов — мазутов, сма­зочных масел и т. п. строят цистерны грузоподъемностью 60 тс (мод. 15-897) с подогревом. Цистерна имеет такую же конструк­цию и оборудование, как и универсальная с полезным объемом 60 м3, но нижняя часть котла дополнительно оборудована паро-обогревательной рубашкой. Наружной стенкой этой рубашки слу­жит стальной лист толщиной Змм, а внутренней — нижняя часть ко­тла. Стенки связаны между собой каркасом из уголкового проката. Пар поступает в рубашку через штуцер кожуха сливного прибора, а выходит (пар или конденсат) через два патрубка, расположенных в нижней части рубашки. Разработаны и изготовлены опытные цистерны для вязких нефтепродуктов грузоподъемностью 62 тс, что достигнуто благодаря увеличению диаметра и длины котла (мод. 15-1566).

В 1963—1967 гг. было построено несколько тысяч шестиосных цистерн для нефтепродуктов грузоподъемностью 90 тс с полезным объемом котла 99 м3, а затем перешли на производство восьми-осных цистерн.

В настоящее время ЖЗТМ для перевозки светлых нефтепро­дуктов строит восьмиосные цистерны безрамной конструкции (рис. 73) грузоподъемностью 120 тс (мод. 15-871), имеющие пол­ный объем 140 м3, длину по осям автосцепок 21 120 мм, базу 13 790 мм, вес тары 48 тс. Цистерны вписаны в габарит 1-Т. Котел цистерны (внутренний диаметр 3000 мм) изготовлен из низколеги­рованной стали 09Г2С. Цилиндрическая часть котла сварена из нижнего листа толщиной 12 мм и четырех листов по 9 мм. Днище штампуют из листа толщиной 11 мм. В зоне опоры котла нижний лист усилен листами шириной 1000 мм и толщиной 12 мм. Для по­вышения устойчивости котел усилен в средней части двумя коль­цевыми шпангоутами, а над опорами с каждого конца — двумя разрезными снизу шпангоутами, концы которых соединены с опо­рой котла. Шпангоуты изготовляют из специального омегообраз-ного профиля, применяемого для стоек полувагонов.

Котел оборудован двумя типовыми колпаками (0 570 и вы­сотой 300 мм) с герметизированными крышками. В нижней части котла по оси колпаков расположены два типовых универсальных сливных прибора, приводы основных затворов которых разме­щены в колпаках. Для обеспечения полного слива нижний лист котла имеет уклоны к сливным приборам. Сверху цистерны уста­новлен типовой предохранительно-впускной клапан, отрегулиро­ванный на внутреннее давление 1, 5 кгс/см2 (0, 15 МПа) и вакуум 0, 2 кгс/см2 (0, 02 МПа). Для удобства обслуживания котел обору­дован наружными и внутренними лестницами. К котлу снаружи приварены кронштейны для подвески тормозного оборудо­вания.

 


К концевым частям котла приварены опоры, которыми он опирается на четырехосные тележки (мод. 18-101). Опора, яв­ляющаяся одновременно консольной частью рамы, имеет хребтовую (два зетобразных профиля № 31) н шкворневую балку, а также концевые и боковые балки. На хребтовой и концевой балках разме­щены элементы авто­сцепного устройства, а на шкворневой — пятник, скользуны и опоры для з домкрата. Котел приварен к шкворневой балке ребрами и листами, а к хребтовой — специальными лапами с прорезями для о сварки.

В первых вариантах

конструкции цистерн по концам котла в нижней В части были предусмотрены ниши, внутри которых размещали хребтовые балки, ЧТО ПОЗВОЛЯЛО СНИЗИТЬ центр тяжести цистерны. Однако это сильно услож­няло технологию произ­водства и снижало надеж­ность котла. Опыт пока­зал, что при отмене ниши увеличение высоты ци­стерны с 4610 до 4830 мм практически не сказалось на ее динамических каче­ствах, а значительно упро­стило технологию произ­водства и ремонта.

Цистерны для кислот. Все цистерны для кислот— четырехосные и отличаются конструкцией котла. Котел цистерны (рис. 74),

 

196
имеющей грузоподъемность 60 тс и предназначенной для перевозки серной кислоты (мод. 15-140), изготовляют из углеродистой стали ВСтЗспб. Полезный объем котла 32 м3. Толщина нижнего листа цилиндрической части котла (внутренний диаметр 2000 мм) и штампованных днищ 12 мм, а остальных трех листов этой части 10 мм. Нижний лист имеет уклон к середине. В центре имеется колпак диаметром 1200 мм, высотой 670 мм, сливно-наливная труба 0 3", кран для выпуска и впуска воздуха и предохра­нительно-впускной клапан, отрегулированный на давление 2, 5 кгс/см2 (0, 25 МПа) и вакуум 0, 2 кгс/см2 (0, 02 МПа). Налив и слив груза в цистерну — верхний. Для промывки котла и отбора проб крышка люка колпака имеет смотровой патрубок 0 4". При засорении сливно-наливной трубы его можно использовать для налива и слива перевозимого груза.

Котел цистерны грузоподъемностью 63 тс для улучшенной сер­ной кислоты (мод. 15-1548) имеет конструкцию и оборудование та­кие же, как у цистерны для перевозки обычной серной кислоты, но не имеет колпака. Этот котел изготовлен из двухслойной не­ржавеющей стали 20К + 10Х17Н13М2Т (ГОСТ 10885—75), что обеспечивает сохранение высокого качества продукта. Полезный объем котла 34, 24 м3, внутренний диаметр 2200 мм. Нижний лист и днище из стали толщиной 12 мм, а остальные листы цилиндриче­ской части — толщиной 9 мм. Котел цистерны грузоподъем­ностью 60 тс для олеума (мод. 15-1402) отличается от котла цистерны для серной кислоты наличием парообогревательной рубашки в его нижней части. Конструкция рубашки такая же, как у котла цистерны для вязких нефтепродуктов.

Котел цистерны (мод. 15-1406) грузоподъемностью" 57, 3 тс для крепкой азотной кислоты (концентрация до 98%) сваривают из алюминия АД0 (ГОСТ 17232—71). Толщина листов цилиндриче­ской части котла 25 мм, а днищ 28 мм. Полезный объем котла 37, 3 м3, внутренний диаметр 2214 мм. Котел имеет колпак, на крышке которого размещены штуцер для отбора проб, предохра­нительно-выпускной клапан, указатель наполнения цистерны и штуцер для манометра. Налив и слив кислоты — верхний. Для защиты рамы, тормозного оборудования и других элементов от случайно пролитой кислоты с обеих сторон котла имеются предо­хранительные щиты. На раме установлен ящик с известью для нейтрализации пролитой кислоты.

Котел цистерны грузоподъемностью 61, 5 тс (мод. 15-1404) для слабой азотной кислоты (концентрация до 58%) сваривают из нержавеющей стали 12Х18Н10Т (ГОСТ 5632—72). Котел состоит из четырех продольных листов (нижнего толщиной 11 мм, двух боковых по 9 мм, верхнего толщиной 8 мм) и двух днищ тол­щиной 12 мм. Оборудование его такое же, как у цистерны для крепкой азотной кислоты. Полезный объем 44, 47 м3.

Котел цистерны грузоподъемностью 62 тс для меланжа (мод. 15-1514) сваривают из экономнолегированной нержавеющей стали


Рис. 75. Цистерна для сжиженного пропана

08Х18Г8Н2Т (ГОСТ 5632—72). Нижний лист и днища толщи­ной 10 мм, остальные листы по 9 мм. Нижний лист имеет уклон к середине. Котел имеет устройство для верхнего налива и слива предохранительно-впускной клапан, люк-лаз с расположенными на крышке патрубком для отбора проб и штуцером для мано­метра. Полезный объем котла 40 м3, внутренний диаметр 2414 мм.

Котлы цистерн для соляной кислоты грузоподъемностью 52, 2 тс (мод. 15-1403) и грузоподъемностью 59, 4 тс (мод. 15-1554) анало­гичны по конструкции и оборудованию, но отличаются размерами. Котлы изготовляют из стали ВСтЗсп5. Сверху котла находятся два люка: один с откидной крышкой для доступа при осмотрах и ремонте; на крышке другого смонтировано устройство для верх­него налива и слива и предохранительный клапан. Для защиты от воздействия соляной кислоты, внутренняя поверхность котлов и колпаков, а также наружная поверхность люков и котлов в зоне люков гуммирована слоем резины толщиной 5 мм. На котлах цистерн имеются гуммированные защитные фартуки.

Котел цистерны грузоподъемностью 60 тс для перевозки фенола (мод. 15-898) такой же, как у цистерны грузоподъемностью 60 тс для вязких нефтепродуктов, но его внутренняя поверхность, а также все детали, соприкасающиеся с фенолом, оцинкованы. Для последующего покрытия котла цинком имеется дополнитель­ный люк диаметром 570 мм.

Цистерны для сжиженных газов. Значительный удельный вес в производстве занимают цистерны для перевозки сжиженных газов (пропана, аммиака, хлора и др.). Особенностью большинства этих цистерн является высокое рабочее давление, в связи с чем их котлы имеют обечайки из листов повышенной толщины.

Котел цистерны (рис. 75) грузоподъемностью 22, 9 тс для пере­возки сжиженного пропана (мод. 15-1407) изготовляют из низко­легированной стали 09Г2С. Толщина листов обечаек 26 мм, днищ

 

 


32 мм. Полезный объем котла 45, 8 м3, внутренний диаметр 2600 мм. Котел имеет колпак с защитным кожухом. На крышке колпака установлено устройство для верхнего налива и слива груза, ука­затель уровня наполнения, карман для термометра и предохра­нительный клапан на давление 20 кгс/см2 (2 МПа). Рядом с кол­паком вварен штуцер для манометра.

В последнее время были построены цистерны для пропана без­рамной конструкции, увеличенных габаритных размеров, грузо­подъемностью 41, 8 тс (мод. 15-1558). Котел сваривают из стали 09Г2С. Днища котла толщиной 26 мм, а листы обечаек 24 и 26 мм (в зоне опоры котла). Полезный объем 83, 6 м3, внутренний диа­метр 3000 мм. Цистерна вписана в габарит 1-Т. На концах котла приварены короткие полурамы для опоры на тележки и установки автосцепного и тормозного оборудования. Вся специальная ар­матура такая же, как у котла цистерны грузоподъемностью 22, 9 тс.

Котел цистерны грузоподъемностью 30, 7 тс (мод. 15-1408) пред­назначен для аммиака. Его оборудование такое же, как у котла цистерны для пропана, но дополнительно в верхней части он имеет кожух теневой защиты из листа толщиной 1, 5 мм, предохраняющий груз от нагревания солнцем. В последнее время для аммиака строят безрамные цистерны грузоподъемностью 45, 33 тс без теневой за­щиты, вписанные в габарит 1-Т.

Для перевозки сжиженного хлора строят цистерны грузоподъ­емностью 47, 6 тс (мод. 15-1409) с теневой защитой и грузоподъем­ностью 55, 8 тс (мод. 15-1566) без теневой защиты. Котлы этих цистерн отличаются от котлов других цистерн для сжиженных газов в основном размерами. Они рассчитаны на давление 15 ат.

Цистерны для пищевых продуктов. Котел цистерны грузо­подъемностью 60, 5 тс для патоки (мод. 15-1413) сваривают из угле­родистой стали ВСтЗсп5. Толщина нижнего листа 11 мм, остальных трех — 9 мм, а днищ 12 мм. Нижний лист котла имеет уклон к слив­ному прибору. Котел имеет люк 0 570 мм и высотой 300 км. В крышке люка размещен указатель уровня заполнения цистерны. Котел оборудован типовым универсальным сливным прибором для слива снизу и внутренней лестницей. Нижняя часть котла имеет парообогревательную рубашку для подогрева при сливе загустевшей патоки. Объем котла 42, 9 м3, диаметр 2410 мм.

Цистерна (рис. 76) грузоподъемностью 31, 2 тс для молока (мод. 15-886) обеспечивает перевозку молока при температуре наружного воздуха от 50 до —50° С. Она имеет трехсекционнып котел из алюминия АД1 (ГОСТ 17232—71), сваренный из листов толщиной 14—16 мм. Каждая секция объемом 10 м3 имеет люк-лаз диаметром 570 мм с откидной крышкой, уплотненной специальной пищевой резиной. Секция оборудована устройством для налива и слива молока, указателем уровня молока поплавкового типа и краном для впуска и выпуска воздуха. Молоко наливают через трубу диаметром 76 мм, а сливают (самотеком или с использова­нием вакуумных насосов) из каждой секции раздельно.

 

 


Рис. 76. Цистерна для молока

| Котел цистерны грузоподъемностью 55, 3 тс для виноматериа-лов (мод. 15-1542) является котлом-термосом. Он сварен из двух­слойной стали ВСтЗсп5 + 12Х18Н10Т (ГОСТ 10885—75). Нижний лист имеет толщину 11 мм, а остальные — 9 мм. Детали котла, соприкасающиеся с продуктом, изготовляют из нержавеющей стали 12Х18Н10Т (ГОСТ 5632—72). Нижний лист имеет уклон к сливному прибору. Котел имеет люк-лаз, установленный на рас­ширительном колпаке, предохранительно-впускной клапан, от­регулированный на избыточное давление 1, 5 кгс/см2 (0, 15 МПа) и вакуум 0, 15кгс/см2 (0, 015МПа). Для транспортирования молока и виноматериалов котлы цистерн снаружи имеют теплоизоляцию из стеклянного штапельного волокна МРТ-35 (ГОСТ 10499—67). Толщина изоляции соответственно 200 и 250 мм. Сверху есть защитный кожух из стального листа толщиной 1, 5 мм.

Цистерны для сыпучих грузов. В цистернах специальной кон­струкции можно перевозить некоторые сыпучие порошкообразные грузы, которые приобретают свойства текучести при аэрации, обес­печивающей полную выгрузку продукта. Строят цистерны для цемента, кальцинированной соды и поливинилхлорида.

Котел цистерны для цемента грузоподъемностью 61 тс (мод. 15-1405) такой же, как и универсальной цистерны для нефтепро­дуктов грузоподъемностью 60 тс, но дополнительно оборудован устройствами для погрузки и аэропневмовыгрузки цемента. Кроме люка диаметром 570 мм с герметизированной крышкой и внутрен­ней лестницей, на котле размещены патрубки диаметром 200 мм с откидными крышками и наконечниками для присоединения шлан­гов для погрузки и патрубок для установки указателя уровня за­полнения котла цементом. Внутри котел двумя рассекателями и четырьмя боковыми откосами, установленными с уклоном к раз­грузочному патрубку, разделен на две части — верхнюю гру­зовую и нижнюю (подоткосную), которые для выравнивания дав­ления соединены трубами. На стыках откосов и рассекателей раз-

 

 


мещены четыре аэролотка, а вблизи разгрузочного патрубка — аэроплитки для взрыхления цемента сжатым воздухом. Снизу котла укреплен ящик, в котором установлены краны для впуска воздуха от компрессора в аэролотки и раздаточный шланг, а также предохранительный клапан на давление 2 кгс/см2 (0, 2 МПа). За­грузку и выгрузку осуществляют воздухом через шланги на спе­циальных складах, оборудованных компрессорами. Разгружать цистерны можно в приемные устройства, расположенные под землей или на высоте до 25 м. Вес тары цистерны 24, 5 тс, полезный объем 53, 7 м3.

Цистерна для кальцинированной соды (мод. 15-884) грузоподъ­емностью 54 тс имеет котел, сваренный из низколегированной стали 09Г2С (нижний лист толщиной 10 мм, остальные — 9 мм; днище толщиной 11 мм). Длина котла 14 690 мм, поэтому цистерну устанавливают на раму (платформу) с удлиненной базой 10 300 мм. Устройство и специальное оборудование котла принципиально та­кие же, как котла цистерны для цемента. Полезный объем цистерны 83, 6 м3, вес тары 31, 3 тс. Цистерна вписана в габарит 0-Т.

Котел цистерны (рис. 77) грузоподъемностью 55 тс для поли­винилхлорида (мод. 15-1498) состоит из двух соединенных авто­номных секций, расположенных с наклоном под углом 6° к сере­дине. Котел сварен из двухслойной стали ВСтЗсп5 + 12Х18Н10Т (толщина нижних листов 10 мм, а остальных 8 мм). Сверху каждой секции котла имеются люк 0 570 мм, два загрузочных патрубка 0 200 мм с откидными крышками и наконечниками для присоеди­нения шлангов при погрузке, патрубок для установки указателя уровня заполнения котла и предохранительный клапан на избы­точное давление 2 кгс/см2 (0, 2 МПа). Внутри смонтированы устрой­ства для аэропневмовыгрузки. Котел смонтирован на раме с ба­зой 10 300 мм; по конструкции он такой же, как и у цистерны для кальцинированной соды. Котел загружают через патрубки, свободно засыпая груз или подавая его под давлением. Разгру­жают котел под давлением, подавая груз по трубопроводам на расстояние до 50 м на любую сторону цистерны. Цистерна вписана в габарит 0-Т.

Цистерны для затвердевающих и застывающих грузов. Кон­струкции таких цистерн разнообразны, но все они имеют наружную термоизоляцию толщиной 200 мм из стеклянного штапельного во­локна МРТ-35 и других материалов. Цистерны закрыты снаружи кожухом из стального листа толщиной 1, 5 мм и имеют различные системы подогрева груза перед разгрузкой.

Котел цистерны для расплавленной серы (рис. 78) грузоподъем­ностью 56, 6 тс (мод. 15-1480) изготовляют из двухслойной стали ВСтЗсп5 -f 12Х18Н10Т (толщина нижнего листа 10 мм, днищ 12 мм и остальных листов 8 мм). Объем 31, 8 м3, внутренний диа­метр котла 2000 мм. Сверху котла имеется люк,, на крышке которого установлены два вентиля для продувки котла, указатель уровня заполнения и предохранительный клапан. Серу наливают при

 

 

 

 

температуре 135 —150° С. Для подогрева серы, застывшей при транспортировании, между котлом и изоляцией установлены труб­чатые электронагреватели переменного тока напряжением 380 В. Слив груза — нижний.

Цистерна для пасты сульфанола грузоподъемностью 53, 7 тс (мод. 15-1417) имеет котел из листов стали ВСтЗсп5 (нижний лист толщиной 11 мм, два боковых9 мм, два верхних 8 мм и днище 11 мм). Сверху котла имеются люк-лаз с откидной крышкой, два шту­цера 0 100 мм, внутренний обогревательный змеевик из труб 0 60 мм (нержавеющая сталь), предохранительно-впускной кла­пан, воздушный кран 0 50 мм, универсальный сливной прибор для нижнего слива груза и другая специальная аппаратура. Для разогрева застывшей пасты перед сливом в змеевик подают насы­щенный пар под давлением 6 ат при температуре около 150° С.

Жидкий пек транспортируют в цистернах грузоподъемностью 57, 8 тс (мод. 15-1532). Котел сварен из стали ВСтЗсп5 (толщина нижнего листа 11 мм, остальных 9 мм, а днища 12 мм). Нижний лист имеет уклон к середине, что обеспечивает лучший слив. По­лезный объем котла 50 м3. Котел имеет люк-лаз 0 570 мм с крыш­кой, оборудованной предохранительной мембраной, трубами слива и налива, термопарой для измерения температуры продукта. Жидкий пек наливают в цистерну при температуре 300° С. Для подогрева груза при сливе есть система электрообогрева (мощ­ностью 90 кВт), обеспечивающая разогрев с температуры 150° С до температуры слива за 12 ч. Сливают груз выдавливанием или оппонированием.

Нафталин транспортируют в цистернах грузоподъемностью 50, 8 тс (мод. 15-1536), котел и оборудование которых такие же, как у цистерны для жидкого пека.

Капролактам транспортируют в цистернах грузоподъемностью 50 тс (мод. 15-1582), котлы которых сваривают из нержавеющей стали 08Х22Н6Т (ГОСТ 5632—72). Внизу к котлу приварена паро-обогревательная рубашка из листовой стали со штуцерами и за­глушками для впуска и выпуска пара. Котел вместе с парообогре-вательной рубашкой покрыт термоизоляцией. Котел оборудован предохранительным клапаном, специальной арматурой, внутрен­ней лестницей и сливно-наливным устройством. Наливают котел сверху при температуре капролактама 90° С, а сливают — насо­сом. Полезный объем цистерны 49, 5 м3, вес тары 26, 8 тс. Цистерна вписана в габарит 0-Т.

Цистерны для химических и других грузов. Строят также цистерны для перевозки других химических продуктов: ядохими­катов, этиловой жидкости, желтого фосфора и т. п. Кроме цистерн колеи 1520 (1524) мм, для Южно-Сахалинского отделения Дальне­восточной ж. д., имеющего колею 1067 мм, разработаны цистерны двух типов для нефтепродуктов — четырехосная универсальная цистерна грузоподъемностью 46 тс для светлых и темных нефтепро­дуктов и четырехосная цистерна грузоподъемностью 46 тс для вяз-

 

 

ких нефтепродуктов. Эти цистерны унифицированы с цистернами соответствующего назначения колеи 1520 (1524 мм), но имеют меньшие размеры по ширине и высоте в соответствии с требова­ниями габарита.

До 1939 г. строили цистерны для битума с наружной изоляцией котла и расположенными внутри змеевиками для разогрева за­твердевшего битума паром. Эти цистерны вследствие частых по­вреждений змеевиков работали ненадежно. По предложению А. А. Скорбященского на ДВЗ были разработаны специальные бункерные вагоны для перевозки нефтебитума.

Вагон (рис. 79) грузоподъемностью 40 тс для нефтебитума (мод. 17-431) состоит из рамы, четырех поворотных бункеров, хо­довых частей и другого оборудования. Раму и бункера изготов­ляют из низколегированной стали 09Г2Д. Рама состоит из хребто­вой, двух боковых, двух шкворневых, двух концевых балок и пяти опор для установки четырех бункеров. Хребтовая балка сварена из двух двутавров № 55, боковые балки изготовлены также из двутавров № 55. Шкворневая балка коробчатого сечения сварена из двух вертикальных (толщиной 8 мм) и двух горизонтальных (10 мм) листов. Опоры бункеров — сварные коробки трапецеидаль­ной формы, имеющие сверху зубчатые рейки. На эти рейки при помощи зубчатых секторов, устанавливают бункера, а внутри опор размещают механизмы их поворота (опрокидывания).

Бункер имеет каркас с двойной обшивкой из стальных листов — внутренней и наружной. Пространство между обшивками служит паровой рубашкой, в которую через штуцера подают пар. В ре­зультате битум перед выгрузкой оплавляется. Бункер при вы­грузке можно опрокидывать на любую сторону пути. Объем одного бункера 11, 8 м3. Вес вагона 35, 25 тс. Вагон вписан в габарит 0-Т.

В последние годы предложена новая конструкция вагона гру­зоподъемностью 50 тс для перевозки нефтебитума (мод. 17-429). Этот вагон имеет три бункера и облегченную раму. Вес тары ва­гона 35, 8 тс; объем одного бункера 19, 7 м3. Вагон вписан в габа­рит 1-Т.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал