Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Н.Ф.Федоров. Дело всеобщего воскрешения






 

ФЕДОРОВ Николай Федорович [26 мая (9 июня) 1829 — 15 (28) декабря 1903, Москва], русский религиозный мыслитель, создатель проекта «Общего дела» человечества по воскрешению умерших, бессмертия живущих и преображению Вселенной в рай, Царство Божие (во исполнение благой вести христианства); родоначальник русского космизма.

В историю культуры и философии Федоров вошел своим сочинением «Философия общего дела» (тт. 1-2; опубликован его учениками в1906-1913).

Русский философ поставил перед человечеством поистине вселенскую задачу: воскресить всех предков.

Достичь этого, по его мнению, можно лишь сообща. «Философия общего дела» Н.Ф.Федорова проектирует идеальный уклад общества, цель которого - преодоление смерти. Человек есть изображение и подобие своих родителей со стоящей за каждым из них вереницей предков. Сыновний долг каждого человека, по Федорову, - понять и почувствовать необходимость возврата жизни тем, от кого он ее получил.

Идеи Н.Ф.Федорова о воскрешении предков не так фантастичны, как может показаться на первый взгляд. Ведь восстанавливаем мы очертания людей, воспроизводим по текстам мысли древних ученых, рассматриваем фотографии своих предков, слушаем магнитофонные записи прежних лет. И в настоящих условиях – восстанавливаем информацию с разрушенного или испорченного носителя, реставрируем картины, снимая слои, более позднего происхождения.

Самостоятельное, личностное воспроизведение человеком идей и событий прошлого – естественное явление. Неестественно оно выглядит лишь на фоне всеобщего заучивания готовых знаний.

Как неразделимы пространство и время, так у Федорова – география и история. Пространство земли, где жили наши предки, неотделимо от времени, поглотившего и поглощающего живущих. География говорит о земле как о жилище, история же – как о кладбище. Федоров писал, что школа будет воспитывать не сынов, пока не восстановит поминальных дней, пока не обратит истории в синодик, а географии в описание не жилищ только, но и кладбищ, то есть школа будет воспитывать не сынов, пока она не будет музеем.

Школа-музей, школа-храм, словесная «икона», регуляция природы, идеальная община, заселение и управление космосом, сверхжизнь, заистория, многие другие понятия и идеи Н.Ф.Федорова оставлены нам не для сведения, но для дела. Такого дела, которое соединит земное, природное чувство родства человека и его извечное стремление к небу, к бессмертию, к безграничному космическому творчеству.

Наверное, пока живо дело, которому служил человек, жив и он сам. Наверное, приходит время «будить» русских богатырей – Святогора, Илью Муромца и тех, кто много сделал для блага России. Нельзя быть «Иванами, не помнящими родства».

 

Есть два класса историков. Первые, находятся ближе к такому положению, когда как бы «за деревьями не видят леса». Они заняты глубоким изучением какой-либо конкретной исторической ситуации в конкретном обществе, одного «дерева», и, как говорят иногда «копают глубоко», собирая факты. Другие, наоборот, пытаются охватить взором всю мировую историю («лес»). Это – две крайности и, конечно, каждый историк делает и то и другое. Конечно, историк и собирает факты и размышляет над ними. Что важнее? Сказать трудно, но сейчас, как кажется, мы находимся в таком положении, что фактов итак очень много и нужно больше думать. Об этом хорошо сказал Ф.М.Достоевский: «Вы говорите: факты, - мы и без того завалены фактами и не знаем, что с ними делать».

Выбирайте, с чего вы начнете или непосредственно с истории, а затем пойдете путем подъема и обобщений до уровня философии, или ознакомитесь с трудами по философии истории, а затем проверите их выводы на конкретном историческом материале.

Начнем же мы с проблемы и посмотрим, какие факты сможем увидеть…

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал