Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О русском языке






 

В русском языке слова Речь (Слово) и Река (Речка) очень связаны. Теперь нам нужно поговорить о языке. Обычно, ученые историю языков сравнивают с деревом («древо языков»), но и река, в какой-то мере напоминает древо, только, как бы перевернутое – вверх кореньями – его начало-корень связан с устьем. Русский язык связывается с большой семьей языков, которые называются «индоевропейскими» (иногда Иафетическими или Яфетическими). Это был единый язык, из которого впоследствии сформировались многие другие, родственные русскому. Прародина же этого языка и место жительства народа, его носителя большинством историков локализуется в южных областях России. Более подробно ниже.

Важность исследования вопросов истоков языка вообще огромна.

К этой проблеме разные люди подходят с разных сторон. Вот, например, как пишет Л.Успенский в книге «Слово о словах» (даем прямой текст):

У разных народов существовали различные мифы по этому поводу. В Евангелии говорится примерно вот что: " В начале было Слово. Это слово было обращено к Богу. Оно само и было Богом. Все было заключено в этом Слове, и помимо него ничего в мире не могло появиться..."

Примечание: Философы и религиозные люди по-разному трактовали греческое слово " логос" - " слово", употребленного автором Евангелия. Они придавали ему много различных, туманных значений - " откровение", " основная сущность всего мира", " образа Божьего" и т.п. Но надо думать, что сам евангелист писал и думал именно о " слове"; потому то он и изобразил его исходящим от Бога и обращенным к Богу. Несомненно также, попросту, понимали затем это место Евангелия бесчисленные его читатели.

Трудно как следует уразуметь, что имел в виду составитель этого туманного рассказа.

Получается, что " слово" (а значит и язык!), существовало на свете раньше, чем появился тот, кто может говорить, - человек. Не он, следовательно, создавал разные слова, напротив того, его самого создало таинственное торжественное " слово": оно породило и человека и мир. Слово, которое звучит в совершенно пустом пространстве и из которого возникает мир! Надо признать, что от такого объяснения ум заходит за разум.

Совершенно иначе говорили об этом библейские древнееврейские мифы. " Бог, - можно прочитать в Библии, - сотворил весь мир" из ничего " за шесть дней". Но сделал он это не сразу. Он начал с того, что сказал: " Да будет свет! " И стало светло. По этому рассказу можно понять, что Бог произносил еврейские слова в то время, когда еще не было не только еврейского народа, но и человека вообще, и даже самой земли. Странным образом он уже умел, так сказать, " заранее" говорить по-древнееврейски, знал еще не существующий язык.

Затем, устраивая отдельные части мира, Бог придумал им разные подходящие названия, по-видимому, тоже на древне-еврейском языке.

Сейчас многие народы пытаются искать корневой язык человечества, используя свой родной. И, думается, это правильно. Так и должно быть. В этих попытках каждый покажет возможности и древность своего языка. Имеем на это право и мы. В свое время меня поразил один казак, который примерно в течение пяти минут рассказывал связную историю, сложенную из слов, начинающихся на одну букву. Подумалось, в каком еще из языков нашей планеты, можно сделать то же самое? Я задавал этот вопрос учителям иностранных языков, но положительного ответа не получил ни от одного из них. Можно было бы привести здесь много высказываний наших выдающихся писателей о русском языке и его величии. Добавлю здесь маленькую зарисовку (не из христианства): «бог создал мир и разделил его пополам по полам». Но хочется дать информацию об одном ученом, имя которого мало известно. Это Шишков А.С.

ШИШКОВ Александр Семенович (1754-1841), русский писатель, государственный деятель, адмирал. Президент Российской академии (с 1813). В 1824-28 министр народного просвещения. Возглавлял «Беседу любителей русского слова». Выступал как архаист. Автор од, переложений псалмов.

Это то и только, что оставили нам официальные историки. Но давайте посмотрим, что же это был за человек и что он сделал для своей Родины. И попробуйте ответить на вопрос: почему такие люди остаются неизвестными народу, почему их труд и талант предан забвению?

Вот что оно писал:

Наш язык – древо, породившее отрасли наречий иных (Язык наш – древо жизни на земле и отец наречий иных)

Да умножится, да возрастет усердие к русскому слову и в делателях и в слушателях!

Я почитаю язык наш столь древним, что источники его теряются во мраке времен; столь в звуках своих верным подражателем природы, что кажется, она сама его составляла; столь изобильным в раздроблении мыслей на множество самых тонких отличий, и вместе с тем столь важным и простым, что каждое говорящее им лицо может особыми, приличными званию своему словами объясняться; столь вместе громким и нежным, что каждая труба и свирель, одна для возбуждения, другая для умиления сердец, могут находить в нем пристойные себе звуки.

И, наконец, столь правильным, что наблюдательный ум часто видит в нем непрерывную цепь понятий, одного от другого рожденных, так что по сей цепи может восходить от последнего до первоначального ее, весьма отдаленного звена.

Преимущество этой правильности, непрерывного течения мыслей, видимого в словах, так велико, что ежели бы внимательные и трудолюбивые умы открыли, объяснили первые источники столь широко разлившегося моря, то знание всех вообще языков озарилось бы светом доселе непроницаемым. Светом, освещающим в каждом слове первообразную, произведшую его мысль; светом, разгоняющим мрак ложного заключения, будто бы слова, сии выражения наших мыслей, получили значение свое от произвольного к пустым звукам их прицепления понятий.

Кто даст себе труд войти в неизмеримую глубину языка нашего, и каждое его слово отнесет к началу, от которого он проистекает, тот, чем далее пойдет, тем больше находить будет ясных и несомнительных тому доказательств. Ни один язык, особливо из новейших и европейских, не может в сем преимуществе равняться с нашим. Иностранным словотолкователям, для отыскания первоначальной мысли в употребляемых ими словах, следует прибегать к нашему языку: в нем ключ к объяснению и разрешению многих сомнений, которые тщетно в языках своих искать будут. Мы сами, во многих употребляемых нами словах, почитаемых за иностранные, увидели бы, что они только по окончанию чужеязычные, а по корню наши собственные.

Глубокое, хотя и весьма трудное исследование языка нашего во всем его пространстве принесло бы великую пользу не только нам, но и всем чужестранцам, пекущимся достигнуть ясности в наречиях своих, часто покрытых непроницаемым для них мраком. При отыскании в нашем языке первоначальных понятий этот мрак и у них бы исчез и рассеялся. Ибо не надлежит слово человеческое почитать произвольным каждого народа изобретением, но общим от начала рода текущим источником, достигшим чрез слух и память от первейших предков до последнейших потомков.

Как род человеческий от начала своего течет подобно реке, так и язык с ним вместе. Народы размножились, рассеялись, и во многом лицами, одеждою, нравами, обычаями изменились; и языки тоже. Но люди не престали быть одним и тем же родом человеческим, равно как и язык, не престававший течь вместе с людьми, не престал, при всех своих изменениях, быть образом одного и того же языка.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал